Автор Тема: Как определить тональность?  (Прочитано 23537 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
Как определить тональность?
« : Января 08, 2005, 12:48:09 »
Как определить, в какой тональности играется композиция (ми-минор, фа-мажор, ля#-минор или там в B-фригийском ладу, A-локрийском и т. д.).
Просто сочинить - не проблема, но вот определить тональность трудновато, чтобы аккомпанемент подобрать.
К примеру как определить здесь тональность?

Оффлайн bbgone

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Freak Your Mind
Как определить тональность?
« Ответ #1 : Января 08, 2005, 13:45:50 »
до мажор;)

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
Как определить тональность?
« Ответ #2 : Января 08, 2005, 13:50:11 »
Ну.........

Оффлайн bbgone

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Freak Your Mind
Как определить тональность?
« Ответ #3 : Января 08, 2005, 13:56:39 »
если ты этого не понимаешь то походи к какомунибудь учителю теориия только взглянул и уже знал
1 признак никаких знаков
2 присутствуют I ступень - C V ступень(доминанта) - G  VI - A которая является паралелльной гаммой к до мажору ну и субдоминанта F
нуи просто сыграй свою последовательность на каком аккорде тебе хочется закончить?? на до мажоре!! с лада ми несколько труднее на них надо настроить слух и просто много всего в них играть придкмать для них ассоциации я например когда хочу загустить играю фригийский лад а когда хочу сыграть чё то типа вая мечтательное (ну или там таиа flyimg in a blue dream) то играю в лидийском... но возилжностей уйма а понимание и слух прихолят с опытом так что ты поучись почитай умрых книжек если через год не сдвинешся с места значит не судьба:(

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
Как определить тональность?
« Ответ #4 : Января 08, 2005, 18:20:57 »
Хотелось бы услышать De  Niss'a AG.
Уж больно он понятно все объясняет - клевый мужик!

К bbgone:
Кстати, не знаю, почему у тебя фригийский лад ассоциируется с грустью - у меня он ассоциируется с чем-то таким загадочным, таинственным и волшебным.

Когда играю его, сразу представляется, что я в лесу темной ночью, по земле расстилается туман, на небе горит полная луна, а на фоне ее летят летучие мыши.
Вот такая вот у меня фантазия по поводу звуков фригийского.

Оффлайн bbgone

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Freak Your Mind
Как определить тональность?
« Ответ #5 : Января 08, 2005, 18:29:14 »
загустить а не загрустить:)а то что у тебя есть свой образ енто клёво!! и впринципе характер лада зависит от ситуации во многом

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Как определить тональность?
« Ответ #6 : Января 08, 2005, 22:56:13 »
Зачем тут подбирать аккомпанимент, если все аккорды уже прописаны? Это же арппеджио и все трезвучия как на ладони... Зачем лезть в дебри, если не видишь очевидного?

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
К GrimGOR
« Ответ #7 : Января 09, 2005, 06:00:53 »
Подобрать-то я могу и соло и аккампонемент (у меня это получается нормально), но я спросил, как мне узнать тональность, что бы увереннее подчеркивать те ноты которые в эту тональность входят. Обыграть каким-нибудь из "основных ладов" и т. д.
Вот в чем дело - как определить тональность или лад.

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Как определить тональность?
« Ответ #8 : Января 09, 2005, 21:28:05 »
1) Я читаю то, что вижу - "Просто сочинить - не проблема, но вот определить тональность трудновато, чтобы аккомпанемент подобрать."
2) bbgone все расписал подробнейшим образом...

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
Как определить тональность?
« Ответ #9 : Января 10, 2005, 05:16:40 »
Help!

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Как определить тональность?
« Ответ #10 : Января 10, 2005, 14:49:11 »
Если не влазить в дебри теории, и говорить не о конкретном фрагменте, то...

Можно, например, втупую выписать все ноты, которые есть в отрывке. По ним уже просто будет определить натуральный мажор (или минор), в котором играется произведение.
Это относится к большинству не слишком заковыристых произведений.

Музыка редко пишется целиком в каком-то особом ладу, поэтому обычно достаточно определить мажор или минор, в котором она написана.

Есть набор нот, смотришь интервальную структуру между ними, "накладываешь" на нее структуру мажора, так, чтобы они совпали - и определяешь тонику. Или просто смотришь с справочник :)

Например, ты определил, что в композиции использованы ноты:
C# - D - E - F# - G# - A - B
Интервалы между ними:
полутон - тон - тон - тон - полутон - тон - тон - ...  (и так далее по кругу)
Структура мажора: тон - тон - полутон -  тон - тон - тон - полутон. Получить такую структуру из найденных нот можно, если начать отсчет с ноты A:
А - B - C# - D - E - F# - G#
То бишь имеем ля-мажор. Или параллельный к нему F#m.
Это на тему "как узнать тональность"


Второй вопрос: как найти опорные ноты, какой лад выбрать для соло.
Тут есть два основных подхода.
Первый подход - менять лад на каждый аккорд. В заданной тональности играются аккорды, и ты воспринимаешь тонику аккорда как тонику лада.
Например, у тебя в примере тональность до-мажор, последовательность аккордов: С / G / Am / F
На каждый аккорд ты играешь отдельный лад:
C-ионийский /  G - миксолид. / А - эолийский / F - лидийский.
Такой подход позволяет точнее попасть в аккорд. Например, если ты играешь что-то мелодичное типа софт-рока, баллад всяких и попсовых медляков, нужно действовать только так.

