Автор Тема: Контрапункт  (Прочитано 3338 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Контрапункт
« : Ноября 30, 2006, 12:03:27 »
Для начала приводится краткая энциклопедическая справка (дабы как-то завязать беседу…  :biggrin: ) :

" КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий.
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание двух или нескольких самостоятельных мелодических голосов. Обычно такие мелодии отличаются друг от друга по характеру выразительности и прежде всего - по ритмическому строению. Следует отметить также, что контрапунктом нередко называют не сочетание двух мелодий, а лишь один голос, который, вступая позже основного, как бы противопоставляется ему.
Кроме того, термин "контрапункт" часто употребляют в широком смысле: в таком случае он означает то же, что полифония.
При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.
Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. "


Ну, такие энциклопедические разъяснения – эт, конечн, круто... Но они не несут практической информации. Я очень хочу научиться писать более-менее приличные контрапункты. Пока выходит это нелегко. Не хватает нормальной теоретической базы по этому вопросу и основанного на ней практического опыта. Пока получается хорошо «разводить» в различных направлениях на разные интервалы два (максимум три) мелодических голоса с преимущественным сохранением одного и того же ритмического рисунка в каждом голосе. Т.е. это больше гармонизация мелодии, чем контрапункт. А писать несколько внятных независимых мелодических линий мне трудно. Пробую писать эти контрапункты пока исключительно на слух, не опираясь на какие-либо адекватные знания по этому вопросу.
Так вот, расскажите, плиз, о видах контрапунктов, о правилах их написания. Будет весьма хорошо, если будут выкладываться нотные примеры контрапунктов, теоретические статьи на тему или даже учебники.

Оффлайн Nikolaich

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 616
  • Репутация: +370/-95
  • северянин
Re: Контрапункт
« Ответ #1 : Ноября 30, 2006, 16:17:11 »
правила есть такие:
 - при кол-ве голосов больше трех нежелательно чтобы все они двигались в одном направлении(если три идут вверх, значит один должен уйти вниз, или два-два)
 - нельзя чтобы мелодические лини пересекались

больше ничего не помню

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Контрапункт
« Ответ #2 : Декабря 01, 2006, 18:39:44 »
Ну, типо ап...

Поговорите со мной о контрапунктах!!! :)

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Re: Контрапункт
« Ответ #3 : Декабря 01, 2006, 19:50:52 »
Полифонию поиграй. Бери любую фугу из ХТК - в первых 5-6 тактах точно встретишь пример. Гарантирую! :smilie:

Цитировать
- нельзя чтобы мелодические лини пересекались

Не правда, можно! Пример навскидку: ХТК 1, фуга 16 g-moll, 15-й такт сопрано и альт.
« Последнее редактирование: Декабря 01, 2006, 19:56:02 от Engel »

Оффлайн Hedgehog

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
Re: Контрапункт
« Ответ #4 : Декабря 04, 2006, 08:18:17 »
Тема очень интересная, но весьма обширная, чтобы объяснить в двух словах.
Отличная книга «Учебник Полифонии» С. Григорьев, Т. Мюллер. В сети можно найти:
С. Танеев, "Подвижной контрапункт строгого письма".
 http://notes.tarakanov.net/study/taneev-kontrapunkt.zip

Оффлайн OMiCERON

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1779
  • Репутация: +901/-274
Re: Контрапункт
« Ответ #5 : Декабря 04, 2006, 10:03:22 »
интересненько) ещё хочу...
киньте ещё сцылочек...