modus2000,
Ну в тональности До мажор нет чёрных же клавиш, поэтому я так и привёл пример. Кажется теперь дошло что ступень это просто один звук из набора конкретной тональности.
Представление о том, что у тональности есть ступени, верно, но неполно; ведь в действительности "ступени тональности" -- это (присущие звукоряду -- как материальной основе возникновения тональности) звуки определённой высоты, которые выполняют в тональности определённые функции.
Видите, вам приходится прибегать к таким не отображающим сущности и, я бы сказал, элементов тональности понятиям, как "клавиши" (а, например, на гитаре -- это струны), в то время как речь о музыкальных звуках определённой высоты (или, точнее, о звуковысотностях -- т.е. ещё не экзистирующих музыкальных звуках, но [пред]определённых звуковысотных "позициях", на которых могут [про]звучать звуки), из (на высоте) которых (по)строится звукоряд, в котором образуется тональность и составляющие котор(ый/ую) (как звукоряд, так и тональность) звуки именуются ступенями.
Т.е. если тональность сдвинуть, то по разница высоты звука между тоникой и допустим III ступенью останется неизменной, независимо от того какие клавиши будут это в новой тональности.
Верно. Соотношение между ступенями, независимо от изменения абсолютной высоты, останется неизменным.
PS я кстати ещё понятия ГАММА не понимаю. Отличие гамма/пентатоника/диатоника
Диатоникой называется октавный (*) гептатонный (7-звучный) звукоряд, который строится последовательностью (6-ти) кварт/квинт вверх/вниз (от основания) (напр., f0>c1>g2>d3>a4>e5>b6 [кол-во шагов] = f1>c2>g3>d4>a5>e6>b7 [кол-во звуков]), и образовавшаяся в результате следования интервалами (квартами/квинтами) охватывающая несколько октав структура (f¹,c²,g²,d³,a³,e⁴,b⁴) впоследствии приводится в единую октаву (c¹,d¹,e¹,f¹,g¹,a¹,b¹) и звуки оказываются расположенными в последовательности т-т-п-т-т-т-п (т = [интервал] тон, п = [интервал] полутон -- отсюда [о преобладании тонов] и название диатоника), что (приведение составляющих данный звукоряд звуков в единую октаву) делает данный звукоряд октавным (т.е. повторяющимся через октавы: напр., c¹,d¹,e¹,f¹,g¹,a¹,b¹;c²,d²,e²,f²,g²,a²,b²;c³).
* Октава (-- музыкальный интервал, в котором частота верхнего звука в два раза больше низкого) -- субъективно (на слух) очень гармоничный (созвучный с тоном, от которого строится) интервал, служащий повторением "точки отсчёта" в восприятии такого явления, как тональные функции, в случае октавных звукорядов.
Пентатоника -- 5-звучный звукоряд, построенный (как и диатоника) последовательностью кварт/квинт вверх/вниз (напр., c>g>d>a>e) -- с точки зрения структуры отличающийся от диатоники отсутствием полутонов на периферийных ступенях (f/b), что делает одну пентатонику (напр., c,d,e,g,a) "вписывающейся" в неск. диатонических (и не только) звукорядов (напр., диатоника F: f,g,a,bb,c,d,e; диатоника C: c,d,e,f,g,a,b; диатоника: G: g,a,b,c,d,e,f#).
Имеет самостоятельное выразительное значение.
Понятие гамма (музыкально-теоретическое в русском языке) содержит в себе, по меньшей мере, 2 смысла (не путать со значением/определением):
1 из которых я описал -- это последовательное (вос/нисходящее) извлечение (всех звуков) звукоряда, как правило, начинающееся и завершающееся одноимённым тоном в разных октавах (напр., c¹,d¹,e¹,f¹,g¹,a¹,b¹;c²,d²,e²,f²,g²,a²,b²;c³ -- в данном примере начали с c¹ и c завершили c³).
2 -- звукоряд (поскольку упоминаются натуральные/гармонические мажорные/минорные "гаммы"):
Натуральные мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Самая простая натуральная мажорная гамма для фортепиано — До мажор (C dur), для скрипки — Ре мажор (D dur)
Гармонические мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении понижается шестая ступень относительно натурального мажора).
Мелодические мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении соответствует натуральному мажору) и тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон (в нисходящем направлении с понижением VI и VII ступеней относительно натурального мажора).
Натуральные минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Самая простая натуральная минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
Гармонические минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении повышается седьмая ступень относительно натурального минора).
Мелодические минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении повышаются VI и VII ступени относительно натурального минора) и тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон (в нисходящем направлении соответствует натуральному минору).
