Автор Тема: Лады,очень нужна помощь  (Прочитано 2822 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #15 : Июня 19, 2009, 23:04:55 »
Аэд сорри, отвечая вам, случайно нажал вместо "цитировать" - "изменить" (имея модераторские возможности) и испортил Ваш пост. Прошу прощения. ((

с уважением, eye

« Последнее редактирование: Июня 19, 2009, 23:45:05 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #16 : Июня 19, 2009, 23:44:24 »
Аэд, еще раз прошу прощения. Содержание Вашего предыдущего поста можно восстановить по моим цитатам. Конечно, это несколько искажает..., но что сохранилось...

А кто Вам сказал, что параллельность тональностей - это вопрос соотношения их ступеней?

Мне этого никто не говорил. А Вам?

Цитировать
Может вы перепутали термин с "родством тональностей"?
Нет, речь не родстве тональностей. Речь о ладовой переменности, благодаря которой на основе одного базового звукоряда образуются другие.

Цитировать
Параллельность тональностей основывается ПРЕЖДЕ ВСЕГО, на совпадении ключевых знаков, а не на том, что тоника минора находится на шестой ступени мажора.


Во-первых, опять-таки не надо путать тональную систему и модальную.
А во-вторых "ключевые знаки" натуральных ладов как раз совпадают со знаками родительского мажорного звукоряда.

Цитировать
а не на том, что тоника минора находится на шестой ступени мажора.

Но тоника параллельного минора находится на 6 ступени мажора - это так или нет?

Цитировать
Еще раз повторюсь - речь идет не о том, что ре фригийский является таковым, потому что строится на 3й ступени одноименной тональности,

Я не понял смысла этого предложения

Цитировать
а о том, что В ПРЕДСТАВЛЕННОМ ПРИМЕРЕ на этой самой ступени он строится лишь для того, чтобы не высчитывать его интервалы, строя его от соответствующей тоники.

Ну и к чему было разводить круги по воде?

И ежу понятно, что третья ступень не может быть одновременно первой. Об этом, кстати, было написано. Просто ответы надо давать исходя из уровня понимания спрашивающего, который даже мажорную гамму затрудняется сыграть - просит через минор выразить.

Какая ступень является характерной в ладах и их строение здесь на форуме уже многократно перетералось. И все, что требовалось - дать, даже не теоретическую, а практическую помощь начинающему пощупать лад, его краску.

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #17 : Июня 20, 2009, 01:26:28 »
Да, очень жаль, что пропал пост... ну, видимо, на то была воля высших сил...)))

Ладно, попробуем восстановить логику...
Мне этого никто не говорил. А Вам?
=>
Подумайте сами - есть ли привязка у Ля эолийского лада относительно ступени До ионийского? Есть - это параллельные мажор и минор и этот минор образуется, когда тоникой становится шестая ступень мажора (почитайте про ладовую переменность). В этом смысле все натуральные лады - параллельны.
Я отвечал именно на это.

Далее...
Нет, речь не родстве тональностей. Речь о ладовой переменности, благодаря которой на основе одного базового звукоряда образуются другие.
Чесно говоря, я не совсем понимаю, что Вы подразумеваете под "ладовой переменностью" - мне, за все время изучения музыки такой термин как-то не попадался. Если же Вы имеете ввиду "переменный лад", то это, простите, немного не то, о чем мы говорим....
Что же касается сказанного вами:
и этот минор образуется, когда тоникой становится шестая ступень мажора
Т. е. Вы хотите сказать, что минор параллелен мажору, прежде всего, потому что строится на его шестой ступени?
Ну-ну...

Во-первых, опять-таки не надо путать тональную систему и модальную.
А кто говорит о модальной системе?

А во-вторых "ключевые знаки" натуральных ладов как раз совпадают со знаками родительского мажорного звукоряда.
Т. е. Вы предлагаете считать фригийский минор параллельным натуральному? :)
Да Вы новатор...

Но тоника параллельного минора находится на 6 ступени мажора - это так или нет?
Да, но это не главный критерий параллельности тональностей.
 
