Все равно нихрена не понял. Уж насколько я понятлив в современных ладах, но именно в ЛАДАХ, однако, в данных измышлениях не вижу смысла.
А ты исходи из того, что в те времена и музыкальные инструменты и теория были несовершенны. С нынешней точки зрения в них смысла, действительно, немного.
Давайте по порядку. Финалис, это и есть тоника, вокруг которой все крутится.
Финалис определяется как завершающая нота произведедния или его самостоятельной части. Да,
как правило, совпадает с нынешним понятием тоники.
Реперкусса есть тон повторения, то есть вид нашего понятия "квинта" в их иногда "терция" в ладовой стилистике и устойчивых звуках.
Не совсем. Это некая характерная ступень лада, которая, будучи акцентированной, усиливает или ослабляет характерное ладовое звучание. Собственно, в лидийском, это, скорее четвертая ступень, нежели квинта или терция. Именно эта ступень дает лидийскому ладу окраску, отличную от ионийского (мажора). Реперкусса может либо подчеркивать эту характерность, либо ослаблять.
Вот только с амбитусом проблемы....
Теперь, какова роль амбитуса в ладовой музыке средневековья? Как это использовать?
Да никак не использовать.
Понятие амбитуса есть следствие неразвитой теории гармонии и отсутствия понятия темперированного строя. Единственный смысл использования амбитуса - написание музыкальных произведений в строгом соответствии со средневековым каноном.