Автор Тема: Квинтовый круг  (Прочитано 10086 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SunMan Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2487
Квинтовый круг
« : Мая 19, 2009, 00:59:54 »
Блин..ну не могу понять..нафига он нужен..объясните кто может..
ну вот знаю что там если идти по часовой стрелки от до..то всегда будем отмерять квинту..
тоесть до-соль..соль-ре...ре-ля..ля-ми..ми-си
если против..то отмеряем кварту..
до-фа...фа-си..си-ми....ми-ля.....
и что получается?что это нам дает?..сначала подумал про параллельность...но там ведь тогда откладываем сексту..и тогда получим..
в общем.нафига этот круг?)

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
Re: Квинтовый круг
« Ответ #1 : Мая 19, 2009, 01:17:21 »
SunMan, а ты подумай  какая связь между аккордом До мажор, аккордами ФА и Соль?

Оффлайн Spiritfall

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 178
  • 和 Harmony
Re: Квинтовый круг
« Ответ #2 : Мая 19, 2009, 01:25:26 »
Блин..ну не могу понять..нафига он нужен..объясните кто может..
ну вот знаю что там если идти по часовой стрелки от до..то всегда будем отмерять квинту..
тоесть до-соль..соль-ре...ре-ля..ля-ми..ми-си
если против..то отмеряем кварту..
до-фа...фа-си..си-ми....ми-ля.....
и что получается?что это нам дает?..сначала подумал про параллельность...но там ведь тогда откладываем сексту..и тогда получим..
в общем.нафига этот круг?)
   Я в теории не так силён как хотелось бы, но это как минимум, вроде бы, даёт нам представление о наличии в данной тональности количества диез или бемолей. (Я прав?  :) ) + наглядность и взаимосвязи нужные можно проследить.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 01:27:28 от Spiritfall »

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
Re: Квинтовый круг
« Ответ #3 : Мая 19, 2009, 01:28:08 »
Spiritfall, все верно. 8)

Оффлайн Falling V

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Заразный
Re: Квинтовый круг
« Ответ #4 : Мая 19, 2009, 02:53:20 »
Показывает количество знаков при ключе, и какие это знаки и у каких нот.
Хотим, например, E(ми) мажор. Считаем вправо начиная с G - G D A E = четыре знака. Теперь отсчитываем по часовой начиная с F ноты - F C G D. Получили что в E мажоре четыре четыре диеза - F# C# G# D#.
Это не все правила. Надо еще запомнить последовательность появления диезов(собственно по часовой стрелки по кругу начиная с F).

А лучше не запоминать, а взять да все гаммы в нотах записать, тогда все встанет на свои места(почему квинты, почему в такой последовательности.) - это не так сложно как кажется!
Берем До мажор, смотрим его интервальную структуру.

C - тон - D - тон - E - полутон -  F - тон - G - тон - A - тон  - B - полутон - C
Присматриваемся - видим повторяющийся паттерн:

C - тон - D - тон - E - полутон -  F - тон - G - тон - A - тон  - B - полутон - C
тон - тон - полутон
 называемый "тетрахорд". Так вот мы заметили что мажорная гамма состоит из двух тетрахордов, разделенных тоном. Тетрахорд C-D-E-F в данном случае считается нижним(на нотном стане это заметней), а G-A-B-C - верхним.
Теперь возьмем верхний тетрахорд G-A-B-C и достроим можорную гамму( т.е. плюс тон плюс тетрахорд):

G-A-B-C - тон - D - тон - E - тон - (!)F# - полутон - G
Вот и появился наш первый диез!  :)
Продолжив таким образом(а я настоятельно советую это сделать  :) ), беря верхний тетрахорд и достраивая его до мажорной гаммы - мы получим все натуральные мажоры с диезами - и сделаем это своими руками!  :)
Еще можно заметить, что две мажорные гаммы отстоящие друга на квинту (C - G) имеют общий тетрахорд, т.е. практически половину одинаковых нот.
NB - Помогает оторваться от гитары и посмотреть на все немного под другим углом.
NNB - Или если совсем совсем лень - выучить квинтовый круг - он еще пригодится.
NNNB - Как с помощью тетрахордов найти все бемольные( да натураль- ные мажор -ные!) расскажу, если кому-нибудь это интересно. 
NNNNB  - Тетрахорды тоже бывают разные, и от их названий и пошли названия Ладов(дорийский, фригийский и т.д)
 
