Для поддержания темы (это было написано в приват, поэтому извиняюсь за стиль, если что..)
-------------------------
При создании подобной системы лично для меня не стоял вопрос получения всевозможных гамм. Для этого действительно достаточно отталкиваться от базовой формулы и просто изменять ступени... Только зачем это все нужно? Мне хотелось
1. иметь реальную систему для установления родства гамм и аккордов,
2. иметь инструмент для анализа ладов, используемых в соло
3. возможности в одном мелодическом построении оперативно варьировать лады, не нарушая связи с аккордом.
Я также, как автор топика, выделил основные интервалы тетрахордов, из которых складываются лады. Только у меня их получилось не 5, а 6. Этими 6-ю исчерпываются, кажется, все практические варианты. При этом тетрахорды разбиваются не от 1 до 4 ( традиционно), а от 7 ступени до 3 (7-1-2-3). Так как именно эти тона являются главными с точки зрения функций.
Таким образом, играя, в поле зрения мы имеем крайними точками конструктивные тоны, тоны, определяющие качество и функцию аккорда. Анализируя джазовые соло и темы (боповые) можно увидеть особую роль терцовых тонов - гаммы часто начинаются или разрешаются в терции аккордов. Достаточно проанализировать, например, All The Things You Are или Опавшие Листья. И много других примеров...
Вот еще пример, стандартная доминантовая фраза восьмыми (A7): g-f-e-d-c#-bb-a-g-(Dm):f - начинается с септимы аккорда, следующий опорный пункт терция, и затем разрешение в терцовый тон Dm.
Так же можно упоминуть понятие "ведущие тоны", коими являются 3 и 7 аккордов... Но это отдельная тема.
----------------------------------------
Мы имеем 6 основных формул (названия условны, h - half step, w - whole step, a - увеличенная секунда, вся терминология для внутреннего пользования
)
7-1-2-3 (hww) - мажорный (условный символ - M)
b7-1-2-3 (www) - доминантовый или целотонный ( X)
b7-1-2-b3 (wwh) - минорный (m)
7-1-2-b3 (hwh) - mel (m+7) (o)
b7-1-b2-b3 (whw) - фригийский или ( alt = -9+9)
b7-1-b2-3 (wha) - "гармонический" (x-)
Теперь привяжем эти тетрахоры к основым типам 7-аккордов (собственно в названиях они уже присутствуют). Привязка простая - там, где крайние ступени 7&3 - мажорный 7aкк (M)
b7&3 - доминант7 (X)
b7&b3 - минорный 7 (m)
это 1-я (основная) группа
2-я группа 7-акк с b5:
b7&3&b5 - доминант7с пониженной 5 (Xb5)
b7&b3&b5 - малый вводный m7b5 (h - нолик перечеркнутый(half))
7&b3&b5 - уменьшенный о (dim)
Еще одна группа довольно редких 7-аккордов:
7&b3 = m+7
7&3&+5 = maj7+5
------------------------------------------------------------
Теперь получим полные звукоряды из комбинаций этих тетрахордов. Звукоряды строятся вокруг (то есть центральная нота в тетрахорде не первая, а вторая - это важно понять) 1-й, 5-й и b5 ступеней.
Мажоры: 1М+5X, 1M+5M (1M+b5m = maj7+5) Например: 71 2 3(1M)+ b7 1 3 5 (X на 5й ступени))
Миксолидийский: 1Х+5m
Дорийский: 1m+5m
Альтерированныe доминантовые: 1alt+ b5X, 1alt+b5M, 1alt+b5alt
Уменьшенный лад: 1o + b5o
Целотон : 1Х+b5X
Мелодический минор: 1о+5Х
Гармонический минор: 1о+5x-
Мелодический мажор 1Х+5alt
Гармонический мажор 1M+5x-
Локрийский (для обыгрывания доминанты) 1о+b5M
"Синтетические" лады 1x- +b5M
И другие...
Формулы легко запомнить, так как в основе содержится класс аккорда -
у больших мажорных - M
у доминантовых - Х или alt, у миноров - m или o.
Таким образом можно получить, анализировать или даже синтезировать различные лады.
-----------------------------
Стоит еще обратить внимание, что вариантность ладов (или краски, как в хроматич. концепции) происходит в основном в верхнем тетрахорде. В конечном счете, в соответсвии с данным подходом, при обыгрывании аккордов можно играть любые ноты, сохраняя неизменными опоры - 3 и 7.
Конечно существуют и другие подходы (устой-неустой) при которых 3 и 7 неважны.
(так же, в практических целях,я к верхнему тетрахорду добавил терцовый тон - получился пентахорд от терции до 7-мы, что часто встречается в импровизациях на гармонию. но эту тему я сейчас не буду развивать.).