Автор Тема: Как подбирать аккорды?  (Прочитано 4692 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Как подбирать аккорды?
« : Мая 03, 2013, 17:48:13 »
Вот меня интересует стандартный вопрос, который всегда всех интересует в принципе. Но обычно, вопрос возникает, когда пытаются подобрать аккорды к какой-то песне и не слышат их на слух.

Меня интересует что: вот "Шутка" Баха, всеми известное произведение. Я слушал разные исполнения, и нигде нет какой-то стандартной сетки аккордов на него. Вот стандартный бас есть, а аккорды все по разному играют. Т.е. послушать и подобрать аккорды на слух уже не получится (хотя на слух я тоже не особо умею). Отсюда вопрос - как подбирать?

Я, когда подбираю аккорды по нотам, действую таким стандартным способом: если я вижу в такте какие-нибудь сплошные "до-ми-соль", то разумеется, это до мажор. Если я вижу то же самое в басе, то вероятно это тоже до мажор. Ну и вообщем так вот и ищу аккорды, пытаясь выделить трезвучия из линии соло или аккомпанемента. Но бывает такое, что в такте нот много или же просто не понятно, от какого аккорда там может быть скрыто трезвучие. И вот тогда кроме как на слух я не знаю, как подбирать. С аккордами тональностей тоже знаком, помогает.

Как вы подбираете аккорды, кроме как на слух? Есть ли какие-то способы делать это по нотному материалу? Какие-либо логические цепочки и т.д.

Ещё вот, интересует такой вопрос - в инете впринципе везде можно найти описание ступеней. I - устойчивая, IV - полуустойчивая, V - самая не устойчивая, стремится в I. Но вот описания II, III, VI, VI ступеней везде размытые. Вопрос - где можно почитать что-либо краткое и конкретное о функции всех ступеней? Чтобы не стостраничные книги, а просто маленькая таблица с примерным описанием функций всех возможных аккордов понятным языком. Или же такого не существует и функции сильно меняются взависимости от контекста?
« Последнее редактирование: Мая 03, 2013, 20:19:53 от ElCaballero »

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #1 : Мая 03, 2013, 19:08:59 »
Все просто... Гармонизировать данную мелодию нужно с простых вещей. Берешь примитивную музыку в до мажор и гармонизируешь аккордами I IV V. То же с ля минором. Там i iv v ...
Например - елочка. Потом можно взять вещи в тех же тональностях, но сложнее. Книг вот прямо на эту тему отдельных не встречал, а жаль. Приходится по крупицам собирать. Посмотри Тюлина

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #2 : Мая 03, 2013, 20:19:15 »
Все просто... Гармонизировать данную мелодию нужно с простых вещей. Берешь примитивную музыку в до мажор и гармонизируешь аккордами I IV V. То же с ля минором. Там i iv v ...
Например - елочка. Потом можно взять вещи в тех же тональностях, но сложнее. Книг вот прямо на эту тему отдельных не встречал, а жаль. Приходится по крупицам собирать. Посмотри Тюлина
Но вот дело в том, что мне сейчас надо вот с этой Шуткой поработать. А её же всю в I IV V не сделаешь. Должна же быть какая-то логика, по которой можно поставить те или иные аккорды, вот её никак не найду.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #3 : Мая 04, 2013, 00:35:58 »
Ты обрати внимание на ноты в басовом ключе. К каким аккордам они принадлежат? Попробуй построить эти аккорды. Логика такова, что нужно подбирать аккорд, из которого происходят ноты мелодии - может быть несколько вариантов звучащих хорошо. Собственно попробуй посмотреть простую тему до мажор моцарта (кажется так). Там гармонизация несколькими аккордами.

... и добавил:

Т. Е. Берешь такт, вписываешь ноты из него и ищешь близкий аккорд. Это может быть что то хитрое... Не только септаккорды и основные трезвучия. Если какая то нота портит картину - ее и убрать можно. В целом мне другого метода не известно. Собственно полный аккорд для гармонизации брать и не всегда нужно.

