Скорее зависит от гармонического контекста, если например С-F-G7 то ноту Си на аккорд G7 проще слышать как вводный тон к До, но если сыграть только G7 то нота Си будет слышаться как 3 по отношению к
С полюсами - понятно. Если сильный тональный контекст, то легко слышать относительно главной сквозной "тоники". Если контекст модальный, или условно модальный, то - слух сосредотачивается на ладовой тонике.
Но вот, когда играют на функциональные ii-V-I диатонические лады "дорийский-миксолидийский-ионийский", что происходит? Понятно, что если остановиться, взять не спеша один из этих аккордов изолированно, то можно слышать его как ладовую тонику.
У меня происходит наложение красок ступени, она преобретает еще одно измерение, "раздваивается". И слух может фокусироваться на одноим из качеств, а может воспринимать суммарную краску. Например, нота До в Dm7 в тональности До - это и тоника и септима одновременно. Это может запутывать слух - тоника звучит неустойчиво (если в мелодии).
ноту Си бемоль на аккорд G7 в той же гармонической связке лучше анализировать и слышать как #9 (A#) к G7, потому что если её представлять как малую септиму к С то разрушится все ощущение тональности.
Как анализировать - не вопрос.
Вопрос о слуховом восприятии - у кого как происходит (конечно вопрос к тем, у кого
происходит).
Хорошо бы сначала вообще хоть как-то слышать Если это есть - остальное, наверное, уже приложится.
Нет, само не прикладывается.
После того, как практически идеально слышишь ступени по, например, До мажору, оказывается, что это не совсем правильно работает в гармоническом контексте - либо отключаешь восприятие гармонии и тупо слышишь ступени относительно тоники, либо не удается отключиться от гармонии и тогда начинаешь терять привычные краски ступеней, путаешься. Слышны наиболее "торчащие" альтерированные ступени, типа #11 относительно аккорда.
В общем здесь есть над чем работать...