Я не понял смысла этого предложения
Ну, что ж, поясню "исходя из уровня понимания спрашивающего" -
название лада зависит не от того, что он строится на ступени какой-либо тональности, а от названия самой ступени. Т. е. если фригийский строится на третьей ступени до мажора, то он называется не до фригийский, а ми фригийский - по имени своей ноты.
Так понятно?

Ну и к чему было разводить круги по воде?
Ну, если Вы считаете требовательность к точности объясняемого материала кругами по воде, то пусть будет так.
Я уж не говорю о потенциале вежливости в этой фразе...

И ежу понятно, что третья ступень не может быть одновременно первой.
Да неужели?!
Алиллуя, мы пришли к истине!

Об этом, кстати, было написано. Просто ответы надо давать исходя из уровня понимания спрашивающего, который даже мажорную гамму затрудняется сыграть - просит через минор выразить.
Знаете, общаясь с ребенком, я предпочитаю называть машину машиной, а не "бибикой", как принято некоторыми, пусть даже для дитяти это сперва и покажется сложным.

Вообще, я, честно говоря, не вижу смысла в дальнейшей дискуссии, которая дейстительно превращается в перетряхивание одного и того же. За сим просто выкладываю принципы построения мелодических ладов (надеюсь, Вы не станете спорить, что лады, о которых мы говорим, являются мелодическими):

УСЛОВНО МАЖОРНЫЕ:

Ионийский: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (натуральный мажор)
 
2. Лидийский: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. (отличается от натурального мажора более высокой IV ступенью)

3. Миксолидийский: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. (отличается от натурального мажора более низкй VII ступенью)


УСЛОВНО-МИНОРНЫЕ:

Эолийский: Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (натуральный минор)

Дорийский: Тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. (отличается от натурального минора более высокой VI ступенью)

Фригийский: Полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон (отличается от натурального минора более низкой II ступенью)

Локрийский: Полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон (отличается от натурального минора более низкими II и VI ступенями)

Как видим, у каждого из этих ладов есть своя тональная структура, согласно которой лад может строиться от любой ноты и называться в соответствии с ней.

P. S. Просьба не придираться к терминам "условно-мажорные/минорные" - я лишь пытался указать на какой лад нужно опираться для построения остальных ладов.

P.-P. S.
Цитировать
тем более, что все эти лады натуральные
- может быть все они диатонические? Ведь их натуральность обусловлена лишь тем, что они построены от определенных ступеней до мажора, а построй их от других нот и что будет? ;)

P.-P.-P. S. Надеюсь, этот пост не постигнет участь предыдущего, но если, все же, что-то произойдет, то мой Вам совет - пользуйтесь кнопкой Back в браузере - поверьте, эта кнопка открывает много интересных возможностей. ;) Впрочем, на всякий случай, копирую пост на комп. :)
« Последнее редактирование: Июня 20, 2009, 02:35:48 от Аэд »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #18 : Июня 20, 2009, 03:37:04 »
Цитировать
Т. е. если фригийский строится на третьей ступени до мажора, то он называется не до фригийский, а ми фригийский - по имени своей ноты.
Так понятно?

Да, теперь понятно. Просто в голову не приходил такой изворот мысли - там же в топике через одно сообщение говорится разными словами (передаю смысл): "если взять До мажорный звукоряд и принять за тонику ноту Ми (3 ноту до-мажора), то получим Ми фригийский".  Вроде бы никто не говорил такой бред, что если До мажор сыграть от ноты Ми, то получится До фригийский. Лол.

Цитировать
Т. е. Вы хотите сказать, что минор параллелен мажору, прежде всего, потому что строится на его шестой ступени? Ну-ну...
Не надо додумывать - я сказал то, что сказал.Я говорил не о причинах параллельности, а о практических "хинтах" - параллельный минор находится на 6 ступени мажора.
Вот что пишет, например, Тюлин:

 "...Вследствие этого VI ступень... приобретает особое значение в качестве побочной тоники (тоники параллельного минора). В минорном ладу то же самое происходит с III ступенью, приобретающей еще большее значение побочной тоники (тоники параллельного мажора)."

Так что свое "ну-ну" можете адресовать Тюлину.

Цитировать
А кто говорит о модальной системе?
Музыка, основанная на ладах, называется ладовой иоли модальной. Или Вам известна фригийская тональность?

