Автор Тема: Ладовый и аккордово-функциональный подходы в импровизации.  (Прочитано 3641 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand вы действительно все усложняете в голове. Все проще в жизни.... )))) Играете в натуральном миноре, на аккорде D вместо Dm используете ступени этого аккорда, где самая важная F#. Она дает всю краску песне. Потом на аккорде F вы возвращаетесь в натуральный минор. В следующем предложении на доминанте играете уже по гармоническому минору, с нотой G#. И главное, надо на слух все пропускать, то есть идти не от теории, а от слуха. Возьмите гармонию, сыграйте ее в программе записи, типа Logic, Cubase и тд. На один трек аккорды и играйте с аккомпанементом разные мелодии в миноре. И слушайте как работает тот или иной лад, оборот. постепенно выработается понимание что и как работает. И от простого к сложному. поиграйте сначала на тонике разные лады (без смены аккордов), А потом уже по гармонии. Все просто на самом деле. Только время нужно )))

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Дмитрий Малолетов, С чего это я усложняю? Это задача для музыкальной школы. Или в музыкальной школе тоже все излишне усложняют? )))

Вопрос вообще то принципиальный - рассматривать D, как отклонение в тональность Соль мажор с тоническим центром  на ноте соль, при этом, очевидно , что она принимает функцию доминанты  или рассматривать изменение натурального  Ля минора на дорийский Ля минор с тоникой на ля?

По сути - какая разница зачем мне это надо. Вы либо способны ответить на этот вопрос либо нет. Собственно, на этом форуме только Вы и можете дать адекватный ответ обходясь без советов "побольше слушать". Мне действительно это интересно.

... и добавил:

Alex101, И все-таки: "... произошло отклонение в натуральный Соль мажор (или Ми минор)? Или все-таки уместней говорить об изменении Ля минора с эолийского на дорийский?"

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Собственно, на этом форуме только Вы и можете дать адекватный ответ обходясь без советов "побольше слушать".

Однако, нет, не обходясь:
И главное, надо на слух все пропускать, то есть идти не от теории, а от слуха.
Советы побольше слушать и т.д. — это уже как стандартное заклинание или слово-паразит.
Вода — она мокрая, о да! :)

... и добавил:

Вопрос вообще то принципиальный - рассматривать D, как отклонение в тональность Соль мажор с тоническим центром  на ноте соль, при этом, очевидно , что она принимает функцию доминанты  или рассматривать изменение натурального  Ля минора на дорийский Ля минор с тоникой на ля?
Возможно, что не такой уж и принципиальный вопрос.
Пример трактовки: это всего лишь один "чужой" аккорд, субдоминанта из одноимённого мажора, взятая ради краски.
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 11:06:38 от MrLf »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
MrLf, Как раз принципиальный - если это субдоминанта одноименного мажора (а такая трактовка встречается чаще всего), от ни о каком "дорийском миноре" от ноты Ля речь идти не может (почитайте верхние посты). Хотя бы потому, что мы свалимася в механический перебор ладов и функций.
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 11:27:35 от Powerhand »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, Как раз принципиальный - если это субдоминанта одноименного мажора (а такая трактовка встречается чаще всего), от ни о каком "дорийском миноре" от ноты Ля речь идти не может (почитайте верхние посты).
Ну, пусть "принципиальный". Но всё сводится к альтерации одной единственной ступени на фоне этого аккорда.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
MrLf, Вы хотите сказать , что это всего лишь натуральный Ля минор с повышенной нотой Фа? Тогда, как же ваше утверждение, что это одноименный мажор - "Пример трактовки: это всего лишь один "чужой" аккорд, субдоминанта из одноимённого мажора, взятая ради краски."?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, Вы хотите сказать , что это всего лишь натуральный Ля минор с повышенной нотой Фа? Тогда, как же ваше утверждение, что это одноименный мажор - "Пример трактовки: это всего лишь один "чужой" аккорд, субдоминанта из одноимённого мажора, взятая ради краски."?
Аккорд из одноименного мажора — это альтерация текущего минора.
Аналогичная история: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни.
Анализ этой песни здесь вызвал ожесточённый спор, кстати.
"Вы что, не слышите, что там дорийский?!" :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand Дорийский Здесь нет никакого отклонения в Соль. Идет игра ладов в тональности Ля-минор.