... и добавил:

Эта вещь Баха должна быть проанализирована для начала... Что весьма непросто :)

... и добавил:

Пс : простая соната до мажор Моцарт

... и добавил:

http://bizetisnotacookie.wordpress.com/2012/02/11/mozart-sonata-semplice-c-dur/
« Последнее редактирование: Мая 04, 2013, 00:48:36 от vs_difer »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #4 : Мая 04, 2013, 19:35:22 »
Не совсем понятна конечная цель действа именно с Шуткой. А зачем там что-то "подбирать", если есть партитура/аранжировка?

Вот стандартный бас есть, а аккорды все по разному играют.
Это тоже не понятно... В каком смысле "аккорды все по разному играют"? Имеешь в виду просто разные инструментовки? Все гармонии (как ты говоришь "до-ми-соль") в разных инструментовках должны быть идентичны, либо это уже не Бах, а полная отсебятина :).

... и добавил:

Как вы подбираете аккорды, кроме как на слух? Есть ли какие-то способы делать это по нотному материалу? Какие-либо логические цепочки и т.д.
Есть, конечно. В партитуре нужно попытаться отделить аккордовые звуки от неаккордовых (проходящих, вспомогательных, задержаний и т.д.), затем посмотреть, в какой аккорд складываются аккордовые. Аккордовые звуки часто берутся на более сильных долях и более крупными длительностями, на них задерживаются и акцентируются. И разумеется, в первую очередь смотреть на бас, т.к. он фактически показывает, демонстрирует гармонию. Также можно обращать внимение на то, какая в результате получается последовательность гармоний, искать знакомые шаблоны, т.е. тривиальные последовательности аккордов.
« Последнее редактирование: Мая 04, 2013, 19:51:13 от MrLf »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #5 : Мая 04, 2013, 21:38:26 »
Цитировать
Это тоже не понятно... В каком смысле "аккорды все по разному играют"? Имеешь в виду просто разные инструментовки? Все гармонии (как ты говоришь "до-ми-соль") в разных инструментовках должны быть идентичны, либо это уже не Бах, а полная отсебятина .
По разному в прямом смысле. Где-то первые три такта обыгрываются просто аккордом B, где-то на каждый такт уже новый аккорд, ну и всё в таком духе. Разумеется, это уже отсебячина, т.к. Бах вроде к этой Шутке сетку аккордов не писал. Хотя может просто этого нету в инете, хз. Ведь, как я понимаю, может быть не один вариант, который звучит и не режет слух на каком-либо месте.

Цитировать
Не совсем понятна конечная цель действа именно с Шуткой. А зачем там что-то "подбирать", если есть партитура/аранжировка?
Для практики, задал преподаватель. Чтобы просто сесть и обыграть аккордами заместо разучивания стандартного басса. Логичным будет ответ, что можно спросить у препода - я и так спрашиваю) Просто решил за одно и здесь, ведь сколько людей - столько мнений, может тут что новое почерпну.
« Последнее редактирование: Мая 04, 2013, 21:40:06 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #6 : Мая 04, 2013, 22:18:08 »
Для практики, задал преподаватель. Чтобы просто сесть и обыграть аккордами заместо разучивания стандартного басса.
Всё равно не совсем понятно, зачем так поступать с Бахом...
Ну, как искать гармонию по нотам, я примерно сказал, а ещё можно взять аранжировку попроще, там будет меньше нот, легче разбираться. Например: http://notydoma.ru/wp-content/uploads/2012/07/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE.pdf

... и добавил:

Хотя, oops, эти ноты вроде не проще, чем в заглавном посте :).