Цитировать
Т. е. Вы предлагаете считать фригийский минор параллельным натуральному?
Да Вы новатор...
Это скорее из Ваших слов следует:
Цитировать
Параллельность тональностей основывается ПРЕЖДЕ ВСЕГО, на совпадении ключевых знаков
Но с другой стороны особого новаторства в этом нет - у кого-то из наших теоретиков я читал подобное высказывание. Если найду - напишу.

Цитировать
- может быть все они диатонические? Ведь их натуральность обусловлена лишь тем, что они построены от определенных ступеней до мажора, а построй их от других нот и что будет?
Их называют и диатоническими и натуральными - как угодно. От какой ноты построены - не имеет значения.

Цитировать
Как видим, у каждого из этих ладов есть своя тональная структура, согласно которой лад может строиться от любой ноты и называться в соответствии с ней.
не тональная, а интервальная ))

===================
Подвальчик флейма

Цитировать
Да неужели?! Алиллуя, мы пришли к истине!
Рад, за Вас. Для остальных эта истина была давно очевидна. )))

Цитировать
Знаете, общаясь с ребенком, я предпочитаю называть машину машиной, а не "бибикой", как принято некоторыми, пусть даже для дитяти это сперва и покажется сложным.
Нет, в данном случае Вы должны, будучи педантом,  говорить ребенку  "автотранспортное средство", потому что это правильнее (согласитесь - "машиной" можно назвать разные технические устройства, поэтому нельзя так говорить ребенку). Только ребенок все-равно будет говорить "бибика", пока не достигнет необходимого уровня. И тогда он будет использовать другие слова, независимо от Вашей принципиальности.

Цитировать
P.-P.-P. S. Надеюсь, этот пост не постигнет участь предыдущего, но если, все же, что-то произойдет, то мой Вам совет - пользуйтесь кнопкой Back в браузере - поверьте, эта кнопка открывает много интересных возможностей.
Просто я слишком поздно обнаружил ошибку.
Но Вы хотели сказать, что я такой ламер, что не открыл для себя кнопку "назад"?
Я вижу Вам хочется самоутверждаться не только в теории музыки. )) Ну-ну, самоудовлетворяйтесь, лишь бы на пользу шло...
« Последнее редактирование: Июня 20, 2009, 03:55:16 от eye »

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #19 : Июня 20, 2009, 04:33:32 »
Похоже, намек по поводу вежливости не прошел... ну, ладно... si vis pacem para bellum, как говорится... :)

К теме:
Да, теперь понятно. Просто в голову не приходил такой изворот мысли - там же в топике через одно сообщение говорится разными словами (передаю смысл): "если взять До мажорный звукоряд и принять за тонику ноту Ми (3 ноту до-мажора), то получим Ми фригийский".  Вроде бы никто не говорил такой бред, что если До мажор сыграть от ноты Ми, то получится До фригийский. Лол.
Ах, вот оно что...:)
Ну, если на то пошло, то я изначально отвечал не на Ваш пост, а на этот:
другое дело что в тональности ми (мажор, насколько я понимаю), есть третья ступень соль-диез, и от нее строится фригийский лад в этой тональности (ми-мажор)..

... и добавил:

а ми-фригийский соответсвовал бы тональности до-мажор, ибо нота ми - это III-я ступень до-мажора..

Не надо додумывать - я сказал то, что сказал.Я говорил не о причинах параллельности, а о практических "хинтах" - параллельный минор находится на 6 ступени мажора.
Вы сказали, что "этот минор образовывается, когда тоникой становится шестая ступень".
Ну, теперь понятно что значила эта фраза...)))

Вот что пишет, например, Тюлин:

 "...Вследствие этого VI ступень... приобретает особое значение в качестве побочной тоники (тоники параллельного минора). В минорном ладу то же самое происходит с III ступенью, приобретающей еще большее значение побочной тоники (тоники параллельного мажора)."

