Автор Тема: Как подобрать аккорды к соло?  (Прочитано 18417 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #15 : Апреля 20, 2011, 01:36:03 »
Для меня так: я не представляю, как можно слышать мелодию не ощущая гармонического контекста. Это что мелодия чисто одноголосная? Это во-первых.
Во-вторых, можете себе представить, что сначала Колтрейн придумал мелодию Giant  Steps, а потом вот так у него получилось гармонизовать мелодию оборотами по большим терциям?
Или возьмем другую тему - How High The Moon. Там мелодия проводится по гармонической секвеции ii-V-I - по тонам. Явно, что человек играл левой рукой гармонические обороты, а правой придумывал под них гармонию. И так большинство традиционных джазовых тем. Не представляю, как можно было бы сочинить Stella by Starlight, не подразумевая тех гармоний. которую ее подразумевают. А Вы?

Но не только джазовых. Гармонический стиль, например Кобейна, говорит о том, что он искал интересные гармонические обороты и на них напевал простую мелодию.
А вы можете представить, что Yesterday сначала была сочинена  от начала до конца только мелодия, а потом Маккартни "гармонизовал" ее? Там уже в мелодии присутствует та самая гармония.
Другой пример - " One Note Samba" - то есть сначала Жобим придумал тему на  одной ноте (хы), а потом парился, гармонизуя ее? Думаю он сочинял эту тему сразу в двух измерениях..
Вообще многие темы содержат такие модуляции, что не слыша соответствующей гармонии под ними, их не сочинишь.
Многие композиторы сочиняют за инструментом, перебирая гармонии и ища адекватную им мелодию. 

Цитировать
но гармония идущая впереди предопределяет движение мелодии,
Я могу привести пример, когда Метини играл определенные гармонии, передавая настроение и неопределенную тему и только позже у него появилась конретная мелодия на эту гармонию...
Я уж не говорю, о Холдсворте, у которого мелодия рождается из верхних голосов всяких параллельно двигающихся созвучий.

Цитировать
в то время как мелодию можно свободно развить, но лишь потом гармонизовать
.
Это только кажущаяся свобода. Как только выходишь за рамки диатоники, слух должен подсказать, что происходит с тональностью. Иначе так и будешь в диатонике на тоническом аккорде сочинять )
У Баха, например, во всех одноголосных произведениях четко прослушивается гармония - отклонения, секвенции... Не думаю, что он не слышал той гармонии ))

Вообще, во многих произведениях основная изюминка заключена именно в гармонии и понимаешь, что именно это было задачей композитора. Не говоря уж о том, что рокеры порой сочинят коллективно, когда группа что-то играет, а вокалист ищет на этот грув или рифф какую-то вокальную партию, которая и становится потом темой.

6-grannik, я привел пример вещи (GS - Колтрейна) , в которой явно доминирующей идеей была гармония. Можете Вы (или ваш преподаватель) привести пример яркой темы, который бы однозначно показывал, что там сначала была придумана только мелодия, а гармония "приделана" позже?
По-моему это бывает только в задачах по гармонии и в случаях, когда кто-то модернизирует - регармонизует чужую вещь.
Я уточню: часто импульсом является какой-то мотив, но когда начинаешь его развивать и продолжать, то гармония становится "локомотивом" этой мелодии.

Я высказал свое мнение. Но, я думаю, что следует остановиться на компромисном мнении sterile_space  - "разные люди и думают, и сочиняют тоже по-разному".



... и добавил:

PS Что касается Манчини, то уверен, что он сочинял за роялем и сочинял мелодию сразу подставляя под нее гармонию.
« Последнее редактирование: Апреля 20, 2011, 01:51:35 от eye »

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #16 : Апреля 21, 2011, 15:43:29 »
Интересно, существует ли какой-либо специальный метод  развития способности слышать (узнавать) ту гармоническую основу, которая отвечает рождающейся в голове мелодии или это исключительно следствие композиторского опыта?  В попытках поиска этой гармонической составляющей на инструменте всегда происходит деформация слышимой мелодии, что очень часто приводит к ее элементарному забыванию или потере исходной идеи.

Оффлайн mark777

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 335
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #17 : Апреля 21, 2011, 15:53:32 »
Что меня больше беспокоит так это то когда ты вместо того чтобы "услышать" что-то новое - "слышишь" только какие-то свои знакомые фразы, ходы...

Оффлайн NeCaster

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3314
  • Тут никогда не будет вашей рекламы
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #18 : Апреля 21, 2011, 16:05:44 »

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #19 : Апреля 22, 2011, 15:42:38 »
Интересно, существует ли какой-либо специальный метод  развития способности слышать (узнавать) ту гармоническую основу, которая отвечает рождающейся в голове мелодии или это исключительно следствие композиторского опыта?  В попытках поиска этой гармонической составляющей на инструменте всегда происходит деформация слышимой мелодии, что очень часто приводит к ее элементарному забыванию или потере исходной идеи.
Да, я понимаю, о чем идет речь.
То есть как бы слышишь аккорд в голове, пробуешь один, другой - не подходит?
Тогда тупо бас нужно подобрать - это легче, и это спасет от "деформации" мелодии.
А потом уже после осознания скелета, заполнить до полных аккордов. Но я сильно подозреваю, что сочиняя мелодию, отдельно от аккордов (или баса), особо далеко от t-s-d не уйдешь, соответственно, 90%, что "подобрать" аккорды, подразумеваемые автором самому автору не составит никакого труда (пробуйте по очереди все ступени лада на "смену аккорда"). Если и это вызовет "деформацию" - тогда радикальный способ: напеть мелодию на микрофон - тогда точно не деформируется. Кстати, записав, можно также голосом подпевать бас, или джыыыынь-дж-дж-дж...и подобрать тогда точно будет просто.