Второй вариант: ты считаешь тоникой тонику тональности. Если тональность до-мажор, значит тоника - C, и все играем в C-ионийском. Здесь могут возникать небольшие диссонансы, ведь тоника на самом деле меняется вслед за аккордом, а ты мыслишь так, как будто тоника одна и та же - "до". Но многие стили это допускают, например, современный инструментальный рок.

Интересней такой вопрос: если у тебя такая последовательность аккордов, как выше, и вроде бы это до-мажор, а ты хочешь сыграть соло, например, в D-дорийском. Он содержит те же ноты, что и до-мажор, но проблема в том, что тебе надо тоникой сделать D или как-то иначе подчеркнуть, что ты играешь именно в D-дорийском, иначе слушатели его не услышат. Вот тут действительно мозгами пошевелить придется. Например, проставить басисту пиво и пусть он долбит ноту ре на протяжении всего соло :)

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
Как определить тональность?
« Ответ #11 : Января 10, 2005, 17:37:29 »
Цитировать
Есть набор нот, смотришь интервальную структуру между ними, "накладываешь" на нее структуру мажора, так, чтобы они совпали - и определяешь тонику.

Надо обязательно "накладывать" именно мажорную структуру?
Это как правило, которое необходимо запомнить или, может-быть, просто в данном случае так делается.

Оффлайн Pavlik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1979
  • а ты любил рнб-телок?
К bbgone
« Ответ #12 : Января 10, 2005, 19:57:03 »
Цитировать
до мажор

Ты оказался прав.
Ноты в данном отрывке целые (без диезов и бемолей):
CDEFGAB

Только я немного не понимаю, как именно отсчитывать ноты и интервалы между ними. Я делал так:
1. Посмотрел, какая нота на шестой струне самая низкая - G, затем - A, и наконец - C.
2. Посмотрел, какие ноты на пятой струне (начиная с самой низкой): E - F - G
3. Построил цепочку из нот на шестой и пятой струнах (опять же, начиная с самой низкой): GACEFG
Но в этой цепочке нет нот B(си) и D(ре)
И я их просто интуитивно добавил
Хотя эти ноты есть выше:
D(ре) - есть на 2 струне 3 лад (см. рисунок)
B(си) - есть на 3 струне 4 лад (см. рисунок)
Значит, по идее, эти ноты тоже входят в получившуюся цепочку.
В итоге получили (начиная с самой низкой ноты): GABCDEF (соль-мажор)
Но, у меня отрывок начинается с ноты C(до), значит: CDEFGAB (до-мажор)
Т. е. можно обыграть все ноты в отрывке С-ионийским?
А если, допустим, добавить где-нибудь в аккампонемент диез, то уже будет плохо звучать?
Если захочется сделать грустное соло и обыграть C-фригийским (C-Db-Eb-F-G-Ab-Bb). Ведь ноты с бемолями не входят в отрывок? Значит обыгрывать только C-ионийским?

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Re: К bbgone
« Ответ #13 : Января 10, 2005, 21:20:37 »
Хм... нет, не обязательно мажора, можешь "примерять" формулу натурального минора и искать тонику минора. Тоника параллельного ему мажора будет на 3 полутона выше. Без разницы.


Цитировать
Автор оригинала Pavlik
Только я немного не понимаю, как именно отсчитывать ноты и интервалы между ними.

Просто берешь все ноты, какие есть, без учета октав, ставишь их по очереди и считаешь интервалы между ними.
Цитировать
GACEFG
Хотя эти ноты есть выше:
... Значит, по идее, эти ноты тоже входят в получившуюся цепочку.

Именно. Все, какие есть ноты, ставишь в цепочку.

Цитировать
В итоге получили (начиная с самой низкой ноты): GABCDEF (соль-мажор)

Нет, не соль-мажор. В соль-мажоре F#, а не F.
Единственный мажор, в котором могут быть эти ноты - до-мажор.
Аналогично, если "примерять" к этим нотам формулу минора, то начать придется с ноты A - это ля-минор.
Цитировать
Т. е. можно обыграть все ноты в отрывке С-ионийским?

Можно играть соло в C-ионийском, а можно на каждый аккорд играть свой лад (ты, кстати, определил, что в этой последовательности нот играется 4 аккорда?)
Цитировать
А если, допустим, добавить где-нибудь в аккампонемент диез, то уже будет плохо звучать?

Не плохо, но не так мелодично. Как проходящую ноту можно и добавить для разнообразия.

Цитировать
Если захочется сделать грустное соло и обыграть C-фригийским (C-Db-Eb-F-G-Ab-Bb). Ведь ноты с бемолями не входят в отрывок? Значит обыгрывать только C-ионийским? [/B]

Можно обыграть E-фригийским, это лад, параллельный до-мажору (ноты EFGABCD).
Только - я об этом как раз писал - вопрос в том, как ты донесешь до слушателя, что это именно E-фригийский? Ведь ноты в ладах одни и те же, различается только тоника! А тоника для слушателя будет меняться на каждый аккорд: C / G / Am / F, который играет этот гадкий ритм-гитарист.  
Тебе же хочется замутить соло в E-фригийском, значит надо назло ритм-гитаристу сделать тоникой E. Тут тебе и пригодится бутылка пива для басиста (см. выше)

Оффлайн BLACK CAPTAIN

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2249
  • годяй
Как определить тональность?
« Ответ #14 : Января 11, 2005, 02:12:35 »
-=  Вот тут действительно мозгами пошевелить придется.Например, проставить басисту пиво и пусть он долбит ноту ре на протяжении всего соло =-
 неплохо пошевилил мозгами :)