Так что свое "ну-ну" можете адресовать Тюлину.
Не вижу никаких проблем в приведенной цитате. :)
Однако, есть разница между "особым значением шестой ступени" и "минором, который становится таковым при построении на шестой ступени", Вам так не кажется? ;)
Это же элементарная логика. :)

Это скорее из Ваших слов следует:Но с другой стороны особого новаторства в этом нет - у кого-то из наших теоретиков я читал подобное высказывание. Если найду - напишу.
Буду искренне благодарен. :)

не тональная, а интервальная ))
В данном случае именно тональная, поскольку, как Вы сами заметили, автор топика испытывает затруднения даже с элементарной теорией музыки. ;)

Рад, за Вас. Для остальных эта истина была давно очевидна. )))
Я что-то этого не заметил.. :)

Нет, в данном случае Вы должны, будучи педантом,  говорить ребенку  "автотранспортное средство", потому что это правильнее (согласитесь - "машиной" можно назвать разные технические устройства, поэтому нельзя так говорить ребенку). Только ребенок все-равно будет говорить "бибика", пока не достигнет необходимого уровня. И тогда он будет использовать другие слова, независимо от Вашей принципиальности.
Ну, это вы преувеличиваете. :)
Достаточно было бы слова "автомобиль". :)
А иронизируете напрасно, потому что речь идет не о достижении ребенком интеллектуального уровня, необходимого для понимания того, что такое автомобиль, а лишь о его более скором восприятии нормального языка на основе все те же ассоциаций. Впрочем, оставим тему воспитания детей, потому как каждому свое... :)

Но Вы хотели сказать, что я такой ламер, что не открыл для себя кнопку "назад"?
Нет, я лишь хотел сказать, что при нажатии на кнопку "Назад" иногда можно вернуться к предыдущему виду поста и скопировать его.
Судить о вашем "ламерстве", "чайничности" или еще каком статусе я не могу, потому как нахожусь на форуме первый (и, хотелось бы надеяться, не последний) день и с Вами практически не знаком.

Я вижу Вам хочется самоутверждаться не только в теории музыки. )) Ну-ну, самоудовлетворяйтесь, лишь бы на пользу шло... [/size]
Поверьте, самоутверждение - это меньшее, чего бы мне хотелось, тем более в инете... :)
Мне лишь хотелось исправить неточность, вот и все. :)
Впрочем, если я вдруг ненароком прищемил Вам авторитет знатока на этом форуме, то искренне прошу прощения - я не хотел. :) Вы всегда можете сообщить мне об этом, а там решим что делать... ;)
Как вариант - можете вызвать меня на дуэль. :) Я Вам даже выбор оружия предоставлю... :)
« Последнее редактирование: Июня 20, 2009, 05:05:52 от Аэд »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #20 : Июня 20, 2009, 05:12:03 »
Цитировать
Впрочем, если я вдруг ненароком прищемил Вам авторитет знатока на этом форуме, то искренне прошу прощения - я не хотел.  Вы всегда можете сообщить мне об этом, а там решим что делать...
Как вариант - можете вызвать меня на дуэль.
Ок, на этом и остановимся, будем считать дуэль состоялась, все живы вроде...
Протягиваю руку дружбы - знающие, грамотные люди интересны и нужны форуму )

Относительно термина "ладовая переменность". В общем, Вы правы, можно говорить и о переменном ладе, а в общем случае - о переменных ладовых функциях или о ладо-функциональной переменности.

Просто приведу цитаты из разных книг, какие под руками в электронном виде:
====
"Общность звукового состава объединяемых ладов существенна для мелодии, аккордики и самой ладовой переменности".
===
"Дорийская субдоминанта (S) переходит в dVII главным образом тогда, когда в гармоническом развитии можно обнаружить некоторое противопоставление t и dVII, при котором оба трезвучия (и t и dVII) представляются ладо-функционально равноправными (ладовая переменность)."

