Когда мы анализируем краску лада или настроение лада, то делаем это исключив все другие элементы, выделив только звуковысотные интервалы. То есть анализируем как данная комбинация диатоники работает на самом общем уровне.
Играя просто гаммы, лады уже работают и уже имеют свою краску, которую люди как-то словами пытаются описать по условным шкалам «светлее-темнее» или «веселее-грустнее». Кому как нравится.... Для кого-то шкала может быть «гладкого-шероховато» или «от сладкого до горького»...
Все это, повторяюсь, на уровне гамм, как начальный звуковысотный материал.
Как и что из этого строительного материала кто-то будет делать - об этом речь (на этом уровне) не идет. Это другой разговор. Когда повар готовит блюдо, смешивая разные продукты и специи, он получает особый вкус. Но мы говорим о вкусе самих ингредиентов, взятых изолированно. В их начальном виде.
Например: семга делается в рассоле, где укроп, водка, соль, сахар, лимон. В результате получаем соленую рыбу. Но по отдельности водка горькая, соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый.
Тот, кто пытается сказать, что «похоронный марш» можно сочинить в мажоре и все будут рыдать, просто меняет тему разговора (сознательно или по глупости). Тема идет об ингредиентах ( о «соли» и «сахаре»), а «умник» о готовом блюде - в которых повар искусстно смешал кучу продуктов, комбинация которых дают свой вкус.
ПС. Не ощущая красок ладов на уровне гамм, трудно говорить о том, что человек может оперировать этим «ингредиентом» в своем творчестве с пониманием дела.