Автор Тема: Модуляция. Правила.  (Прочитано 1971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ботаныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 264
  • Репутация: +37/-5
  • му
    • https://www.youtube.com/@humoravant-gardejazz5954
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #15 : Марта 06, 2023, 11:02:59 »
ну про полтона и хроматику оно же правильно сказало ) я потому и выложил ответ. а на счет тональности в одной октаве, да это бред.. щас переспросим)) (сори буду добавлять тег GPT считает)

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1930
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #16 : Марта 06, 2023, 11:15:54 »
slonuko, так он целый абзац написал про "модуляцию по октавам"  ??? Странная оговорка, и неясно тогда, что он на самом деле имел в виду.
И насчет хроматической модуляции тоже "оговорился": "когда вы движетесь на пол-тона выше или ниже от текущей тональности" - это не хроматическая модуляция.
Хроматическая модуляция - это модуляция, в которой происходит хроматическое движение среди аккордовых тонов, например, модуляция из До мажора в ля минор через Vг :
c -> d    -> c
G -> G# -> A
E -> E    -> E
C -> B    -> A

... и добавил:

free_jzbekar, аааааа ;D Так бы сразу и сказали, что это ответ от робота)
ну про полтона и хроматику оно же правильно сказало )
только это тоже неправильно

Оффлайн ботаныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 264
  • Репутация: +37/-5
  • му
    • https://www.youtube.com/@humoravant-gardejazz5954
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #17 : Марта 06, 2023, 11:16:33 »
оно генерит на ингл, потом переводит на рус. на engl есть понятия
octave higher,  octave lower (что вполне корректно для терминологии на инглише)
что оно и перевело как верхняя октава, и нижняя октава,
так то оно понимает
Цитировать
тональность не может быть находиться в какой-то одной октаве, поскольку она определяется взаимодействием различных нот и аккордов, которые могут располагаться в разных октавах.

 

... и добавил:

slonuko, так он целый абзац написал про "модуляцию по октавам"  ??? Странная оговорка, и неясно тогда, что он на самом деле имел в виду.
И насчет хроматической модуляции тоже "оговорился": "когда вы движетесь на пол-тона выше или ниже от текущей тональности" - это не хроматическая модуляция.
Хроматическая модуляция - это модуляция, в которой происходит хроматическое движение среди аккордовых тонов, например, модуляция из До мажора в ля минор через Vг :
c -> d    -> c
G -> G# -> A
E -> E    -> E
C -> B    -> A

... и добавил:


GPT
 - Вы правы, я извиняюсь за неправильное определение. Хроматическая модуляция действительно основана на хроматическом движении между аккордовыми тонами, а не на полутоновом движении. Спасибо за корректировку!

Цитировать
free_jzbekar, аааааа ;D Так бы сразу и сказали, что это ответ от робота)только это тоже неправильно
  да я как-то поторопился. ))
« Последнее редактирование: Марта 06, 2023, 12:03:33 от free_jzbekar »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #18 : Марта 06, 2023, 12:48:10 »
Цитировать
Хроматическая модуляция - это модуляция, в которой происходит хроматическое движение среди аккордовых тонов, например, модуляция из До мажора в ля минор через Vг :
c -> d    -> c
G -> G# -> A
E -> E    -> E
C -> B    -> A
Правда что ли? Я бы не назвал переход из До мажора в Ля минор хроматической модуляцией. Ну, да там есть хроматическое движение голоса... Но при чем здесь голоса, речь о соотношении тональностей.
Я думал, что хроматическая модуляция - это сдвиг тональности на пол тона.

Вот тут бы пригодился пользователь с двумя консерваториями, а мы его отпинали. Нехорошо    :acute:

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1930
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #19 : Марта 06, 2023, 13:28:57 »
Правда что ли? Я бы не назвал переход из До мажора в Ля минор хроматической модуляцией. Ну, да там есть хроматическое движение голоса... Но при чем здесь голоса, речь о соотношении тональностей.
Именно в случае термина "хроматическая модуляция" речь как раз о движении голоса, вот отрывок из учебника Римского-Корсакова (желтым выделил упомянутый мной случай):



Ну и в англоязычной Википедии почти то же самое: https://en.wikipedia.org/wiki/Modulation_(music)#Chromatic_modulation

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #20 : Марта 06, 2023, 13:38:17 »
Тогда они скорее подразумевают форму перехода, а не соотношение тональностей.
В нашем случае речи о голосоведении вообще не идет.
Тогда как будет называться модуляция, когда тональности меняются по полутонам - Сm > C#m > Dm ?

... и добавил:

Такой вид "освежающей" модуляции используется в поп музыке и вряд ли его используют в академической.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2023, 13:41:13 от ёjё »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1930
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #21 : Марта 06, 2023, 14:03:33 »
Тогда как будет называться модуляция, когда тональности меняются по полутонам - Сm > C#m > Dm ?
Не думаю, что вообще есть отдельные термины именно для соотношений разных тональностей при модуляции ??? Можно так и сказать - "модуляция вверх по полутонам"
А так большинство авторов действительно классифицируют модуляции именно по формам перехода, отвечая на вопрос "как", а не "куда". Имхо, это более логичная классификация, ведь переход в одну и ту же тональность, но выполненный разными способами, будет звучать по-разному.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #22 : Марта 06, 2023, 14:13:46 »
И насчет хроматической модуляции тоже "оговорился": "когда вы движетесь на пол-тона выше или ниже от текущей тональности" - это не хроматическая модуляция.
Так бы сразу и сказали, что это ответ от робота)только это тоже неправильно
Робот это же не сам выдумал. Значит в каких-то статьях это так назвали. Что логично.
Надо смотреть какой-нибудь учебник, типа, "Сонграйтинг для идиотов".