=======
"Значительно чаще наблюдаются переменные диатонические системы, в которых при смене тоник ладовое наклонение остается неизменным:(примеры - ионийский-миксолидийский, Эолийский-фригийский)
 Такая переменность подчеркивает смену функций созвучий, модуляционность, свойственную в большой степени и другим переменным системам. Функцию тоники принимает на себя при сохранении звукоряда то одно, то другое трезвучие. В зависимости от систематичности чередования достигается равноправие сменяющих друг друга тоник. Функциональная переменность перерастает в таких случаях в ладовую переменность."
====
Относительно новаторства в области "параллельности"
====
"Натуральные мажор и минор, как и другие их диатонические разновидности, нередко образуют на основе общности звукоряда и появления двух устоев параллельно-переменные мажоро-минорные системы, распространенные как в народном музыкальном творчестве, так и в профессиональной музыке.
Наиболее распространена эолийско-ионийская система: (пример)
Немного  реже встречаются  дорийско-лидийская и фригийско-миксолидийская системы:(пример)
Терцовые и секундовые переменные системы типа представленных в следующем примере встречаются намного реже: (пример ионийско-фригийский и другие)
====
"Своеобразие претворения диатоники в музыке русских компо¬зиторов определяется различными признаками. Важнейшие из них:
1)   ладотональная переменность. Большая роль параллельно-переменных ладов;"
===========
"...Смена ладов по горизонтали создает ладовую модуляцию, в широком плане включающуюся в явление ладовой переменности:...."

=============

Насчет параллельности (в некотором смысле) диатонических ладов я еще поищу цитату, но это надо пересмотреть гору бумажных книг. А может это мне "приснилось"...

... и добавил:

Цитировать
Ну, если на то пошло, то я изначально отвечал не на Ваш пост, а на этот:
Цитировать
другое дело что в тональности ми (мажор, насколько я понимаю), есть третья ступень соль-диез, и от нее строится фригийский лад в этой тональности (ми-мажор)..
а ми-фригийский соответсвовал бы тональности до-мажор, ибо нота ми - это III-я ступень до-мажора..
На мой взгляд здесь написано то же самое, что и везде: в Ми мажоре - Соль диез фригийский, в До - Ми фригийский
Я так и не понял, в чем проблема-то была, почему "Вы немножко путаете". Но можно оставить уже эту тему, а то, чувствую, что туплю.

... и добавил:

Цитировать
Но с другой стороны особого новаторства в этом нет - у кого-то из наших теоретиков я читал подобное высказывание. Если найду - напишу.
Цитировать
Буду искренне благодарен.

Что-то нашел, хотя мне кажется, что о параллельности диатонических ладов еще более однозначно, читал где-то в другом месте.
В.Берков "Гармония" Часть I, стр 147-148

"2. Классификация по признаку односоставности  естественно выявляет максимальную близость, родство, присущие изучаемым ладам (именно в условиях их идентичного звукового состава).
По отношению к любой тональности натурального мажора или минора лишь одна тональность находится в ближайшем родстве: это—параллельная тональность. Только параллельные мажор и минор являются односоставными. Их односоотавность благоприятствует образованию параллельно-пеpеменного лада.

По отношению же к любому особому диатоническому ладу все шесть остальных односоставных ладов состоят в ближайшем родстве. Мысля по аналогии, можно сказать, что они все «параллельны» друг другу (ионийский До и эолийский ля; ионийский До и миксолидийский Соль; ионийский До и фригийский ми; дорийский ре и лидийский Фа; дорийский ре и миксолидийский Соль и т. п.).
Следовательно, ладовая и функциональная переменность максимально проникает в особые диатонические лады."

« Последнее редактирование: Июня 20, 2009, 14:44:17 от eye »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #21 : Июня 20, 2009, 16:04:16 »
я чота тоже не оч понял в чем проблема.. по-моему ее и нету..

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #22 : Июня 21, 2009, 20:09:33 »
 :crazy: Хе-хе. Столкнулись два музыкальных корифея. Интересно-интересно :popcorn:
А еще интересно, будет ли это все понятно топикстартеру :crazy:

Оффлайн Page Hendrix

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5690
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #23 : Июня 21, 2009, 20:15:20 »
:crazy: Хе-хе. Столкнулись два музыкальных корифея. Интересно-интересно :popcorn:
А еще интересно, будет ли это все понятно топикстартеру :crazy:
Да какая разница,вопрос в том что им то это самим понятно? :crazy:

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Лады,очень нужна помощь
« Ответ #24 : Июня 21, 2009, 20:17:08 »
Цитировать
Судить о вашем "ламерстве", "чайничности" или еще каком статусе я не могу, потому как нахожусь на форуме первый (и, хотелось бы надеяться, не последний) день и с Вами практически не знаком
А зря :crazy: Хороший человек. И далеко не дурак в теории музыки 8)