По-моему еще никто не говорил про всякие уловки в сочинении партии.
Делитесь секретиками!
Бывает так, что композиция (или часть её) уже вроде готова, но не хватает одной партии, вы вроде ее примерно слышите, но "во плоти" выходит что-то совсем тривиальное, тыщу раз сыгранное (по этому и просится сразу в голову).
Пусть это будет бэк-партия гитары, с приглушенными струнами на чистом звуке - аля фанк.
Чего делаю я. Беру фруктовый piano roll (подойдет любой миди-редактор) и вбиваю туда этот "напросившийся" кусок точно так, как он напросился. (Естественно, вбиваются партии остальных струментов, тут зависит от аранжировки, бывает хватает баса с драмами, или тупо пад с гармонией).
Слушаю. Через какое-то время мое "фи" от заезженного куска проходит, и даже начинает казаться, что "годится!".
Можно остановится и на этом этапе, но так не интересно.
Вариант (для не очень одаренных, но творческих чуваков) :
1) двигаем ритмику - длительности нот, акценты, синкопы, триольность-квартольность. Не поверите, сколько тупорылых примитивных мелодий стали сочными только из-за одной правильной триоли в квартольном контексте!
С ритмикой главное не переборщить. Попытайтесь понять, почему всплывший в голове клишейный кусок стал клише, ухватите его посыл, атмосферу (визуальные образы очень помогут - вы можете даже вспомнить клип, в котором был подобный кусок, или просто ассоциации с ним, и у вас от него мурашки побежали - это сгодится).
Ухватив суть, измените ритмику смело, рубите с плеча, но так, чтоб этот посыл оставался.
Также не уходите от задачи этой партии в контексте песни. Вы можете увлечься и уйти совсем в другую сторону (из этого даже может родиться идея новой песни), но не портите первоначальную идею, лучше сделайте отдельную заготовку на будущее.
В идеале вы получите новое клише, но уже своё (не забудьте запатентовать
).
2)"мелодия", или в случае с моей бэк-партией, прото-мелодия. Если нужный ритм найден, пробуем изменить мелодическую линию.
Сначала пробуем удалить ненужные ноты (в данном случае имеется ввиду звуковысотность ритмически сформированной партии). Это сложно.
Вариант - привести всю партию к одной-двум нотам, возможно, слух или мозг подскажут направление. Лучше всего попробовать напеть. Или тупо подвигать "кубики".
Ну, с мелодией тут каждый сам себе "знаток" и великий композитор.
Этот подход намеренно не использует гитару, т.к. мозгу сложно разорвать оковы пальцевых привычек - есть некий страх выйти с протоптанной дорожки, а гениальная нота - вот она, на той же струне, только палец сдвинь! (или наоборот, не сдвигай!
кстати, много интересного вылезает, если в сложной мелодической партии повторять ноту в неожиданном месте).То же и с ритмикой - в правой руке "забито" множество ритмов, но, с другой стороны, ты зависим от них, тут большая доля спинного мозга, и чтобы (частично!) выйти из-под его влияния, нужна дополнительная энергия. Смещение на одну восьмую - и из дебилизма получаем сочняк!
Насчет "рождения в голове гармонии" я бы тоже хотел поговорить, но это вроде тут оффтоп будет.