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 03:08:44 от Falling V »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Квинтовый круг
« Ответ #5 : Мая 19, 2009, 03:00:13 »
В кварто-квинтовом круге тональности распределены по принципу наименшьшего отличия друг от друга. Стоящие в этом круге тональности отличаются всего лишь на один звук. Это тональности первой степени родства. Модуляции и отклонения в них звучат наиболее гладко.
Кроме того, как сказал Spiritfall, это дает представление о количестве ключевых знаков альтерации. Хотя это следует из того, что я сказал раньше.
Кроме того, Кварто-квинтовый круг таит в себе еще кучу загадок, в том числе и строение натуральных диатонических ладов и рядов, производных. Это, так сказать, отражение гармонии в графическом виде.
А пока что, доминатовый аккорд одной тональности является тоническим в тональности по часовой стрелке квинтового круга, а субдоминанта тоническим против часовой стрелки. Откуда и пошло их название. Ибо субдоминанта дословно переводится как "предшествующий", а доминанта "послешествующий". Или что-то около того по смысловой нагрузке.

... и добавил:

Falling V, Вот ты загнул, пока я печатал :o
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 03:01:54 от Krage »

Оффлайн Falling V

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Заразный
Re: Квинтовый круг
« Ответ #6 : Мая 19, 2009, 03:07:24 »
Ты тоже неплохо  :)

Оффлайн SunMan Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2487
Re: Квинтовый круг
« Ответ #7 : Мая 19, 2009, 12:18:38 »
народ..вы тут прям так все рассказали..а я хотел сказать что про диезы понял)тоесть соль..имеем 1 диез..потом ре2диеза..ну и так далее....ну..и также в обратную сторону...1 бемоль...2 бемоля..это понятно..о..мне еще вы открыли как строить по тетраходам мажорную гамму))а как получать..эти штучки...м бемольные расскажи..тоже интересно очень)))
а так..двоим по плюсику)

Оффлайн andor

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3564
  • life it's right now..do not forget to live it
Re: Квинтовый круг
« Ответ #8 : Мая 19, 2009, 14:01:20 »
SunMan, если расположить акорды в тональности по квинтовому полукругу....то можно составлять гармонические последовательности..например..( тоесть заглавные буквы тональностей соответствуют акордам мажеру или минору или уменьшонке+ можно их септимами гармонизировать )
и теперь от тоники( тонического аккорда- он в начале полукруга ) переходишь к любой ступени..и от этой ступени возвращаешься по полукругу к тоническому аккорду :))
попробуй!!! :)

Оффлайн Falling V

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Заразный
Re: Квинтовый круг
« Ответ #9 : Мая 19, 2009, 15:59:45 »
Бемольные тональности строятся в обратном направлении
Начинаем опять с до-мажора, но теперь берем нижний тетрахорд.

C - тон - D - тон - E - полутон -  F - тон - G - тон - A - тон  - B - полутон - C

Т.к теперь мы идем в обратном направлении (от высоких нот к нижним ) то принимаем его за верхний тетрахорд новой гаммы:

XXXX - C-D-E-F

теперь постепенно доращиваем до мажорной гаммы
 откладываем от C назад тон:
 
XXX - (!)Bb - тон - C-D-E-F

откладываем назад тетрахорд:

F - тон - G - тон - A - полутон - B b - C-D-E-F

Получили F мажор с одним бемолем - Bb.

Теперь если на нотном стане нарисовать подряд ноты гамм F - C - G, получится восходящая лесенка.
Вопрос: сколько нот будет в этой лесенке?  :)

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
Re: Квинтовый круг
« Ответ #10 : Мая 19, 2009, 16:03:30 »
Falling V, +1 про тетрахорды, не знал такого подхода.

