Если не влазить в дебри теории, и говорить не о конкретном фрагменте, то...
Можно, например, втупую выписать все ноты, которые есть в отрывке. По ним уже просто будет определить натуральный мажор (или минор), в котором играется произведение.
Это относится к большинству не слишком заковыристых произведений.
Музыка редко пишется целиком в каком-то особом ладу, поэтому обычно достаточно определить мажор или минор, в котором она написана.
Есть набор нот, смотришь интервальную структуру между ними, "накладываешь" на нее структуру мажора, так, чтобы они совпали - и определяешь тонику. Или просто смотришь с справочник
Например, ты определил, что в композиции использованы ноты:
C# - D - E - F# - G# - A - B
Интервалы между ними:
полутон - тон - тон - тон - полутон - тон - тон - ... (и так далее по кругу)
Структура мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон. Получить такую структуру из найденных нот можно, если начать отсчет с ноты A:
А - B - C# - D - E - F# - G#
То бишь имеем ля-мажор. Или параллельный к нему F#m.
Это на тему "как узнать тональность"
Второй вопрос: как найти опорные ноты, какой лад выбрать для соло.
Тут есть два основных подхода.
Первый подход - менять лад на каждый аккорд. В заданной тональности играются аккорды, и ты воспринимаешь тонику аккорда как тонику лада.
Например, у тебя в примере тональность до-мажор, последовательность аккордов: С / G / Am / F
На каждый аккорд ты играешь отдельный лад:
C-ионийский / G - миксолид. / А - эолийский / F - лидийский.
Такой подход позволяет точнее попасть в аккорд. Например, если ты играешь что-то мелодичное типа софт-рока, баллад всяких и попсовых медляков, нужно действовать только так.
Второй вариант: ты считаешь тоникой тонику тональности. Если тональность до-мажор, значит тоника - C, и все играем в C-ионийском. Здесь могут возникать небольшие диссонансы, ведь тоника на самом деле меняется вслед за аккордом, а ты мыслишь так, как будто тоника одна и та же - "до". Но многие стили это допускают, например, современный инструментальный рок.
Интересней такой вопрос: если у тебя такая последовательность аккордов, как выше, и вроде бы это до-мажор, а ты хочешь сыграть соло, например, в D-дорийском. Он содержит те же ноты, что и до-мажор, но проблема в том, что тебе надо тоникой сделать D или как-то иначе подчеркнуть, что ты играешь именно в D-дорийском, иначе слушатели его не услышат. Вот тут действительно мозгами пошевелить придется. Например, проставить басисту пиво и пусть он долбит ноту ре на протяжении всего соло