... и добавил:

Интересный пример полутоновой модуляции вначале ролика.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Это видео тоже может пригодиться автору (благо теперь ии от яндекса  хорошо переводит ролики):
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Вообще лучше искать по Change Key
Там это обозвали как  “The Disney Key Change” )))
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Марта 06, 2023, 14:44:46 от ёjё »

Оффлайн Пол-октавы Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1576
  • Репутация: +563/-6
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #23 : Марта 06, 2023, 14:50:02 »
Берегите советские учебники!  :old:
А то, роботы нас уже "грамоте" учат.

Как я понял, хроматическая модуляция - это смысловой аналог септаккорда, только с переходом не на другую гармоническую "шарманку", а в другую тональность. Так?

**********
з.ы. У меня внезапно нашёлся подходящий проигрыш. Скомпоновал так: [вступление] => [проигрыш] => [3 блока-куплета] => [проигрыш] => [3 блока-куплета] => [соло] => [+полу-тон 2 блока-куплета] => [+нота (уже полтора тона от начальной) 2 блока-куплета] => раскурочивание гитары.
Пока в стадии недоконченного гтп, не покажу.

Оффлайн tailz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2465
  • Репутация: +374/-2
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #24 : Марта 06, 2023, 15:31:59 »
Вот вся беда музыкальной теории тут опять проявляется. Вместо того, чтобы обсуждать вопросы написания музыки по существу, обсуждается, как что называется

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #25 : Марта 06, 2023, 15:53:59 »
Цитировать
Вот вся беда музыкальной теории тут опять проявляется. Вместо того, чтобы обсуждать вопросы написания музыки по существу, обсуждается, как что называется
Это не только в музыкальной теории.
Ибо, в начале было Слово, сын мой. :nampuapx:
... И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным

Вообще, чтобы обсуждать, надо понимать значение терминов.
Автор сначала вполне ясно описал, что требуется, и получил ответ. А уже дальше продвинутые пользователи начали говорить обо всем, что связано со словом модуляция.

... и добавил:

Цитировать
Как я понял, хроматическая модуляция - это смысловой аналог септаккорда, только с переходом не на другую гармоническую "шарманку", а в другую тональность. Так?
Чо?  :o
смысловой аналог септаккорда? гармоническая "шарманка"?   :crazy: Лучше не надо...
Зачем вам сейчас знать значение термина "хроматическая модуляция"?
Задача была тонально освежить повторы в песне. В сжатом виде здесь это продемонстрировано:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Марта 06, 2023, 16:01:54 от ёjё »

Оффлайн Пол-октавы Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1576
  • Репутация: +563/-6
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #26 : Марта 06, 2023, 18:37:47 »
ёjё Например, C-G-G7-C-A7-Dm-E-Am (Am-Am-Am-Am6...)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #27 : Марта 06, 2023, 19:56:01 »
А, если имеется ввиду движение голоса с-c#-d при соединении аккордов C-A7-Dm, то наверное - да. Там даже два отклонения - еще в ля минор. И  второе почему-то уже  не хроматическое, хотя по сути - одно и то же.
 
Просто лично я все равно не буду считать такое отклонение (или модуляцию) хроматическими, что бы там ни говорили вики и роботы. Для меня это отклонение в тональность первой степени родства. Какое там "хроматическое"  ???

Для меня хроматическое

    С    | Gb/Ab  Ab  | Db   | G/A  A | D       ... и тд.
(C)T(Db) S/D   D      T  (D)S/D D   T = Chromatic Key Change
« Последнее редактирование: Марта 06, 2023, 20:10:47 от ёjё »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1930
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #28 : Марта 07, 2023, 14:29:30 »
Там даже два отклонения - еще в ля минор. И  второе почему-то уже  не хроматическое
Так в отклонении в ля минор (Dm-E-Am) нет хроматизма в голосах, а просто a-g#-a, поэтому и не хроматическое

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #29 : Марта 07, 2023, 15:45:56 »
Так в отклонении в ля минор (Dm-E-Am) нет хроматизма в голосах, а просто a-g#-a, поэтому и не хроматическое
Вот и я о том же - тот, кто это придумал не смотрел на суть. Наверное, это зачем-нибудь надо. Но мне пока представляется несуразицей.
Зри в корень! (с)
Суть модуляция в том, что это смена тональности, ладотональности, "ключа"(key), тоники, чего угодно. Если тоники сменяются по полутонам - это логично назвать  "хроматической" модуляцией. В далекую тональность. А если тональности 1й степени родства, то - диатоническая. Хотя, не знаю, диатоническая может быть без использования побочной доминанты...
При этом голосоведение может быть разным. Его вообще может "не быть" в случае с внезапной модуляции, да еще через паузу в гармонии (как в том примере выше).

Это я не спорю с вами, а просто рассуждаю, как должно быть по логике.

А про голосоведение можно просто сказать - модуляция с "хроматическим движением в таком-то голосе".
Или "хроматическая прогрессия", если хроматика, типа, С - C#o - Dm - D#o - Em - E+5 - F - G#o - Am
или прогрессия с хроматическим движением в басу  C -A/C# - Dm - B/D# - Em - C+5/E - F - E/G# - Am

Ну, ладно, будем называть не хроматическая, а "восходящая малосекундовая модуляция" или смена тональностей по полутонам... что и означает хр... (хотя я даже не помню, когда мне требовалось как-то называть модуляции - классификация, обобщающие названия нужны, наверное, только в учебнике).

... и добавил:

Так в отклонении в ля минор (Dm-E-Am) нет хроматизма в голосах, а просто a-g#-a, поэтому и не хроматическое
А если Dm11 E7 Am ?
« Последнее редактирование: Марта 07, 2023, 15:52:36 от ёjё »