Автор Тема: Медианта, Субмедианта и хроматические медианты и их параллели  (Прочитано 5771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Медианты (и субмедианты)- группа аккордов с слабовыраженной функциональностью, которая определяется по контексту.
Тема медиант довольно хитрая и, наверное, здесь она не будет  полностью  раскрыта.
Медианты строятся на натуральных третьей и шестой ступенях мажора (iii, vi) и минора (III,VI), и при взаимопроникновения мажора и минора, в мажоре появляются медианты на низких ступенях (bIII,bVI), а в миноре - на высоких (hiii, hvi). *h - бекар .
===================================
Легенда
||  =параллельные мажоро-минор и миноро-мажор. (C||Am (I || vi; T||Tp(SM));   Am||C(i || bIII; t||tp (m)  );
~  =одноименные мажоро-минор и m-M (С~Cm(I~i);   Am~A(vi~VI); 
//  ="обратная параллельность" (С//Em(I//iii (M);  Am\\F (i\\bVI(sm) )
~||  =одноименно-параллельный мажоро-минор и m-M  (С~||Eb, Am~||F#m)
||~  =параллельно-одноименный мажоро-минор и m-M (С||~A, Am||~Cm )
m - медианта в мажоре  (Em, iii)
Sm - субмедианта в мажоре (Am, vi )
bM - медианта в миноре  (Eb, bIII)
bsM - субмедианта в миноре (Ab, bVI )
 ========================================

Диатонические Медианты и Субмедианты
С || Am;   С//Em - аккорды
 I  || vi ;    I // iii   - ступени
 T || Sm;   T//m  - функциональное обозначение (заглавные означают, что функции в Мажоре)

 m - медианта (или  m'' - верхняя медианта (Em)).  Также   m=DT - бифункциональность медиант
Sm - субмедианта (или m' - нижняя медианта (Am)). Также Sm=ST

Также минорные аккорды маж тональности иногда могут обозначаться как параллели к основным функциям:
C||Am;   G||Em;    F||Dm
I || vi  ;   V||iii  ;    IV||ii
T || Tp;   D||Dp;     S||Sp

С||Am:  Am параллелен C
Am || С;    Am\\ F - для параллельного минора
 i  || bIII;   i \\ bVI  - ступени в хроматической цифровке (в классике принята диатоническая цифровка - i (III, VI ))
 t   || bM;     t \\ bsM)  - функции в миноре
============================================
Хроматические медианты

Добавление в мажор медиант одноименного минора (и наоборот) дает хроматические медианты.
C~Cm:  До минор одноименный До мажору
Cm || Eb;   Cm\\ Ab;   Cm|| \\ Abm*  - для одноименного минора
 i    ||bIII;     i \\ bVI;      i|| \\ bvi) - ступени 
 t    || bM;        t\\bsM;           t\\ Sг(||)    - функции в миноре.
_________
*Abm (bvi) (шубертова шестая)- гармоническая субдоминанта параллельного к до минору - Eb мажора
Работает в До мажоре через одноименно-параллельные связи:
C~Cm||Eb - Ab -Abm - аккордика мажоро-минора
             T - S(IV) - s (iv)
I ----------- bVI-bvi 
T----------- sm - SMгарм

"Doubly-chromatic mediant" - Дважды хроматические медианты

Хроматические медианты противоположного наклонения - одноименные медианты .
Сюда входит уже упомянутая оппозиция Ab~Abm и Eb~Ebm
Cm\\~Abm;       Cm||~Ebm
 i  \\ (bVI~)bvi;    i ||(bIII)~biii   
 t  \\  SMгарм;       t ||~  ?

Хроматические медианты и  параллели хроматических медиант
С||Am~A;       С//Em~E;     C~Cm\\Ab~Abm;   C~Cm||Eb~Ebm;) 
 I||vi~VI;         I//iii~III;       I~ i \\ bVI~bvi;       I~ i \\ bIII~biii; 
 T||Sm~dп\ii;   T||m~dп\vi;  T~t \\  bsM~Sг(||),     T~t \\ bm~  ?)

