Для начала приводится краткая энциклопедическая справка (дабы как-то завязать беседу…
) :
" КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий.
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание двух или нескольких самостоятельных мелодических голосов. Обычно такие мелодии отличаются друг от друга по характеру выразительности и прежде всего - по ритмическому строению. Следует отметить также, что контрапунктом нередко называют не сочетание двух мелодий, а лишь один голос, который, вступая позже основного, как бы противопоставляется ему.
Кроме того, термин "контрапункт" часто употребляют в широком смысле: в таком случае он означает то же, что полифония.
При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.
Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. "
Ну, такие энциклопедические разъяснения – эт, конечн, круто... Но они не несут практической информации. Я очень хочу научиться писать более-менее приличные контрапункты. Пока выходит это нелегко. Не хватает нормальной теоретической базы по этому вопросу и основанного на ней практического опыта. Пока получается хорошо «разводить» в различных направлениях на разные интервалы два (максимум три) мелодических голоса с преимущественным сохранением одного и того же ритмического рисунка в каждом голосе. Т.е. это больше гармонизация мелодии, чем контрапункт. А писать несколько внятных независимых мелодических линий мне трудно. Пробую писать эти контрапункты пока исключительно на слух, не опираясь на какие-либо адекватные знания по этому вопросу.
Так вот, расскажите, плиз, о видах контрапунктов, о правилах их написания. Будет весьма хорошо, если будут выкладываться нотные примеры контрапунктов, теоретические статьи на тему или даже учебники.