... и добавил:


Вопрос: сколько нот будет в этой лесенке?  :)

думаю, наверно12?
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 16:08:00 от ViRay »

Оффлайн Falling V

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Заразный
Re: Квинтовый круг
« Ответ #11 : Мая 19, 2009, 16:25:04 »
Нет, вопрос без подковырок  :)

Оффлайн SunMan Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2487
Re: Квинтовый круг
« Ответ #12 : Мая 19, 2009, 18:43:52 »
Falling V, такой вопрос..вот в до-мажоре мы строим потом к тетраходам до-ре-ми-фа...а если брать ре..например ре-ми-фа-соль..
то получим соль-ля-сиb-доb-ре-ми-фа-соль?
та ведь?вот и получили 2 бемоля...но все равно что-то не то..ведь должно быть си...а у меня соль...поэтому не то что-то..

... и добавил:

но!это ведь не то..у соль-мажора..только у соль-бемоль..ну или же фа-диез...блин((( запутался...

... и добавил:

ага..а так получился у нас соль-минор..а не мажор...но ты ведь показал на примере мажора....
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 18:48:58 от SunMan »

Оффлайн guitarboy

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1559
  • Happy old bluesman
Re: Квинтовый круг
« Ответ #13 : Мая 19, 2009, 19:03:24 »
Как правильно указал в первом посте - ViRay, c помощью круга можно легко найти Тонику-Субдоминанту-Доминанту в любой тональности, т.е. I-IV-V. Еще можно строить интересные гармонии просто чертя внутри круга геометрические фигуры, например треугольник, квадрат, звезду и т.п. Если наложить на круг аккорды диатонической гаммы, например До-мажор, где будут и мажорные и минорные аккорды нашей гаммы (например на одном круге вместо просто нот С-G-D-A-E и т.д. будут распологаться аккорды до-мажорной гаммы расположенные по квинтам С-G-Dm-Am-Em-F И так далее, то можно выводить кучу правил и закономерностей соответствующих теории и гармонии, например, если посмотреть на представленные на таком круге аккорды против часовой стрелки - легко видим джазовый стандарт II-V-I (Dm-G-C). Важно, что все эти правила будут легче запоминаться чем заучиваться, т.к. представленны графически и их всегда можно нарисовать и построить по памяти, лишь только глянув на круг. А вообще у круг куча возможностей, в том числе еще не изученных... :)

Оффлайн Falling V

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Заразный
Re: Квинтовый круг
« Ответ #14 : Мая 19, 2009, 20:53:00 »
SunMan,
тетрахорд в мажоре, это тон-тон-полутон(наприм на 5 струне - 5,7,9,10 лад)
т.е. в Ре мажоре первый тетрахорд будет Ре - тон - Ми - тон - (!) Фа диез - полутон - Соль.
Вот почему я порекомендовал делать это на нотном стане - так ошибится сложней, и помогает закрепить расположение нот и умение быстро строить интервалы(дисциплинирует самостоятельность, увеличивает потенцию x 3).
У минорных тональностей другие тетрахорды, но к ним(минорным тональностям) проще перейти через понижение ступеней мажорной гаммы.
Вообщем, если нарисовать все гаммы полностью, станет понятно как появляются диезы и бемоли, какие мажорны тональности имеют место быть(или есть ли такая тональность как G# мажор?), в какой последовательности появляются знаки при ключе и т.д.
Наконец, понять как работает квинтовый круг.
Например первая диезная тональность была - G(1-ая по часовой от C), а первой диезной нотой была F(перед C на круге)...следующая тональность была бы D(2-я по час. от C) а диезы при F и C. Оп, прослеживается закономерность. Нарастание диезов идет по часов стрелке начиная с G,  а сами эти диезы(F потом С) начиная с F.

NB - про лесенку так никто и не ответил)
« Последнее редактирование: Мая 19, 2009, 20:59:51 от Falling V »