Параллели хроматических медиант (или побочных доминант)
A||F#m, E ||C#m  - однотерцовые к F и С
VI||#iv,  III||#i    - однотерцовость #iv-IV, #i-I
dп, dп ( dp, dp ) - побочные доминанты к минорам и их параллели, иногда работают как медианты (наверное ;))

Все медианты в мажоре + параллели[/b]
С (Em, Eb, Am, Ab, A, Abm, E, Ebm ) + (F#m, C#m)
I  ( iii, bIII, vi, bVI, VI, bvi, III, biii )   + ( #iv,  #i  )
T ( M, m,   SM, sm, dп,  Sг ,  dп, dп,   +  (dпp,  dпp)

Параллели
F#m для До - это параллель "большой медианты"   
C||Am~A||F#m  или 
T ||m'~M'||M'p
Или параллель побочной доминанты A/d (D/ii)

Все медианты в миноре [/b]
Am (C,    F,    Fm,      Cm, C#m, C#, F#m, F# ) 
  i   (bIII, bVI, bvi,      biii,   iii,    III,  #iv, #IV
  t   (bM,  bsM, bsm(Sг),bm, m,    dп,   dп,


А у Холопова медианты называются и  обозначаются  так:



... и добавил:

С || Am ~ A  это по терминологии Холопова "малая  субмедианта " (одноименная субмедианта или одноименная  нижняя медианта)
C // Em ~ E -  по терминологии Холопова "большая медианта " (одноименная медианта или одноименная  верхняя медианта)

С~Cm|| Eb   Верхняя медианта  одноименного минора ("малая медианта"(с)
C~Cm \\ Ab   Нижняя  медианта одноименного минора  ("большая субмедианта" (с)

Можно и дальше пойти - из C в Ebm и Abm
С~Cm|| Eb ~ Ebm
C~Cm \\ Ab ~ Abm

А дальше параллели у  Ebm и Abm,  но названия кончились   :crazy:

У буржуев медианты и субмедианты (хроматические медианты Em-Eb, Am-Ab  и тд)
https://en.wikipedia.org/wiki/Chromatic_mediant

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Однозначно плюс за работу....   

_____ Медианты строятся на натуральных третьей и шестой ступенях мажора (iii, vi) и минора (III,VI),____

Видимо описка: в миноре bIII bVI

И не совсем понятно что такое «обратная параллельность».
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2020, 05:17:04 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
eye, такой вопрос какую функцию будет выполнять в миноре bII
 
В качестве примера песня Тото Кутунью Бабье Лето.



Аккорды Gm D7 G7 Cm Ab Gm A7 D7
Ab какую функцию выполняет?
Есть у данного аккорда какое-то свое название как у Шубертовой субдоминанты?
Или здесь отклонение в до минор G7-Cm-Ab а потом через общий аккорд Gm возвращение в тональность соль минор?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
В качестве примера песня Тото Кутунью Бабье Лето.
Так песня Джо Дассена :)

Есть у данного аккорда какое-то свое название как у Шубертовой субдоминанты?
Вообще мажорный аккорд на пониженной второй ступени называется "неаполитанский секстаккорд". По своей природе это альтерированная субдоминанта.
Но вы правы, в данном примере есть отклонение в до минор через двойную доминанту D7 - доминанту G7.
Поэтому я бы рассматривал именно Ab как общий аккорд, а дальше идёт почти классическая каденция в соль-миноре: Ab Gm A7 D7
Классическая была бы Ab Gm D7, при этом Gm был бы во втором обращении (ре-соль-си бемоль), потому что так он очень плавно переходит в D7

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Так песня Джо Дассена :)
А в нотах один из авторов указан Тото Кутунье. Ошибка в нотах или Джо Дассен только исполнитель?

Вообще мажорный аккорд на пониженной второй ступени называется "неаполитанский секстаккорд". По своей природе это альтерированная субдоминанта.
Точно. Встречал это название. Спасибо.

Но вы правы, в данном примере есть отклонение в до минор через двойную доминанту D7 - доминанту G7.
Поэтому я бы рассматривал именно Ab как общий аккорд, а дальше идёт почти классическая каденция в соль-миноре: Ab Gm A7 D7
А почему вы именно Ab считаете общим аккордом? там мелодия на этом аккорде зависает на ноте ab и как бы подчеркивается, что сейчас ну никак не соль минор. А вот следующая фраза начинается с ноты ab, а заканчивается арпеджио по соль минору. ИМХО именно здесь переход из тональности до в соль.
(Ноты взял неудачные, Аккорды в соль миноре, а тема транспонированна на полтора тона вниз в ми минор для альт саксофона. косяк вышел :rolleyes:)

Классическая была бы Ab Gm D7, при этом Gm был бы во втором обращении (ре-соль-си бемоль), потому что так он очень плавно переходит в D7
точно это второе обращение? ИМХО второе от терции си бемоль-ре-соль, а ре-соль-си бемоль это третье обращение.

