Автор Тема: Мажорность/минорность ладов  (Прочитано 3341 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн phunk

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +43/-5
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #15 : Ноября 09, 2007, 10:10:26 »
eye, на счет церковных ладов. Есть такие церковные лады, которые не вписываются в октаву, например: C D E F G A Bb C D. Как их использовать? У меня 2 варианта. Или использовать только такой замкнутый звукоряд или продолжать его через дециму (Eb F G Ab Bb C Db Eb F итд)

Оффлайн razzhizhitel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +91/-23
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #16 : Ноября 09, 2007, 10:15:55 »
phunk: а разве  C D E F G A Bb C D и C D E F G A Bb это не одно и то же?

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #17 : Ноября 09, 2007, 10:33:19 »
Одной третьей ступени для определения наклонения недостаточно. Например, в уменьшенном или локрийском ладах третья ступень низкая, однако это не минор. А в увеличенном - большая, но это не мажор. Хотя, может и звучат "минорно" или "мажорно".
Лучше определять наклонение по аккорду первой ступени - если на первой ступени мажорный - то мажор, а если минорный - то минор. Хотя и здесь теоретики могут поспорить, так до установления господства мажоро-минорной системы (а к этому времени относятся народные или церковные лады) не было мажора и минора, но лады с разными вариантами третьей ступени, естественно были.
Например в историческом контексте фригийский лад - не минор, хотя нам щас это, возможно, трудно понять.
Таким образом, тот пример лада - это не мажор и не минор - в основе у него увеличенное трезвучие.
Ну ладно, добавьте туда еще пятую ступень, которая должна получиться чистой квинтой. Хотя я предупреждал:
....Собственно, наклонение может быть не только мажорно-минорным...

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #18 : Ноября 09, 2007, 10:35:49 »
eye, на счет церковных ладов. Есть такие церковные лады, которые не вписываются в октаву, например: C D E F G A Bb C D. Как их использовать? У меня 2 варианта. Или использовать только такой замкнутый звукоряд или продолжать его через дециму (Eb F G Ab Bb C Db Eb F итд)
phunk: а разве  C D E F G A Bb C D и C D E F G A Bb это не одно и то же?
Я считаю такие лады модулирующими... Может я и не прав, но все говорит о том, что тоника сменяется один раз, а потом обратно приходит... Но не вижу смысла в таких ладах.... Разве что модуляцией в секунду или терциююю... Кто знает...

Оффлайн phunk

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +43/-5
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #19 : Ноября 09, 2007, 10:37:37 »
phunk: а разве  C D E F G A Bb C D и C D E F G A Bb это не одно и то же?
Это я наврал. Вот что я имел в виду: C D E F G A Bb C D Eb F G. Обиходный звукоряд еще называется

Оффлайн inko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1250
  • Репутация: +43/-33
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #20 : Ноября 09, 2007, 11:59:46 »
Одной третьей ступени для определения наклонения недостаточно. Например, в уменьшенном или локрийском ладах третья ступень низкая, однако это не минор. А в увеличенном - большая, но это не мажор. Хотя, может и звучат "минорно" или "мажорно".

не мажор, но звучит "мажорно"? давайте определимся, что мы называем "мажором". если мы используем этот термин в "строгом" смысле -- то есть конкретно "мажор"="тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон", то очевидно что никакой другой лад кроме ионийского мажором не является.. автор темы мне кажется имел в виду именно интуитивную мажороность/минорность звучания.

Или есть какое-то разумное определение между "строгим" и "интуитивным"?

я не особо силен в теории, может спецы eye или strux озвучат хорошее определение, позволяющее далее вести конструктивную беседу? :)
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2007, 12:02:41 от inko »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #21 : Ноября 09, 2007, 13:03:12 »
Всетакаи это кажись пример модуляции....

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #22 : Ноября 09, 2007, 13:12:15 »
Я имел в виду не столько интуитивное звучание, сколько возможность обыгрывания того же мажорного аккорда (самого тупого, без всяких надстроек) разными ладами.

Слух у меня тупо ааатсутствует, поэтому предпочитаю все заранее просчитать =) Собстно, и возник такой вот вопрос: как определить мажорность/минорность? =)

Как самый простой вариант - посмотреть, в каком ладу используются ноты аккорда, и использовать его (лад) оччень осторожно =) Но это как-то не очень общо получается =)

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #23 : Ноября 09, 2007, 13:22:30 »
Я имел в виду не столько интуитивное звучание, сколько возможность обыгрывания того же мажорного аккорда (самого тупого, без всяких надстроек) разными ладами.

Слух у меня тупо ааатсутствует, поэтому предпочитаю все заранее просчитать =) Собстно, и возник такой вот вопрос: как определить мажорность/минорность? =)

Как самый простой вариант - посмотреть, в каком ладу используются ноты аккорда, и использовать его (лад) оччень осторожно =) Но это как-то не очень общо получается =)
Вот за то тебе и плюс... А мажорность и минорность всеетаки по терции определяется....Квинта тут почти не при чем...