Совершенно не понимаю возгласов по поводу "слушать". Данный предмет (гармония, лады и т.д.) изучается эмпирически (через свой опыт) - через слух. Он главный критерий и судья. Теория только описывает (пытается 2500 лет) описать явления, которые уже давно в музыкальной практике. И явно не поспевает за ней. Поэтому я в своей статье не писал нот! Хотелось чтобы принципы анализировали на слух через примеры, где все слышно.

Эмпирический путь познания заключается в выработке навыков через ощущения. Вы не сможете научиться ходить по канату, сколько бы книжек по этой теме ни прочитали. И если вы хотите мозгами понять как держать равновесие и куда направлены силы в этом процессе, то это только для того, чтобы несколько осмыслить процесс и зафиксировать (описать) процесс.

При развитии слуха надо выработать устойчивый рефлекс на те или иные связи. Чтобы услышав его без обдумывания, сразу было   ощущение на инстинктивном уровне, связанное с теоретическим понятием. То есть сначала изучается элемент, например, переход дорийского минора в натуральный. Все это прослушивается много много раз. Потом все это проигрывается много много раз. Потом изучается теория и проводится анализ, который подкрепляет ощущения знаниями. И после этого, вы сидя в маршрутке, услышав песню построенную по этому принципу, сразу поймете какие механизмы в ней работают.

Другого пути изучения предмета нет.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
В данном случае слух не критерий и не судья. Речь-то идёт о том, как трактовать услышанное. В этом и бред всех споров, апеллирующих к слуху. Это всё равно, что на пианино тыкать в До-диез и бесконечно спорить о том, кто там "услышал" Ре-бемоль. Сыгранный аккорд уже сыгран и всеми услышан. Вопрос только в способе его осмысления. Осмысление возможно только логически. Апелляция к слуху при определении логической роли аккорда — это полный флуд, бессмыслица.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Ну, вот уже кое-что )))
Два уважаемых мнения - от Дмитрия Малолетова и MrLf. Говорю без иронии с искренним уважением.

1) Дмитрий Малолетов утверждает, что в композиции "Дом восходящего солнца"(в Ля миноре) при наступлении аккорда D возникает дорийский Ля минор. Соответственно повышается нота Фа.

2) MrLf утверждает, что аккорд  D  -  это субдоминанта одноименного мажора (Ля мажор)

Не трудно проверить, что звукоряд предлагаемого Дмитрием Малолетовым дорийского минора (повышаем только ноту Фа) ни как не совпадет с одноименным мажором от ноты ля (повышаем До, Фа и Соль) котрый предлагает MrLf.


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Powerhand, я не претендую на "уважаемость мнения", а просто интересуюсь теорией музыки.

И кстати, я имел в виду всего лишь то, что мажорная субдоминанта в миноре (которая повышает своим присутствием одну ноту, а не три) может и не трактоваться как дорийский. Я сейчас не хочу влезать в спор про "Дом восходящего солнца", для вышеприведённого общего вывода мне хватило "Норвежского дерева".

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
MrLf  В песне The Beatles — Norwegian Wood я слышу там дорийский и в конце предложения модуляционный оборот обратно в мажор. И не важно кто как запишет и проанализирует музыку, ей от этих слов глубоко  фиолетово.))) Без разницы что там у кота в голове, лишь бы мышей ловил. Кстати, статья написана очень умно)))) Размер - выбирайте любой. Анализ гармонии - можно так, можно так))), но ближе к этому... То есть угодили всем)))), показав неплохое владение терминологией.