И еще? если рассматривать аккорд Ab не в контексте этой песни, а в контексте тональности Соль минор, то Ab может быть тритоновой заменой D7 и соответственно выполнять доминантную функцию. Например последовательность Am7b5-Ab7-Gm

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
А в нотах один из авторов указан Тото Кутунье. Ошибка в нотах или Джо Дассен только исполнитель?
Там какой-то С. Кутуньо ???

А почему вы именно Ab считаете общим аккордом? там мелодия на этом аккорде зависает на ноте ab и как бы подчеркивается, что сейчас ну никак не соль минор.
Мне кажется, мелодия как раз на обыгрывании аккордов построена, по большей части, там арпеджио. Поэтому на Ab мы и не должны слышать Соль минор, для нас это как бы еще аккорд До минора. А вот идущий дальше оборот закрепляет Соль минор.

точно это второе обращение? ИМХО второе от терции си бемоль-ре-соль, а ре-соль-си бемоль это третье обращение.
У трезвучия всего два обращения) Первое секстаккорд (от 3 ступени), второе квартсекстаккорд (от 5 ступени). А от первой ступени не обращение, это "основной вид".

И еще? если рассматривать аккорд Ab не в контексте этой песни, а в контексте тональности Соль минор, то Ab может быть тритоновой заменой D7 и соответственно выполнять доминантную функцию. Например последовательность Am7b5-Ab7-Gm
Так в вашем примере Ab7 - всё же это другое) Септима является вводным тоном к соль, отсюда да - доминантовое звучание Ab7. А вот если сыграть Am7b5-Ab-Gm, то тоже звучит, но немного не так. Ab-Gm воспринимается уже "мягче", как плагальный оборот.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Так в вашем примере Ab7 - всё же это другое) Септима является вводным тоном к соль, отсюда да - доминантовое звучание Ab7. А вот если сыграть Am7b5-Ab-Gm, то тоже звучит, но немного не так. Ab-Gm воспринимается уже "мягче", как плагальный оборот.
Получается добавление и убавление септимы у аккорда может изменять его функцию.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
_____ Медианты строятся на натуральных третьей и шестой ступенях мажора (iii, vi) и минора (III,VI),____
Видимо описка: в миноре bIII bVI
Наверное, описка. Однако написано же - на натуральных ступенях. Хотя тогда можно было бы просто написать "на натуральных третьей и шестой ступенях мажора и минора".

Цитировать
И не совсем понятно что такое «обратная параллельность».
Ну, это не "сертифицированный" термин. Наверное, не совсем удачный. Там же расшифровано:
С||Am - "прямая"   параллельность   (I  ||  vi)
Cm\\Ab - "обратная" параллельность (i \\ bVI)   

Cm||Eb  - "прямая" параллельность   ( i || bIII )
C//Em -   "обратная" параллельность ( I // iii  )

Или, если по другому сгруппировать.
С||Am - "прямая"   параллельность   (I  ||  vi)
С\\Em - "обратная" параллельность ( I // iii  )

Cm||Eb  - "прямая" параллельность   ( i || bIII )
Cm\\Ab - "обратная" параллельность (i \\ bVI) 


... и добавил:

eye, такой вопрос какую функцию будет выполнять в миноре bII
Сорри, был занят, не видел тему. Но, в общем, все обсудили, согласен сrocknrollplayer .

Цитировать
Получается добавление и убавление септимы у аккорда может изменять его функцию.
Дело не в том, что септима, а какая септима - вы же альтерированную септиму добавили и это только выглядит, как Ab7, а на самом деле это терцквартаккорд D7-5.( точнее в классике он обозначается V7-5+8 )

А если бы был диатонический септаккорд - Abmaj7, то это был бы рудимент фригийского лада (ну и двойственность bVI по Cm).
А неаполитанский секстаккорд Ab/C выполняет функцию субдоминанты, так как в басу субдоминантовая IV ступень тональности (а eb - характерная субдоминантовая ступень) - это, можно сказать, почти "Cm(+5)" (c, eb, g#=ab).
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2020, 16:37:48 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
eye, спасибо за подробный ответ.