Добрый день всем. Последние пару лет «занимаюсь» (громко сказано) народной музыкой в разных проявлениях, преимущественно ирландской и бретонской. Частенько сталкиваюсь с ладами народной музыки, например, с мелодиями в дорийском ми, миксолидийском ре. Знаю, как они строятся — берем исходную гамму, играем ее от другой ноты, получаем нужный лад. Очень шаманским методом пишу для таких вещей гармошки, основываясь на том, что играют другие, и на готовых аккордовых последовательностях из руководств по аккомпанементу ирландской музыке.
Захотелось делать свое. Поскольку слухом я обделен, решил зайти с теории.
Берем гамму до мажор. Интересуют следующие лады: ре дорийский, ми фригийский, ля эолийский.
Теперь два юзкейса:
1) Композиция, целиком написанная в одном ладу, что не редкость для народной музыки. Тут все понятно, я беру лад, пишу на его основе мелодию, с горем пополам гармонизирую. С дорийским все более-менее понятно, берем I-VII-VI, I-VI-VII, I-VII-IV-V, гармонизируем любую изначально модальную мелодию типа Cooley's Reel (
http://slowplayers.org/wp-content/uploads/Cooleys-Reel.gif). Вроде бы все понятно, во всяком случае, на практике я всегда делал так и все работало. Ну, там, замены минора на параллельный мажор и наоборот еще, замены через ступень, тут тоже вроде бы все очевидно.
2) Самое сложное для меня — сочетание двух ладов в одном произведении. Например, первая часть мелодии (A) играется в ре дорийском, вторую хочу в ми фригийском (B), третью — в ля эолийском (C). Как? Просто писать для всех частей разную гармонию, по-видимому. Я прав?
И по мелодиям. Начинаю я обыгрывать гармонию. Скажем, гармония в ми фригийском. Есть ли какие-нибудь рекомендации по тому, чтобы начать слышать устойчивые ступени (если они вообще в ладовой музыке есть), и как научиться обыгрывать гармонию?
Мне помогает то, что инструмент у меня очень аппликатурно ориентированный и ограниченный — строй GDAD. Но если надо играть от ми, то уже не так просто сломать шаблон и перестать мыслить аппликатурами ре мажора или минора.
В общем, такая вот каша в голове. Вопросы задаю, чтобы меня вывели на источники или материалы, которые помогут мне лучше врубиться в ладовость и понять, как с помощью этого инструментария сочинять и импровизировать.
Сразу предупреждаю, если хотите мне что-то объяснить, лучше придерживаться именно ладовой терминологии. Классические миноры в разных их проявлениях я не знаю и, скорее всего, буду путаться.