Автор Тема: Модуляция. Правила.  (Прочитано 1978 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Пол-октавы Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1576
  • Репутация: +563/-6
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
Модуляция. Правила.
« : Февраля 28, 2023, 16:36:32 »
Нужен совет по поводу модуляции (это когда вся гармоническая "шарманка" переезжает на определённую высоту вверх или вниз).

Относительно гитарной музыки, есть ли определённое правило, зависимость, на сколько ладов вверх переносить? И когда нужно, наоборот, опускать?

Я этим приёмом раньше, как-то, не пользовался. Но намечается песня с десятью куплетами. Там по кругу одна конструкция проигрывается, хочу разгрузить уши слушателю под конец. Эмоциональный накал там заказывает, как я понимаю, повышение.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #1 : Февраля 28, 2023, 17:19:12 »
Для "освежения" обычно вверх на полтона (часто через через S/D - D - T)
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 28, 2023, 17:25:01 от ёjё »

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10185
  • Репутация: +5699/-84
  • Желающий странного
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #2 : Февраля 28, 2023, 17:25:34 »
Пол-октавы, Нет никаких правил. На сколько хочешь, на столько и переноси. Да, для создания видимости развития, по полтона или по тону вверх. А так - с интро на куплет, с куплета на припев, с припева на концовку и проч - кто как...  Главное, чтоб это имело музыкальный смысл и на уши ложилось. Вот тут - явный much too much имхо. 5 модуляций только за первую минуту..(голова пухнет (с)  ;D.. Но - мож кто-то любит сие....


https://youtu.be/ZtcfEMf3NxU
« Последнее редактирование: Февраля 28, 2023, 20:27:22 от slonuko »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1934
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #3 : Февраля 28, 2023, 21:36:02 »
это когда вся гармоническая "шарманка" переезжает на определённую высоту вверх или вниз
Это только частный случай; при модуляции может меняться не только "высотное положение" лада, но и сам лад - например, минор в мажор (и наоборот), мажор в дорийский и какие угодно другие сочетания.
Есть правила, которые помогают совершить сам переход, но вот выбор самих тональностей уже зависит от мастерства композитора (это примерно то же, что "выбор нот").

намечается песня с десятью куплетами. Там по кругу одна конструкция проигрывается, хочу разгрузить уши слушателю под конец.
В принципе, может действительно хватить простейшей модуляции на полтона вверх - это будет просто не только для композитора, но и для самого слушателя. "Экзотические" и неожиданные модуляции иногда могут только усложнить восприятие

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10185
  • Репутация: +5699/-84
  • Желающий странного
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #4 : Февраля 28, 2023, 23:15:30 »
10 куплетов....   Тут никакая модуляция не поможет (грифа не хватит  :D (шутка)). Только культурная программа на сцене - искромётное шоу.....

Пол-октавы, Если не секрет, чего за песня? Ну хотя бы жанр? Чего-нибудь бардовское-КСП-шное? Балалаечку свою я со шкафа достаю на канатчиковой даче тихо песенку пою....  ;D
« Последнее редактирование: Февраля 28, 2023, 23:20:51 от slonuko »

Оффлайн Ulysses

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1986
  • Репутация: +2837/-50
  • Арт-инспайрер майнд-шифтовых синерго-концептов
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #5 : Марта 01, 2023, 01:49:13 »
Вот тут - явный much too much имхо. 5 модуляций только за первую минуту..(голова пухнет (с)  ;D.. Но - мож кто-то любит сие....
(нажмите чтобы показать/спрятать)

 :D
Рик любит сие!! It's literally the funniest gig that I've ever played in my life!!! Рофловый "нарратив" про репу и живагу. :)

Кстати, хорошо использовать как упражнение, снять самому, а потом проверить - вначале он показывает все аккорды.

https://youtu.be/ZnRxTW8GxT8?t=671

"Правила" модуляции в попсе

https://youtu.be/AhSzVP10dQI?t=201
« Последнее редактирование: Марта 01, 2023, 02:10:56 от Ulysses »

Оффлайн Пол-октавы Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1576
  • Репутация: +563/-6
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #6 : Марта 01, 2023, 09:26:47 »
Да, я про самый распространённый случай - освежить, а не когда песня на перескоках выстроена (вроде "Poison" Элиса Купера). Все советуют пол-тона. Но в песне "Nemo" Найтвишей - полтора.  :hmmm:
Повод для модуляции у них тот же.

Статьи разное говорят: то есть правила, то их нет. Опять же, модуляцией много чего называют. Певец рубашку за кулисами поменял - модуляция.