Только вот с мажоро-минором все же у вас непонятки. Мажоро-минор это когда происходит кратковременная краска из другого лада, когда в гармонии цепляют ступени из одноименных ладов и мелодия подкрашивается другим ладом в пределах одного предложения.  В этой же песне резкое отклонение в другой лад. На протяжении всего припева! Это не мажоро-минор, а отклонение в минор. И для того, чтобы вернуться обратно в мажор авторы сделали модуляционный  оборот. Причем ярковыраженный функциональный, чтобы слушатель сразу адаптировался к мажору и легко вышел из минорной настройки слуха к главной теме.

Если в припеве кто-то слышит мажоро-минор с минорной тоникой, то это уже диагноз и надо завязывать с музыкой))) Хотя теоретически можно и так музыку записать (бумага все выдержит)))).


Powerhand еще раз - мажоро-минор это кратковременное уход в одноименный лад мажорный или минорный лад. Разве здесь есть хоть какой-то намек на мажор. Вот если бы на аккорд D в мелодии сыграть ноту С#  обозначив мажорный лад, то тогда можно было говорить, что это мажоро-минор. В данном случае вся песня в миноре. Интересна она тем, что используются три вида минора.
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 15:36:05 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Дмитрий Малолетов, Я разве делал какие-то выводы? Или опровергал Вас? Я привел два мнения  - Ваше и MrLf. Все. Как, уж вы между собой разрулите, я не знаю.

Я лично,  исходя из своего слухового опыта не слышу там ни какого одноименного мажора. Более того, Энималз в середине песни играют проигрыш на синтезаторе на аккорд D : ми-ми -ре-до-ля. Звучит очень характерно , по блюзовому.
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 15:36:14 от Powerhand »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Энималз в середине песни играют проигрыш на синтезаторе на аккорд D : ми-ми -ре-до-ля. Звучит очень характерно , по блюзовому.
Вот нота "до" (без диеза) в проигрыше — аргумент в пользу дорийского.
А вот "я слышу там дорийский" — это не аргумент, а флуд.

... и добавил:

Без разницы что там у кота в голове, лишь бы мышей ловил.
Вот с этим согласен. Это к тому, что я написал "Возможно, что не такой уж и принципиальный вопрос."
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 15:52:34 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
MrLf Если вы не слышите отклонения в минор в этой песне, то это ваша проблема)))

И флуд как раз разводите вы, так как вот этот ваш анализ как раз чистейший словесный флуд, в котором нет ни одного точного (своего, а не взятого из полемики на форуме) понятия - размер и подходы к ладу/гармонии -  выбирайте варианты сами, уважаемые читатели)))).

Анализ делают для того, чтобы на основе изученного принципа, на основе удачного опыта автора, можно было делать свои произведения. Так вот мой анализ дает возможность сочинять по этому принципу массу вариантов, используя отклонения. Принцип мажоро-минора в данном случае не работает, так как ступени мажора здесь не "изредка мелькают", а их нет в припеве вообще (кроме модуляционного оборота), так как нет в припеве большой терции, которая и показывает мажорность / минорность лада. Нижний тетрахорд может быть любым, хоть мелодический минор, где весь нижний тетрахорд мажорный. Но так как терцовый тон минорный, то и весь лад становится минорным. Так вот мажоро-минором припев был бы тогда, если  на 4 ступени  где-то хоть как-то мелькнула большая терция в мелодии. Тогда можно было говорить, что эта ступень имеет отношение к  мажору. А если на ступенях поется минор, то это минор и точка. И если кто-то хочет притянуть музыку за уши, подогнав под свою систему, то это его личное дело. И на счет кота не стоит понимать буквально. Грамотный анализ дает возможность использовать чужой опыт, а неграмотный (или расплывчатый) оставляет больше вопросов, чем дает ответов.