... и добавил:

Ещё вот, интересует такой вопрос - в инете впринципе везде можно найти описание ступеней. I - устойчивая, IV - полуустойчивая, V - самая не устойчивая, стремится в I. Но вот описания II, III, VI, VI ступеней везде размытые. Вопрос - где можно почитать что-либо краткое и конкретное о функции всех ступеней? Чтобы не стостраничные книги, а просто маленькая таблица с примерным описанием функций всех возможных аккордов понятным языком. Или же такого не существует и функции сильно меняются взависимости от контекста?
На терцию выше и ниже каждого из главных трезвучий расположены побочные трезвучия, находящиеся в близком функциональном родстве с главными трезвучиями, которое обусловлено наличием у этих аккордов двух общих звуков:
II - IV - VI - I - III - V - VII
-----S------       ------D------
          -----T------
На схеме три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях (ступени лада, на которых построены аккорды, показаны римскими цифрами) входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево (см. схему) постепенно уменьшается звуковая связь с ней (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой). Функция медиант может меняться, т.е. например, VI может быть использована как в качестве тоники, так и в качестве субдоминанты. В разных ладах могут иметься свои особенности: например, в гармоническом миноре трезвучие III не применяется в качестве тоники, т.к. несмотря на наличие с тоникой двух общих звуков, является резко неустойчивым аккордом (увеличенным трезвучием).

Основное направление гармонического движения выглядит следующим образом:

    T - S - D - T
    T - S - T - D - T

Любая функция этой схемы может быть заменена одним из побочных представителей той же самой функции.

Побочный аккорд может не только заменять свой главный, но и появляться и до, и после него. Для такого гармонического движения (внутри функциональных групп) характерна тенденция к усилению функциональной яркости — более слабый представитель функции тяготеет к переходу в более сильный. При обратном движении возникает эффект "упрощения" гармонии, ослабления напряжённости. Таким же образом, в последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, но не наоборот.
« Последнее редактирование: Мая 04, 2013, 22:37:09 от MrLf »

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #7 : Мая 05, 2013, 00:18:30 »
MrLf,, спасибо. Тоже очень актуально...
Сейчас наигрываю простую музыку и постоянно возникают вопросы относительно того, какими аккордами какие ступени гармонизировать.
Простейший пример (как и у Севастьянова в одном из уроков)...

Most Beautiful "Sad Song"
Правая рука - 5 нот. Левая рука - Остианто. Звучит ИМХО хорошо.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #8 : Июня 13, 2013, 17:59:12 »
Вот не могу понять, каким аккордом обыгрывать выделенный такт. На мой взгляд, основные ноты тут D, Gb и A. Но какой из них аккорд можно составить я не очень пойму. Так же смущает появившийся Ми бекар.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2013, 18:01:26 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #9 : Июня 13, 2013, 18:34:33 »
D/C

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #10 : Июня 13, 2013, 18:59:17 »
D/C
Точняк, оказывается надо было представить Gb как F#.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #11 : Июня 13, 2013, 19:34:04 »
Так же смущает появившийся Ми бекар.
add9 или add2


... и добавил:

А Соль-бекар — получается add4 или add11.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2013, 19:37:05 от MrLf »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #12 : Июня 14, 2013, 19:04:11 »
Раньше в Guitar Pro 5, во вкладке аккорды, можно было ввести ноты и там показывало, какой аккорд они могут создавать. Но вот в GP 6 в этой вкладке это убрали, ноты туда не вводятся. Кто знает, как там найти подобную функцию и есть ли там она вообще? Если нет, то есть ли сторонние программы какие, которые по нотам пишут возможные аккорды? А то у меня очень частая проблема, что вижу ноты, вроде бы все возможные варианты перебрал, и какой это аккорд так и не пойму.

Оффлайн 57

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • Репутация: +136/-7
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как подбирать аккорды?
« Ответ #13 : Июня 14, 2013, 22:21:02 »
наверное опыт, я по примитивному поступаю сначала нахожу одну -две ноты потом разные аппликатуры аккордов перебираю куда они входит) Не всегда помогает, хорошо бы иметь программу типа shazam которая могла бы анализировать спектр и выдавать сразу аккорд..