Автор Тема: Как вы слышите гармонию на инструменте?  (Прочитано 2673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mi-fa-mi Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1812
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Или: Вы ВООБЩЕ ее слышите?  :)

Попытаюсь спросить совета, но мысль выразить четко, боюсь, не получится  ???

Сразу оговорюсь - речь идет о музыке (или многоголосой партии), исполняемой на одном инструменте - гитара или клавиши.

Например Холдсворт так мыслит - аккорды это просто несколько голосов двигающиеся в ладу. Кажется, Эрик Джонсон говорил о таком же подходе.

Это очень интересно.  :hitrez:
Действительно мыслит, то есть всегда? eye, вас послушать, так Холдсворт вообще сверхчеловек  :)
А если серьезно, то реально ли "обычному" человеку прослеживать хотя бы три голоса в меняющихся аккордах, не срываясь на звучание самого-в-себе аккорда? я пробую расслушивать движение голосов в оргАнных падовых штуках с трех-четырехзвучными "аккордами",  но прихожу к выводу, что скорее всего, мной это воспринимается как узкий  интервал сверху или посередине + бас, все остальное "обращается" слухом во что-то близкое этому варианту. Наверное, слух просто автоматически слышит, то что привык слышать, многие аккорды в органно-падовом исполнении вводят меня в ступор, т.к. они где-то "посередине и повсюду" (как правило это оказывается аккорд 7-й ступени  ;D )

О чем это я...
Вот мне интересно, кто-нибудь кроме Холдсворта из гитаристов способен мыслить голосами?
И как вообще "правильно" слышать клавир? В смысле слышать всё и сразу? альт-сопрано слева (снизу), бас-тенор справа (вверху)? 2+2? 1+2+1? Понятно, что в зависимости от структуры голосоведения возможны различные варианты. Если два  голоса идут "за ручку" друг с другом - тут уже легче, а если нет? Вот тут был уже пример с Air  ??? Баха, там как бы бесконечно распускающийся цветок... - там-то как отдельные голоса услышать? У меня мозг лопается.
Те, кто "слышит" голоса отдельно - может вы придаете каждому голосу свою индивидуальную окраску, типа, персонифицируете, разделяете на как бы (человеческий?) квартет? Но тогда получается вы не слышите аккорд как монолитную вещь-в-себе? Или он таки звучит на заднем плане?

Если идет гармонический пад с медленной атакой, такие липкие "медузы", затрудняет ли это расслышивание всех голосов по отдельности?

Как вообще надо музыку слышать?!  ;D
То есть, как нужно ее слышать, чтобы... ??? тьфу ты!  :D
Не знаю, в общем  ???
Может, я вообще не то слышу? Или этот ленивая привычка слуха - должны быть голос, гитаро, бас, ударные, ну и там клавиши чего-то где-то.., а когда привычной среды нет, все начинает слипаться?
короче, закругляюсь, может кто-нибудь поймет, что я имел в виду,я уже запутался  :D

Оффлайн funktom

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 68
  • Репутация: +9/-1
Все будет просто(или хотя бы понятнее), если изучить вопрос гармонизации ладов.

Оффлайн sk8er

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 151
  • Репутация: +7/-0
Послушал Air...одновременно голоса не слышу.Слышу мелодию и бас отчетливо а остальные голоса интервалом, причем все голоса слышу не одновременно а переключяясь между ними.Иногда удаеться услышать все но тогда теряеться связь в голове с предыдущими нотами.

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1057
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Наверно дело в привычке.

А вообще, как же это бесит: садишься послушать музыку, через 30 секунд уже забываешь обо всех благих намерениях, начинаешь вычленять голоса, слушаешь, как гитарист/басист/барабанщик/органист/скрипач и т.п. сыграли, думаешь, сыграл бы тыт так, потом, написал бы ты так и так далее. Может быть надо просто расслабиться и получать удовольствие?

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
sk8er, ну это полифония,, а так тоже всегда чётко нащупываю тонику и дальше по интервалам,, терция с квинтой, а остальные украшательства разбираю уже более пристально,, иногда просто угадываю,,

Оффлайн Magoga

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 403
  • Репутация: +35/-2
крайние голоса в аккорде самые важные - их нада слушать в первую очередь

... и добавил:

нада в голове держать гармонический ритм - и успевать находить нужные аккорды, соблюдая плавное голосоведение, особенно в верхнем голосе ... как то так  ???
« Последнее редактирование: Мая 25, 2010, 23:29:09 от Magoga »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
eye, вас послушать, так Холдсворт вообще сверхчеловек
Чтобы понять, что АХ сверхчеловек (в муз. плане) надо не меня слушать, а его  :)
Как он слышит и мыслит не знаю, но точно, не как остальные.
Впрочем иметь подход в способе конструирования гармонии и реально слышать постоянно каждый голос 0 разные вещи.
Если специально не вслушиваться в каждую ноту (когда снимаешь), я слышу краски аккордов, краски интервалов в него входящих, функции, крайние голоса, какое-нибудь заметное голосоведение и "знакомые гармонии".