Высказывание "гамма До мажор", подразумевающее упражнение, заключающееся в последовательном (вос/нис)ходящем извлечении всех звуков (звукоряда) тональности До мажор -- корректно; но когда упоминают "гамму До мажор" в музыкально-теоретических рассуждениях, отождествляя гамму с звукорядом -- совсем печаль меня одолевает; ведь такое словоупотребление порождает избыточную полисемию -- делает музыкально-теоретический понятийный аппарат "мягким" (а понятия -- необоснованно и излишне многозначными) и этим его десемантизирует и затрудняет включение начинающих в теорию музыки.
----------------
eye,
Здесь ключевое слово - бывает. А бывает абстракцией.
Многие музыкально-теоретические понятия многозначны.
К тому же словосочетание "звукоряд тональности" уже применяется.
Конкретная тональность абстракцией не бывает.
У всего конкретного можно, абстрагировавшись, выделить стороны.
И тональность имеет определённый звукоряд как свою материальную репрезентацию.
Поэтому я и указал, что речь именно о материальной репрезентации тональности, в отрыве от функций -- что (функции) явления более логико-психологического порядка.
Тональность -- сложное явление, и я бы не позволил себе высказать того, что она существует вне функций, подобно тому, каков звукоряд; но на то это (в моём употреблении, да и вообще) и 2 разных слова; и звукоряд тональности, как материальная сторона тональности и как отображение этой (звуковысотной) материальной стороны тональности, есть.
Вот ИС (да, интервальная система) -- действительно сугубо абстрактна.
В чём нет противоречия с:
Я уже писал - звукоряд без тональности может быть, а тональность без звукоряда - нет.
-- т.е. имеет значение, из чего / в какой последовательности в размышлении мы исходим:
Бывает первична и "идея" тональности (скажем, представление [напр., перед сочинением] о том, какая это именно тональность [и какие для её реализации должны быть употреблены/выбраны звуки] или -- ещё более наглядный пример -- если мы "редуцируем" тональность [напр., при анализе уже сочинённого произведения] до звукоряда), а в дальнейшем её выражает звукоряд / она выражается в звукоряде -- пример чего привели вы же («Вот, например, звукоряд на котором построена кода I am a Walrus: A G F E D C B»; а что до «Звукоряд известен, а тональность - нет.» -- неизвестен не значит отсутствует).
В то же время тональность (как психологически воспринимаемый феномен) образуется в конкретном музыкальном материале (звуки составляющие который вписываются в определённый звукоряд, а также [говоря о факторах порождения / условиях возникновения тональности -- функциональной система с центром, напряжениями, динамикой и проч.] звучат с определённой частотностью и в определённых послеловательнностях/совокупностях/контекстах с другими -- основываясь на чём, мы уже можем обозначить/пронумеровать их как ступени) -- таким образом, звукоряд является как "абстрактной схемой", отображающей присущие рассматриваемой тональности (разно/определённо)высотные звуки вне их функциональных ролей, так и "материальной репрезентацией тональности" -- в том смысле, что звукоряд и есть множество (разно/определённо)высотных присущих рассматриваемой тональности звуков.
Конечно, в абстрактно/произвольно (без привязки к тональности) взятом звукоряде мы не определим тональность (т.к. в один звукоряд может входить несколько тональностей).
Звукоряд вы можете записать, не указывая высотность, а тональность - нет.
Ай, мне написали "Здесь ключевое слово - бывает. А бывает...", а сами предались тому же ("Звукоряд вы можете записать, не указывая высотность"); звукоряд можно записать и указывая и не указывая его высотности, что будет зависеть от формата записи:
Есть "относительные" типа ступеневого/интервального/(полу)тонового.
А есть и "абсолютный" (конечно, при условии знания и соответствия тонов определённым частотам) типа буквенного обозначения (высоты) тонов.
А про тональность:
Определённая тональность в определённом произведении (или его отрезке) (по возможности) определяется конкретно.
Впрочем, схематизировав абстрактную мажорную тональность, мы знаем и способны указать, что T=M (аналогично и для минора: t=m), а остальное действительно оказывается неуказанным.
Ну так и в названиях Dur/moll не указывается гармоничность/мелодичность, каждый аккорд, мелодический ход и модуляции в построениях внутри разделов формы.
Так что, что указываем, а что -- нет, определяется конкретной задачей и отчасти традициями, носителями коих мы являемся.
Вообще звукорядом можно назвать любой ряд звуков или ступеней - от звукоряда лада, до звукоряда какой-нибудь песни на трех нотах, и до звукоряда всей музыкальной системы.
"Звукоряд" -- хорошее многозначное слово, несколько смыслов которого привели даже вы.