Автор Тема: Лады народной музыки. Вопрос от неуча для гуру  (Прочитано 2178 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
Добрый день всем. Последние пару лет «занимаюсь» (громко сказано) народной музыкой в разных проявлениях, преимущественно ирландской и бретонской. Частенько сталкиваюсь с ладами народной музыки, например, с мелодиями в дорийском ми, миксолидийском ре. Знаю, как они строятся — берем исходную гамму, играем ее от другой ноты, получаем нужный лад. Очень шаманским методом пишу для таких вещей гармошки, основываясь на том, что играют другие, и на готовых аккордовых последовательностях из руководств по аккомпанементу ирландской музыке.
Захотелось делать свое. Поскольку слухом я обделен, решил зайти с теории.
Берем гамму до мажор. Интересуют следующие лады: ре дорийский, ми фригийский, ля эолийский.
Теперь два юзкейса:
1) Композиция, целиком написанная в одном ладу, что не редкость для народной музыки. Тут все понятно, я беру лад, пишу на его основе мелодию, с горем пополам гармонизирую. С дорийским все более-менее понятно, берем I-VII-VI, I-VI-VII, I-VII-IV-V, гармонизируем любую изначально модальную мелодию типа Cooley's Reel (http://slowplayers.org/wp-content/uploads/Cooleys-Reel.gif). Вроде бы все понятно, во всяком случае, на практике я всегда делал так и все работало. Ну, там, замены минора на параллельный мажор и наоборот еще, замены через ступень, тут тоже вроде бы все очевидно.
2) Самое сложное для меня — сочетание двух ладов в одном произведении. Например, первая часть мелодии (A) играется в ре дорийском, вторую хочу в ми фригийском (B), третью — в ля эолийском (C). Как? Просто писать для всех частей разную гармонию, по-видимому. Я прав?
И по мелодиям. Начинаю я обыгрывать гармонию. Скажем, гармония в ми фригийском. Есть ли какие-нибудь рекомендации по тому, чтобы начать слышать устойчивые ступени (если они вообще в ладовой музыке есть), и как научиться обыгрывать гармонию?
Мне помогает то, что инструмент у меня очень аппликатурно ориентированный и ограниченный — строй GDAD. Но если надо играть от ми, то уже не так просто сломать шаблон и перестать мыслить аппликатурами ре мажора или минора.
В общем, такая вот каша в голове. Вопросы задаю, чтобы меня вывели на источники или материалы, которые помогут мне лучше врубиться в ладовость и понять, как с помощью этого инструментария сочинять и импровизировать.
Сразу предупреждаю, если хотите мне что-то объяснить, лучше придерживаться именно ладовой терминологии. Классические миноры в разных их проявлениях я не знаю и, скорее всего, буду путаться.
« Последнее редактирование: Июня 01, 2016, 10:41:46 от Draugwath »

Оффлайн Yurichъ

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2119
  • Репутация: +485/-5
Цитировать
Например, первая часть мелодии (A) играется в ре дорийском, вторую хочу в ми фригийском (B), третью — в ля эолийском (C). Как?

Ну так играй одну мелодию на основе мажорной гаммы, только басовые ноты меняй под лады и всё  ???

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
...я беру лад, пишу на его основе мелодию, с горем пополам гармонизирую. С дорийским все более-менее понятно, берем I-VII-VI, I-VI-VII, I-VII-IV-V, гармонизируем любую изначально модальную мелодию типа Cooley's Reel (http://slowplayers.org/wp-content/uploads/Cooleys-Reel.gif).
Непонятно, сочиняется ли мелодия на основе выбранного лада ("пишу на его основе мелодию"), или же берётся существующая мелодия ("гармонизируем любую изначально модальную мелодию типа Cooley's Reel"). Т.е. проблема в гармонизации или в сочинении мелодий?

... и добавил:

2) Самое сложное для меня — сочетание двух ладов в одном произведении. Например, первая часть мелодии (A) играется в ре дорийском, вторую хочу в ми фригийском (B), третью — в ля эолийском (C). Как?
Чем это отличается от трёх мелодий, сыгранных последовательно друг за другом?

