Автор Тема: Мажорность/минорность ладов  (Прочитано 3344 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Мажорность/минорность ладов
« : Ноября 08, 2007, 13:15:11 »
Вот я тут все пытаюсь разобраться, и не получается.

И было слово, и был мажор, день первый. Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
А на пятой шестой ступени лежит минор. Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

А на остальных ступенях лежат остальные лады. Дорийский, фригийский и прочие локрийские.
И тяготение их к минору или мажору их определяется тональностью аккорда, который лежит на соотвествующей ступени в мажоре, так?

Пусть так.

Но ведь есть еще куча других ладов, которые уже с трудом можно связать с мажором. Как с ними быть в данном случае, как определить, минорный лад или мажорный?

Предложение определить на слух не пройдет - глухой я на оба уха =)
« Последнее редактирование: Ноября 08, 2007, 13:41:33 от Capgaykap »

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Репутация: +937/-225
  • Недалекий человек
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #1 : Ноября 08, 2007, 13:21:00 »
А смысл подобной классификации вообще существует? Можно описать хоть какую-нибудь ценность от подобных изысканий? Может это попытка искать черную кошку в темной комнате....?

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #2 : Ноября 08, 2007, 13:27:32 »
GrimGOR: может, и нет, но мне интересно.

Оффлайн strux

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2298
  • Репутация: +720/-314
  • Гитавр
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #3 : Ноября 08, 2007, 13:38:24 »
вообще это эолийский минор он вроде на 6-й ступени с утра был.
А на пятой миксолидийский лад...

Оффлайн Куче

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 764
  • Репутация: +817/-123
  • социален до безобразия
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #4 : Ноября 08, 2007, 13:39:35 »
Capgaykap:
самый простой подход - это ориентироваться на интервал от первой ступени лада до третьей - малая терция минор, большая мажор...
возможно, теоретически это не всегда так, пусть знатоки меня поправят, если что

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #5 : Ноября 08, 2007, 13:40:47 »
strux: тьфу, сорри. Не проснулся до сих пор. Разумеется, на шестой.
А по сабжу ничего не сможешь сказать? Твое мнение весьма интересно =)

Оффлайн strux

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2298
  • Репутация: +720/-314
  • Гитавр
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #6 : Ноября 08, 2007, 13:55:42 »
Capgaykap:
Я не слишком разбираюсь в ладах лежаших за гранью диатоники и мелодического\гармонического минора, и в большинстве случаев склонен воспринимать ладовые структуры как ту же диатонику с заполнениями\пропущенными или алт. ступенями.Мне так удобнее, чем вырисовывать на грифе ворох новых апликатур какого то специфического лада.
Если честно, я не уверен, что к ладовым структурам, о которых идет речь можно в полной мере приминять понятие мажора и минора. Насколько я понимаю, большинство ладов мимо диатоники(и гар. с мел миноров) Возникли значительно раньше раномерной темперации, и по честному говоря рассматривать их надо начинать именно с этой позиции. Но, повторюсь, не претендую ни на какое особое понимание в этом вопросе. 
Я думаю, тебе в этом вопросе нужен eye.

Если ты выложишь хотя бы пяток ладов, которые вызвали у тебя затруднение, то можно будет посмотреть
 что там и как...   

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #7 : Ноября 08, 2007, 14:07:50 »
Да вот, пжалста. Скажем, E-enigmatic. E, F, G#, A#, C, D и D#. Ре, ре-диез, ми и фа. И чо с такой хроматикой делать?

PS Пример не из головы, сталкивался я с такой хренью.

Оффлайн Sergey S

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 985
  • Репутация: +166/-70
  • Shaman
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #8 : Ноября 08, 2007, 14:22:16 »
Да вот, пжалста. Скажем, E-enigmatic. E, F, G#, A#, C, D и D#. Ре, ре-диез, ми и фа. И чо с такой хроматикой делать?

похоже  на популярный  в тяж. музыке фригийский  с большой е   терцией -  "восточная"  гамма...
но с обеими  седьмыми сутпенями (тоже популярная фишка) и тритоном посередине ...

Оффлайн strux

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2298
  • Репутация: +720/-314
  • Гитавр
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #9 : Ноября 08, 2007, 14:29:14 »
Да надо будет посидеть за клавишами...
Сейчас кое какие мвысли появлись, но убегаю на ансамбль, поэтому сорри, наверное до вечера придется все отложить...

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #10 : Ноября 08, 2007, 14:41:01 »
До вечера так до вечера, мне не горит =)

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #11 : Ноября 08, 2007, 20:48:21 »
Есть смысл... есть такое понятие,какладовое наклонение.Оно может быть минорным,  а может и мажорным. Определяется это по терции лада. Как выше сказано,большая терция говорит о мажорном наклонении, а малая о минорном....Собственно, наклонение может быть не только мажорно-минорным... Что и доказал Сатч...

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #12 : Ноября 08, 2007, 20:58:23 »
Кстати, МиниВай по моему тут фишку мутил с квартой........ Интересное решение. Слушается как лажа, но через некоторое время привыкаешь к этому интервалу......А потом все хочется в него запихать....

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #13 : Ноября 09, 2007, 06:44:48 »
ладовое наклонение.Оно может быть минорным,  а может и мажорным. Определяется это по терции лада.
Одной третьей ступени для определения наклонения недостаточно. Например, в уменьшенном или локрийском ладах третья ступень низкая, однако это не минор. А в увеличенном - большая, но это не мажор. Хотя, может и звучат "минорно" или "мажорно".
Лучше определять наклонение по аккорду первой ступени - если на первой ступени мажорный - то мажор, а если минорный - то минор. Хотя и здесь теоретики могут поспорить, так до установления господства мажоро-минорной системы (а к этому времени относятся народные или церковные лады) не было мажора и минора, но лады с разными вариантами третьей ступени, естественно были.
Например в историческом контексте фригийский лад - не минор, хотя нам щас это, возможно, трудно понять.
Таким образом, тот пример лада - это не мажор и не минор - в основе у него увеличенное трезвучие.

Оффлайн Capgaykap Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +146/-36
  • Harley owner
Re: Мажорность/минорность ладов
« Ответ #14 : Ноября 09, 2007, 09:47:26 »
Лучше определять наклонение по аккорду первой ступени - если на первой ступени мажорный - то мажор, а если минорный - то минор. Хотя и здесь теоретики могут поспорить, так до установления господства мажоро-минорной системы (а к этому времени относятся народные или церковные лады) не было мажора и минора, но лады с разными вариантами третьей ступени, естественно были.
Во, огромное спасибо =)