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #20 : Апреля 23, 2011, 19:16:01 »
Тогда тупо бас нужно подобрать - это легче, и это спасет от "деформации" мелодии.
А потом уже после осознания скелета, заполнить до полных аккордов.
Боюсь, что это не важно один бас или сразу аккорд подбирать - работа  для головы одна и та же, а вот на счет записи идеи на диктофон - это в точку. По крайней мере это уберегает от ее безвозвратной потери при поиске гармонии.

Оффлайн j0ey_T

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 329
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #21 : Ноября 05, 2018, 20:01:04 »
Добрый вечер,

прошу подсказть другое: что нужно знать и уметь, чтоб сочинить свое соло? Пусть простое, но сочинить по правилам  теории свое.

С сольфеджио у меня никак, хоть и хожу в вечернюю муз.школу по классической гитаре, не зашла мне теория.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #22 : Ноября 05, 2018, 20:14:44 »
Если без правил, то можно отталкиваться лишь от тоники и терций для мелодии, и квинт-септим для соло-импровизации,. :hmmm:
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2018, 20:16:26 от phill »

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #23 : Ноября 05, 2018, 23:27:48 »
Добрый вечер,

прошу подсказть другое: что нужно знать и уметь, чтоб сочинить свое соло? Пусть простое, но сочинить по правилам  теории свое.

С сольфеджио у меня никак, хоть и хожу в вечернюю муз.школу по классической гитаре, не зашла мне теория.

написал кучу текста про мажорную/минорную гамму, пентатонику и т.п. потом стер, ведь простое соло сочиняется просто - включи аккорды и попробуй просто напевать соло. если понравится, повтори на диктофон, пока не забыл, затем подбери на гитаре и выучи. вуаля :)

... и добавил:

в принципе для начала достаточно знать ноты на грифе, гамму до мажор/ля минор, пентатонику и заполнение пентатоники нотами этой гаммы. теория обычно мало участвует в сочинении, это потом уже можно проанализировать, что ты там натыкал от души)))
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2018, 23:32:15 от dura4ok »

Оффлайн j0ey_T

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 329
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #24 : Ноября 06, 2018, 00:26:00 »
пентатоника, тоника - помогают определять интерывалы между нотами, засим нужны?
Если без правил, то можно отталкиваться лишь от тоники и терций для мелодии, и квинт-септим для соло-импровизации,. :hmmm:

чуть понятней.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #25 : Ноября 06, 2018, 01:05:44 »
пентатоника, тоника - помогают определять интерывалы между нотами, засим нужны?

пентатоника и тоника - это понятия из разных категорий. тоника - это, упрощенно, тональный центр, ключевая нота гаммы, а пентатоника - это такая гамма из 5 нот))

Оффлайн MaXXL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • не флудер (см. дату реги)
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #26 : Ноября 06, 2018, 09:01:32 »
Добрый вечер,
прошу подсказть другое: что нужно знать и уметь, чтоб сочинить свое соло? Пусть простое, но сочинить по правилам  теории свое.
С сольфеджио у меня никак, хоть и хожу в вечернюю муз.школу по классической гитаре, не зашла мне теория.
Самое простое, берешь ноты из гаммы нужной тебе тональности и  играешь их в рандомном порядке) переставляешь чтобы на слух красиво звучало, используешь различные длительности нот и т.д. 
Но опять же, нужно знать тональность и все знаки.

например  ля минор

« Последнее редактирование: Ноября 06, 2018, 09:06:58 от MaXXL »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #27 : Ноября 06, 2018, 21:30:16 »
А если другие тональности? То гриф заполнится точками без промежутков? ??? Сколько уже можно "постить" эти точки и самое главное для чего? Для определения тональности достаточны знаки при ключе! :)

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #28 : Ноября 06, 2018, 22:02:38 »
надо же с чего-то начинать. обычно начинают с "чистых" гамм до мажора/ля минора

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как подобрать аккорды к соло?
« Ответ #29 : Ноября 06, 2018, 22:31:50 »
А если другие тональности? То гриф заполнится точками без промежутков?
В том-то и дело, что все останется - точки-ступени просто сдвинутся так же как и, собственно, ступени.
При импровизации "точко-ступень" гораздо важнее, чем ноты. Ноты нужны только для установки начальных пунктов для ступеней  - тональность, аккорд, положение на грифе.

Цитировать
Для определения тональности достаточны знаки при ключе! :)
При каком еще ключе? Вот у человека в руках "гетара" - где там ключ со знаками? Каким ключом пользовался ББ Кинг или, там Хендрикс? Открывалка для пива не подойдет? ))
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2018, 22:39:22 от eye »