Насчет сверхчеловеков - ну, ведь пишут люди 4х-голосные диктанты.
Да и когда я занимался классической гармонией и делал задачи 9с последующей игрой на фоно) в 4х голосном складе, тоже вроде слышал каждый голос. Но это несколько иное - идеальные условия для слуха (думаю-вижу-знаю-играю), рафинированные гармонии - строго 4 голоса и все по правилам.

Оффлайн Mi-fa-mi Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1812
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Может быть надо просто расслабиться и получать удовольствие?
Ну надо ж иногда проанализировать, что слышишь!  :)
крайние голоса в аккорде самые важные - их нада слушать в первую очередь
Хорошо, то есть если так... то в голове ведешь крайние голоса и в то же время следишь за серединой? Т.е. (бас-сопрано) + (альт-тенор)?
Если специально не вслушиваться в каждую ноту (когда снимаешь), я слышу краски аккордов, краски интервалов в него входящих, функции, крайние голоса, какое-нибудь заметное голосоведение и "знакомые гармонии".
А если вслушиваться? Слышите всё "поголосно"?

Цитировать
рафинированные гармонии - строго 4 голоса и все по правилам
Ну понятно, нужно же с идеальной модели начинать плясать, давайте их и возьмем. Мне интересно, как вообще подразумевается осуществление "многопоточности" такого слышания. То есть, есть же какой-то "правильный" алгоритм распознавания. Если мы следуем Magoga-style, то в текущем аккорде из 4 нот получается так (наверное):
1) слышим слуховое "пятно"
2) выделяются границы - контур - верхний и нижний голос (следим за 2-мя сразу)
3) выделяется наполнение - средние голоса (следим за 2-мя сразу)
4) разлепляются средние голоса

или, вместо 3) и 4) делаем то же, что в 2) - то есть как бы контур в контуре, слышим 2-крайних снаружи и 2 крайних внутри, но это уже...  :crazy:

Потом идет следующий аккорд, и ты соответственно соединяешь крайние и средние голоса....

То есть получается 2+2 - как бы 2х-ядерный процессор.
 
Или как? Или подразумевается, что ты смотришь сразу 4 телевизора? Если научиться смотреть 4 телевизора, поможет ли это в расщеплении мозга-слуха? Или это расщепление мнимое, это только конечный этап быстрых мысленных трансформаций?
То есть, может кто-то слышит текущий аккорд (лад такой-то, о! это это такой-то септаккорд, ноты в нем такие-то, а
 следующий вот такой, то есть ми стало фа, а соль - ля...), т.е. слышит обращения аккордов и из них "вычисляет"?
 


Оффлайн Magoga

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 403
  • Репутация: +35/-2
тут нужно конкретизировать слышание вообще. Одно дело диктанты - аналитическое слышание, или аккордовая импровизация в грифовой сетке аля АХ, chord melody playing - предслышание.... потом еще большой вопрос чего больше во втором случае: слышания или видения

... и добавил:

а мозг - это скорее одноядерный процессор с быстрым переключением задач  ;D
« Последнее редактирование: Мая 26, 2010, 12:23:33 от Magoga »

Оффлайн Mi-fa-mi Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1812
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Цитировать
тут нужно конкретизировать слышание вообще
Ну пусть будет аналитическое слышание уже сыгранного кем-то, т.е. слушаешь в первый раз.

Цитировать
а мозг - это скорее одноядерный процессор с быстрым переключением задач 
т.е. невозможно больше одного события одновременно слышать, мечешься от одного к другому? Что-то сомневаюсь...2 ядра как минимум должно быть, кажется  ???

Оффлайн Lomani

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1745
  • Репутация: +276/-620
  • рустер
Re: Как вы слышите гармонию на инструменте?
« Ответ #10 : Мая 26, 2010, 13:54:09 »
Блин,затрудняюсь ответитьа,даже объяснит не могу..просто слышу как должно быть,ммммм  :pozor:

Оффлайн Magoga

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 403
  • Репутация: +35/-2
Re: Как вы слышите гармонию на инструменте?
« Ответ #11 : Мая 27, 2010, 23:11:07 »
Mi-fa-mi, посмотри книжку Ron Gorow - Hearing and writing music

Оффлайн Mi-fa-mi Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1812
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Re: Как вы слышите гармонию на инструменте?
« Ответ #12 : Мая 28, 2010, 10:57:28 »
Mi-fa-mi, посмотри книжку Ron Gorow - Hearing and writing music
Класс!!! Спасибо!! То, что нужно!  :i_am_so_happy:
Цитировать
It makes a simple and elegant presentation of the internal process by which we hear sounds and music, how we recognize intervals, chords, melody, harmony, counterpoint, and the timbre of instrumentation/ orchestration...
 
Сейчас качаю! Magoga, плюсег лови!  :)

Оффлайн JesterSong

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1346
  • Репутация: +319/-427
  • The Pastor Of Disaster
Re: Как вы слышите гармонию на инструменте?
« Ответ #13 : Мая 28, 2010, 12:07:54 »
Не совсем понятен вопрос. Слышу ли я гармонию, играя определенный звукоряд или что?

Оффлайн Mi-fa-mi Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1812
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Re: Как вы слышите гармонию на инструменте?
« Ответ #14 : Мая 28, 2010, 12:23:40 »
JesterSong, играя аккорды слышишь звуковые пятна (1аккорд-одно пятно) или движение голосов?