eye, на счет церковных ладов.
Насчет "церковных" ладов я ничего не знаю, кроме того, что так называются диатонические лады, которые так же имеют и другие исторические названия. Названия остались, но суть и восприятие этих звукорядов изменились. В следствии воспитания, становления нашего слухового восприятия (на основе европейской мажоро-минорной гармонической функциональной системы) мы сегодня не способны услышать модальные лады так, как это слышали люди в средневековье и раньше. Боюсь, что мы даже блюз воспринимаем сильно иначе в ладогармоническом аспекте (да и ритмическом), чем представители афроамериканской культуры. Так же, наверное, мы не можем "правильно" (то есть так же, как коренные представители данных культур) слышать восточную модальную музыку. Это не мешает нам использовать по-своему лады и краски восточной музыки.
Вот что я имел в виду: C D E F G A Bb C D Eb F G. Обиходный звукоряд еще называется
Говорят, что он использовался в древне-русских песнопениях (и не только) - это тоже догармоническая модальная музыкальная эпоха. Не буду об этом рассуждать, так как мало что знаю.
Но есть также мнение, что обиходные лады возникли на основе струнных инструментов с квартовым строем. То есть, если играть на каждой струне одинаковые трихорды, то получится неоктавный "обиходный" звукоряд, особенность которого заключается в том, что по мере движения вверх по его ступеням он "темнеет" - сначала звучит мажор, потом появляется натуральный минор, а дальше фригийский. Это если рассматривать его относительно одной тоники.
Но можно его воспринимать и использовать, как модулирующие мажорные трихорды по квартовому кругу.
Так или иначе, независимо от исорических корней, но современные рокеры его заново изобрели - такой лад можно встретить у Рэнди Роудса, Блекмора, Ван Халена, Лукатера и многих других - просто используй удобный аппликатурный подход типовых пальцовок (12-4, например) в быстрых пассажах. При таком движении внутри пассажа возникают различные ладовые оттенки, что придает ему "рельефность".
Когда Сатриани демонстрирует свое упражнение на легато - симметричные мажорные трихорды от каждой струны, без учета тональности и лада - у него тоже получается подобие "обиходного" звукоряда.
Кстати, не только значения ладов меняются, но и смысл слов их обозначающих. Вот почему "обиходный"? Сейчас это означает повседневный, обыденный. В современном понимании довольно дурацкое название для довольно необычного звукоряда.
Или, например, все эти дорийский, фригийский и т.д. для нас никакого смысла не несут - с таким успехом можно было назвать любым буквосочетанием. Мне кажется правильнее называть со 2 по 7 ладовыми структурами на основе мажорного звукоряда. Если коротко - "второй лад" (дорийский), "третий лад" (фригийский) и тд.
Извините, не собирался столько писать...