Для меня так: я не представляю, как можно слышать мелодию не ощущая гармонического контекста. Это что мелодия чисто одноголосная? Это во-первых.
Во-вторых, можете себе представить, что сначала Колтрейн придумал мелодию Giant Steps, а потом вот так у него получилось гармонизовать мелодию оборотами по большим терциям?
Или возьмем другую тему - How High The Moon. Там мелодия проводится по гармонической секвеции ii-V-I - по тонам. Явно, что человек играл левой рукой гармонические обороты, а правой придумывал под них гармонию. И так большинство традиционных джазовых тем. Не представляю, как можно было бы сочинить Stella by Starlight, не подразумевая тех гармоний. которую ее подразумевают. А Вы?
Но не только джазовых. Гармонический стиль, например Кобейна, говорит о том, что он искал интересные гармонические обороты и на них напевал простую мелодию.
А вы можете представить, что Yesterday сначала была сочинена от начала до конца только мелодия, а потом Маккартни "гармонизовал" ее? Там уже в мелодии присутствует та самая гармония.
Другой пример - " One Note Samba" - то есть сначала Жобим придумал тему на одной ноте (хы), а потом парился, гармонизуя ее? Думаю он сочинял эту тему сразу в двух измерениях..
Вообще многие темы содержат такие модуляции, что не слыша соответствующей гармонии под ними, их не сочинишь.
Многие композиторы сочиняют за инструментом, перебирая гармонии и ища адекватную им мелодию.
но гармония идущая впереди предопределяет движение мелодии,
Я могу привести пример, когда Метини играл определенные гармонии, передавая настроение и неопределенную тему и только позже у него появилась конретная мелодия на эту гармонию...
Я уж не говорю, о Холдсворте, у которого мелодия рождается из верхних голосов всяких параллельно двигающихся созвучий.
в то время как мелодию можно свободно развить, но лишь потом гармонизовать
.
Это только кажущаяся свобода. Как только выходишь за рамки диатоники, слух должен подсказать, что происходит с тональностью. Иначе так и будешь в диатонике на тоническом аккорде сочинять )
У Баха, например, во всех одноголосных произведениях четко прослушивается гармония - отклонения, секвенции... Не думаю, что он не слышал той гармонии ))
Вообще, во многих произведениях основная изюминка заключена именно в гармонии и понимаешь, что именно это было задачей композитора. Не говоря уж о том, что рокеры порой сочинят коллективно, когда группа что-то играет, а вокалист ищет на этот грув или рифф какую-то вокальную партию, которая и становится потом темой.
6-grannik, я привел пример вещи (GS - Колтрейна) , в которой явно доминирующей идеей была гармония. Можете Вы (или ваш преподаватель) привести пример яркой темы, который бы однозначно показывал, что там сначала была придумана только мелодия, а гармония "приделана" позже?
По-моему это бывает только в задачах по гармонии и в случаях, когда кто-то модернизирует - регармонизует чужую вещь.
Я уточню: часто импульсом является какой-то мотив, но когда начинаешь его развивать и продолжать, то гармония становится "локомотивом" этой мелодии.
Я высказал свое мнение. Но, я думаю, что следует остановиться на компромисном мнении
sterile_space - "разные люди и думают, и сочиняют тоже по-разному".
... и добавил:PS Что касается Манчини, то уверен, что он сочинял за роялем и сочинял мелодию сразу подставляя под нее гармонию.