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #24 : Ноября 09, 2007, 13:29:03 »
И вообще, определение мажора и минора как в аккорде, так и в ладу происходит именно по терции, так как квинта уэтих двух систем одна и та же...Мы не берем в расчет увеличенный аккорд,который впрочем тоже звучит мажорно. Однако стоило бы ознакомиться с моей теорией (которуюя так и не опубликовал), что мажорность является следствием бОльших сил. Отсюда и повышенное в голосовых связках, так как в миноре просто не хочется дотягивать нужную ноту.. В общем вся теория строилась на том,что стандартные лады в унынии имели определенные менее устойчивые ступени, которые просто не дотягивались на полтона,от чего и наступала минорность,как отражение физического состояния организма. Сил меньше и вот тебе минор...(Там две ступени целых в минор уходили... и в мелодическов в обратку благодаря этому возникали ленивые бекарные ноты...)
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2007, 13:30:41 от Krage »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #25 : Ноября 09, 2007, 14:57:26 »
eye, на счет церковных ладов.
Насчет "церковных" ладов я ничего не знаю, кроме  того, что так называются диатонические лады, которые так же имеют и другие исторические названия. Названия остались, но суть и восприятие этих звукорядов изменились. В следствии воспитания, становления нашего  слухового восприятия (на основе европейской мажоро-минорной гармонической функциональной системы) мы сегодня не способны услышать модальные лады так, как это слышали люди в средневековье и раньше. Боюсь, что мы даже блюз воспринимаем сильно иначе в ладогармоническом аспекте (да и ритмическом), чем представители афроамериканской культуры. Так же, наверное, мы не можем "правильно" (то есть так же, как коренные представители данных культур) слышать восточную модальную музыку. Это не мешает нам использовать по-своему лады и краски восточной музыки.

 
Цитировать
Вот что я имел в виду: C D E F G A Bb C D Eb F G. Обиходный звукоряд еще называется
Говорят, что он использовался в древне-русских песнопениях (и не только) - это тоже догармоническая модальная музыкальная эпоха. Не буду об этом рассуждать, так как мало что знаю.
Но есть также мнение, что обиходные лады возникли на основе струнных инструментов с квартовым строем. То есть, если играть на каждой струне одинаковые трихорды, то получится неоктавный "обиходный" звукоряд, особенность которого заключается в том, что по мере движения вверх по его ступеням он "темнеет" - сначала звучит мажор, потом появляется натуральный минор, а дальше фригийский. Это если рассматривать его относительно одной тоники.
Но можно его воспринимать и использовать, как модулирующие мажорные трихорды по квартовому кругу.
Так или иначе, независимо от исорических корней, но современные рокеры его заново изобрели - такой лад можно встретить у Рэнди Роудса, Блекмора, Ван Халена, Лукатера и многих других - просто используй удобный аппликатурный подход типовых пальцовок (12-4, например)  в быстрых пассажах. При таком движении внутри пассажа возникают различные ладовые оттенки, что придает ему "рельефность".
Когда Сатриани демонстрирует свое упражнение на легато - симметричные мажорные трихорды от каждой струны, без учета тональности и лада - у него тоже получается подобие "обиходного" звукоряда.
Кстати, не только значения ладов меняются, но и смысл слов их обозначающих. Вот почему "обиходный"? Сейчас это означает повседневный, обыденный. В современном понимании довольно дурацкое название для довольно необычного звукоряда.
Или, например, все эти дорийский, фригийский и т.д. для нас никакого смысла не несут - с таким успехом можно было назвать любым буквосочетанием. Мне кажется правильнее называть со 2 по 7 ладовыми структурами на основе мажорного звукоряда. Если коротко - "второй лад" (дорийский), "третий лад" (фригийский) и тд.

Извините, не собирался столько писать...
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2007, 15:08:45 от eye »

Оффлайн razzhizhitel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +91/-23
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #26 : Ноября 09, 2007, 15:02:40 »
Спасибо, за подробный ответ.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #27 : Ноября 09, 2007, 15:04:51 »
Krage:
И вообще, определение мажора и минора как в аккорде, так и в ладу происходит именно по терции, так как квинта уэтих двух систем одна и та же...Мы не берем в расчет увеличенный аккорд
Это, если рассматривать различие мажорных и минорных ладов, а вопрос касался именно более экзотических случаев. Например, есть много ладов с b5  или с "расщипленными" 3, 5.

Цитировать
Однако стоило бы ознакомиться с моей теорией (которуюя так и не опубликовал)
В цитатник.

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #28 : Ноября 09, 2007, 21:33:05 »
"как модулирующие мажорные трихорды по квартовому кругу"

Гм.Вполне возможно что и по квартовому.Только я сомневаюсьв квартовости всех церковных ладов....(блин,опять япьян)

"Мне кажется правильнее называть со 2 по 7 ладовыми структурами на основе мажорного звукоряда. Если коротко - "второй лад" (дорийский), "третий лад" (фригийский) и тд."
Ничего не правильнее. дело в том, что я по своему незнанию и недопониманию сводил все к простому мажору, а Парнес и Оськина начали сводить все к ступеням лада.... Ну я там прикинул,и понял, что в ладу не три аккорда,а всего один. Прибавил кэтому систему модуляций и того.сошел с ума....

Оффлайн phunk

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 162
  • Репутация: +43/-5
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #29 : Ноября 10, 2007, 00:26:09 »
eye, thanks  ;)