Слонуко, песня стилизована под былину. Куплет - пять строк. Там нет припевов, мне кажется одна бодяга до конца утомит.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #7 : Марта 01, 2023, 12:42:45 »
Но в песне "Nemo" Найтвишей - полтора.  :hmmm:
Если диапазон вокалиста или диапазон мелодии позволяет - почему не сделать...
Но полтона в вашем случае лучше всего - 1) "духоподъемно", 2) резко освежает, так как нет общих звуков с предыдущей тональностью.
В вашем случае вы берете всю песню и поднимаете для тонального освежения.
А в "Nemo" Найтвишей модуляция - это часть композиции. Там важна краска сопоставления аккордов. По сути это соотношение мажоро-минорных ключей ( d(F)->f = -3 ). Потом тональность возвращается обратно.
При модуляции всей композиции возврат в исходную не делается - это будет "шаг назад".

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10185
  • Репутация: +5699/-84
  • Желающий странного
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #8 : Марта 01, 2023, 17:32:24 »
Офф. Навеяло  ;D

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн stratovalius

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2252
  • Репутация: +991/-83
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #9 : Марта 02, 2023, 07:14:00 »
Пол-тона это чаще напоминает советскую эстраду, их классическая через 6ю ступень. Или шансончик.
Часто есть модуляция в тон. Есть полуторатоновые - Livin' on a Prayer.
Выбор то за тобой. Зависит от художественных задач, вокальной партии и возможности певца.

Оффлайн tailz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2465
  • Репутация: +374/-2
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #10 : Марта 02, 2023, 08:37:42 »
В учебнике гармонии целый большой раздел про это был, можно почитать. Но это в общем довольно бесполезная информация. Вариантов то всего 12 (включая отсутствие модуляции). Попробуйте каждый и оставьте тот, который лучше звучит.

... и добавил:

Если песня текстово ориентированная, можно попробовать подход как в опере 20-го века. Поймите градус эмоционального накала в каждой части текста. Более эмоциональные часты должны петься высоко и громко, спокойные — низко и тихо. Разметьте таким образом текст, а потом придумайте, как наиболее гармонично переходить между тональностями.
Если мелодия компактная, хождения по пол тона тут погоды не сделают, тут скорее надо ходить в соседние тональности по квартово-квинтовому кругу
« Последнее редактирование: Марта 02, 2023, 08:51:56 от tailz »

Оффлайн ботаныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 264
  • Репутация: +37/-5
  • му
    • https://www.youtube.com/@humoravant-gardejazz5954
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #11 : Марта 06, 2023, 03:52:59 »
Модуляция - это очень широкий термин, который может означать разные вещи в разных контекстах музыки. Однако, если рассматривать модуляцию в контексте изменения тональности, то есть несколько подходов.

Первый подход - это использование модуляций по октавам. Например, если вы начинаете в тональности Ля минор, то можете перейти в тональность Ля мажор, находящуюся на верхней октаве. Это можно сделать путем игры аккордов или мелодий, содержащих общие звуки между тональностями.

Второй подход - это использование хроматической модуляции. Это происходит, когда вы движетесь на пол-тона выше или ниже от текущей тональности. Например, если вы находитесь в тональности До мажор, вы можете перейти в тональность Ре-бемоль мажор (на пол-тона выше), используя хроматическую модуляцию.

Когда нужно опускать или поднимать тональность, это зависит от контекста и настроения песни. Если вы хотите создать более печальное или меланхоличное настроение, то можете опустить тональность на некоторое количество ладов. Если вы хотите создать более радостное или энергичное настроение, то можете поднять тональность на некоторое количество ладов.

Однако, не стоит злоупотреблять модуляцией, так как это может привести к потере гармонической структуры песни и ее непонятности для слушателя. Лучше использовать модуляцию, чтобы добавить интереса и разнообразия в песню, но сохраняя при этом ее гармоническую структуру и целостность.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1934
  • Кот ДаВинчи
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #12 : Марта 06, 2023, 09:09:25 »
Например, если вы начинаете в тональности Ля минор, то можете перейти в тональность Ля мажор, находящуюся на верхней октаве.
Как тональность может находиться в какой-то одной октаве? :7:

Оффлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10185
  • Репутация: +5699/-84
  • Желающий странного
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #13 : Марта 06, 2023, 10:31:36 »
rocknrollplayer, Ну оговорился человек....  ???

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Модуляция. Правила.
« Ответ #14 : Марта 06, 2023, 10:54:40 »
rocknrollplayer, Ну оговорился человек....  ???
Если бы человек...