Если второй вариант, тогда просто берете лад, который вы хотите использовать и строите на каждой его ступени по терциям либо квинты, либо трезвучия, либо септаккорды (в зависимости от стиля музыки) или любые экспериментальные созвучия, например, квартаккорды (пожалуй, последнее - это избыточная информация).
С учетом ключевых знаков.
Например в Соль мажоре
Гамма:
G A B C D E F# G - горизонталь
Трезвучия (вертикали) строятся по терциям* с учетом ключевых знаков.
D E F# G A B C D - квинты
B C D E F# G A B - терции
G A B C D E F# G - примы (основные тона аккордов)
1 2 3 4 5 6 7 1 - ступеневая формула лада
G Am Bm C D Em F#m-5 G - названия получившихся аккордов
I ii iii IV V vi vii-5 i - мажорная гамма аккордами в виде ступеней - для любой тональности.
Эту таблицу надо рассматривать по вертикали - от основания, то есть, например
ii = Am, на 2й ступени, звуки A-C-E
iii = Bm, на 2й ступени, звуки B-D-F#
__________________________
* терции от каждой ступении получаются если брать ступени лада через одну: 1-3-5, 2-4-6, 3-5-7 и тд
Из этого набора можно выбирать любые сочетания аккордов. Наиболее часто употребимыми являются аккорды I, IV, V, vi ступеней.
Так же можно принять за тонику любой другой аккорд из этого набора и получатся обороты в других диатонических ладах. например, если взять за тонику vi ступень, то получим аккордовую гамму в натуральном Ми миноре.
Em F#m-5 G Am Bm C D
1 2 b3 4 5 b6 b7
i ii-5 bIII iv v bVI bVII
Надо понимать, что это только первый шаг. Далее можно использовать разные лады, смешивать аккорды мажора и минора, делать отклонения и модуляции - в общем, дальше учебник гармонии.
вопросы?