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
MrLf,
Непонятно, сочиняется ли мелодия на основе выбранного лада ("пишу на его основе мелодию"), или же берётся существующая мелодия ("гармонизируем любую изначально модальную мелодию типа Cooley's Reel"). Т.е. проблема в гармонизации или в сочинении мелодий?
С гармонизацией готового более-менее понятно, тут есть определенный практический опыт. Криво, косо, но без диссонансов. Проблема именно в сочинении мелодий.
Чем это отличается от трёх мелодий, сыгранных последовательно друг за другом?
Общей задумкой, общим настроением. Иными словами, вместо просто мелодии получаем некоторое законченное произведение.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Значит, вопрос сводится к тому, как же вести мелодическую линию, чтобы оставаться в том или ином ладу.
Думаю, это обширный вопрос (я к нему тоже пытался тут не раз подступиться, но безуспешно).
Обычно отвечают, что нужно "слышать" лад. К сожалению, этот ответ ничего не даёт, поскольку слух скатывается: все эти ре дорийские, ми фригийские и ля эолийские мгновенно превращаются в С-dur / a-moll. Этому способствует сам факт гармонизации, кстати. Где находится грань между "тональностью" и "ладовостью", тоже неясно: для многих только наличие мажорной субдоминанты в миноре — уже повод вовсю рассуждать о дорийском ладе...

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
Значит, вопрос сводится к тому, как же вести мелодическую линию, чтобы оставаться в том или ином ладу.
Думаю, это обширный вопрос (я к нему тоже пытался тут не раз подступиться, но безуспешно).
Обычно отвечают, что нужно "слышать" лад. К сожалению, этот ответ ничего не даёт, поскольку слух скатывается: все эти ре дорийские, ми фригийские и ля эолийские мгновенно превращаются в С-dur / a-moll. Этому способствует сам факт гармонизации, кстати. Где находится грань между "тональностью" и "ладовостью", тоже неясно: для многих только наличие мажорной субдоминанты в миноре — уже повод вовсю рассуждать о дорийском ладе...
Вот к тому я тему и открыл. Для меня, человека, слухом почти не оборудованного, это вообще особая проблема.
Ладовость я определяю для себя так: если мелодию можно гармонизировать тоническим аккордом или вообще просто тоническим бурдоном, то эта мелодия может считаться модальной. Если же нужно что-то еще, то тут уже нужна полноценная гармония. Но тут явно все несколько сложнее.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Кстати, замечательный пример же, нет?



Можно попытаться его проанализировать.
Дорийский, не так ли?

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
MrLf, всегда воспринимал как ми дорийский, да.
Проанализировать с точки зрения гармонии или мелодии?
С точки зрения мелодии вроде бы все достаточно стандартно — знаки ре мажора, опереться хочется на ми.
По гармонии самый простой вариант – I-VII с возвращением в тонику в конце фраз.
Есть крутая гармония Em-D-A-Hm D Em, напрмер.
Можно позаменять в каком-нибудь из проведений Em в пятом такте любой части (но лучше второй) на G, но в начале проведения или строчки не прозвучит, ИМХО — очень джазово будет звучать и модальность потеряется.
И уменьшенных аккордов я бы сюда не пихал.
Это что я вижу, а я двоечник.
« Последнее редактирование: Июня 01, 2016, 13:29:11 от Draugwath »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Это что я вижу, а я двоечник.
Я тоже :D :pozor:
Мне тут интересно другое. Характерная "дорийская нотка" до-диез сыграна всего дважды за всю тему, причём на фоне единственного аккорда, как проходящая. В аккордах её тоже нет. Таким образом, чтобы это всё стало обычным натуральным минором, в теме достаточно заменить две проходящие ноты.

