Нет, не жалею. Во-первых, это лучшее, что у нас было тогда, а во-вторых, я бы и не пытался взять все - студенты думают о другом, в голове ветер.
Почему я написал "не осилил" - не потому что не справился - такой задачи не было в этом учебнике, а потому что в послесловии он сам пишет:
"В данном пособии мы ограничились в основном теми методическими указаниями, кото-
рые помогут учащимся быстрее освоиться в принципах гармонического языка, сложив-
шихся в джазе за время его развития. Разумеется,
многие моменты были лишь слегка на-
мечены, а некоторые могли и сознательно не войти в поле зрения автора, например, под-
робности модальной техники, искусственных и комбинированных ладов, полиладовости, по-
лимодальности, инокультурных (восточных) ладовых систем, к которым обратился джаз
в последнее время, принципы пантональности Колмэна и Колтрейна, а затем и атонально-
сти авангарда.
Возможно, эти проблемы будут подняты в работах других авторов и будут
адресованы студентам высшего звена эстрадно-джазовой специализации. Не рассматрива-
лись в пособии также последние тенденция в области записи аккордов, по той причине, что
установившаяся буквенно-цифровая система записи гармонии и по сей день повсеместно
распространена и является пока наиболее простой и доступной. Следует отметить, также»
что многое в вопросах терминологии пока находится в стадии становления, в связи с чем
могут встретиться разные названия одного и того же явления как в зарубежных пособиях»
так и в отечественных (работы Д. А. Браславского, Ю. С. Саульского, И. М. Бриля и др.).
Тот объем знаний и навыков, который получит учащийся, проходя спецкурс гармонии
и руководствуясь данным пособием, явится
необходимым минимумом, дающим музыкан-
ту возможность совершенствоваться в этом трудном и увлекательном жанре."
То есть он понимал проблему, но кивнул в сторону других авторов.
"поверхностно-описательно"
Но это факт - он просто описывает, что, например, блюз имеет 12 тактов, не определяет форму (разве это определение: " ...установившейся формой блюза является 12-тактовый блюз, но возможны и отклонения. "
Вот так - формой блюза является блюз.
Но задачей того учебного пособия не было глубокое теоретическое осмысление того или иного явления. Поэтому "поверхностно-описательно" - думаю, Чугунов бы с эти согласился.
А терминология в кавычках - это была моя ошибка. Терминология там действительно по возможности приближена к классической, но при чем тут терминология - изначально ведь речь шла о блюзе, а не о тонально-функциональных темах с SDT и соответствующей терминологии. А тема блюза теоретически не раскрыта.
Просто Алиса троллит (неосознанно, по-женски) на мои слова
"В Европе веками формировалась тональная функциональная система, а у вас негры-рабы прямо сразу родились со знанием тональности, ощущением функций, доминант-медиант. Прямо с ключевыми знаками и квинтовым кругом в голове )))" , она подменяет:
"Те же самые "джазовики", которых зачали "негры", на сегодняшний день в приличных вузах объясняются классическим опытом терминологии! "
Дело в том, что для Алисы блюз и джаз - одно и то же. Не понимая, что джазовый блюз и нативный блюз - это разные вещи и изначально создавались музыкантами с разным уровнем подготовки.
И что там говорят учителя в приличных вузах может иметь мало отношения (к сожалению, но это так) к тому, что было в головах черных, когда создавался блюз - ощущения классических функций и тональности там явно не было.
И, кстати, все равно всеми отмечалось, что блюз играется по разному белыми и черными - это результат, что они по разному слышат его.
С точки зрения классической функциональной гармонии малый мажорный септакк. на первой ступени в качестве тоники - это разрушение всей функциональной системы, потому что малый мажорный в лассической тональной системе имеет функцию доминанты (или побочной доминанты) и требует разрешения. Если же не требует, то это уже не классическая функциональная система мажоро-минора, а система построенная на ином ладе - без тяготений. "Тяготения" (ожидание тоники) в блюзе обуславливаются не классическими гармоническими функциями (разве что в какой-то степени для белого, воспитанного на этой системе, который искусственно видит там функции и снисходительно говорит о безграмотности черных и как следствие нарушения нормативных связей и последований), а диктуется жесткой повторяющейся формой. Вполне в соответствии с тем, о чем говорит Бершадская о монодийно-гармонических ладах. Три аккорда с одинаковой структурой малого мажорного не построены на одном ладу, а потому и не подчиняются единому центру, как в классической тональности.
В данном случае
форма обнаруживает роль аккордов, а не ладовая функция диктует форме, как в классике.
Вспомним специфику тонально-функциональной системы и приложим это к блюзу:
- Натуральный мажор (и гармонический минор). Отсутствует
- Двуладовая система мажоро-минора. Отсутствует (ладов больше)
> Тяготение вводного тона Отсутствует (b7 вместо 7)
- Квинто-квартовая связь аккордов - "гармоническая". (Частично имеется в I-IV и I-V)
> Преобладающий динамический характер отношений, отвлекающий от красочности (более красочность, чем динамика тяготений)
- Три функции S-T-D, главные аккорды в квинтовом расположении от тоники = G/5/C/5/F . (Есть - это и путает)
> Требование нормативного чередования функций (Норматив нарушен, функции не срабатывают)
> Высокая централизация, стремление к тонике. Действие тоники на расстоянии (Отсутствует)
> (?) Определенные требования к голосоведению (Отсутствует)
- Терцовая консонансная аккордика (Частично есть)
- Альтерации ведут либо к обострению неустойчивости, либо к тональной модуляции. ("альтерации" b3, b7, b5 в мелодии не ведут к модуляции.
> Система настолько устойчива (автономна), что для смены (модуляции) требует специальных гармонических средств. (Отсутствует)
> Ладовая функция диктует форме, а не форма обнаруживает роль аккордов (Наоборот)
- Расположение диатонического тритона - целью его тяготений являются важнейшие тоны тонич. трезвучия. (Отсутствует, принцип нарушен)