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
MrLf, что, кстати, иногда делают мелодисты, когда играют эту тему на диатонических инструментах без до мажора. Более того, я бы даже рискнул кое-где сыграть вместо ми минора до мажор, но тихонько и проходящим в качестве замены. Глядишь, никто и не заметил бы. Ну, такой до мажор, сильно обращенный, как на бузуки, когда в аккорд входят G E C E.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Draugwath, не совсем в тему, а какой ритмический рисунок аккомпанемента подходит к такому рилу?

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
MrLf, ох, а как тут передашь. Надо же под мелодию играть, акцентировать.

https://www.youtube.com/watch?v=VN8FWvUV7u8
Самый простой вариант — а-ля кантри, «унца-унца» с развязанной кистью, удар почти на каждую долю, но из-за акцентирования не звучит стеной.


https://www.youtube.com/watch?v=eDAx24Je_I0
Вот тут хороший вариант, очень круто гитарист подает. Такой себе синкопированный и развитый «унца-унца», но у него очень много этого синкопирования.

Можно из четырех долей вторую выбрасывать, будет забавный кач типа «Таааам-Там-Там, Тааааам-Там-Там»:

https://www.youtube.com/watch?v=GcTq31z6ZZk
С 1:10 начинается. Мне препод этот кач давал как 3-3-2.
Тут надо от солиста плясать. Кто свингует, кто нет.

Кстати! А как это — нет до диеза в аккордах? Если вбрасывать в гармонию ля мажор, то вполне может появиться до диез там. Ну, если играть именно мажорный ля, а не модальный без терции.
Те аккорды, которые приведены в партитуре, вообще можно не смотреть, все равно каждый сам гармонию пишет. Еще уйма способов эту вещь гармонизировать есть, и все по-своему правильные.
То есть до диез, даром что появляется в мелодии дважды и вроде бы не по делу, в гармонии вполне может быть достаточно частотным — его можно играть в составе ля мажора вместо Em, и достаточно безболезненно при этом.
А вот насчет соль наврал. Соль мажор я бы здесь играть вообще не стал. Послушал сейчас, попробовал — не, даром что параллельный, все равно лишний.
« Последнее редактирование: Июня 01, 2016, 22:16:19 от Draugwath »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, ох, а как тут передашь. Надо же под мелодию играть, акцентировать.
А "под мелодию акцентировать" как конкретно, можно попробовать уточнить? Оно скоростное, по живому исполнению крыша едет немного это всё зафиксировать...
Вот например, первый такт. Восемь восьмых. На какие из них придутся акценты, какие могут быть варианты?

... и добавил:

То есть до диез, даром что появляется в мелодии дважды и вроде бы не по делу, в гармонии вполне может быть достаточно частотным — его можно играть в составе ля мажора вместо Em, и достаточно безболезненно при этом.
Да можно и в сам Em просто вставлять — Em6.

... и добавил:

Мне препод этот кач давал как 3-3-2.
А можно вот так? Бас 3-3-2, и переборчик условно под "блюграсс".
Это портит характер музыки, или приемлемо?
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 17:51:06 от MrLf »

Оффлайн Draugwath Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: +142/-7
А "под мелодию акцентировать" как конкретно, можно попробовать уточнить? Оно скоростное, по живому исполнению крыша едет немного это всё зафиксировать...
Хм, я попробую записать.

По миди трудно сориентироваться, честно говоря.
Где-то у меня была эта штука исключительно в виде скрипичной партии, под которую можно наковырять аккомпанемент… За выходные постараюсь изобразить.
Портит характер музыки — так это не мне решать, все ж по-разному играют. Сколько аккомпаниаторов, столько и подходов.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Хм, я попробую записать.
Да может, и записывать ничего не надо, просто сказать.
Вот например в моём миди акценты получились на 1, 4 и 7 восьмушки (тот самый бас 3-3-2, если я верно понял слово "3-3-2").

... и добавил:

Портит характер музыки — так это не мне решать, все ж по-разному играют. Сколько аккомпаниаторов, столько и подходов.
Ну, в данном случае вопрос именно к тебе :)