Здесь на форуме представлено достаточно теоретической информации касающейся изучения гитары. Чаще всего она выложена в виде "всеисразу". Допускаю, что подобный подход приемлем для большинства, по этому мой пост для того минимума пользователей , кто способен переваривать информацию маленькими порциями.
И так, в разделе guitar.theory уже есть тема посвященная изучению нот на грифе. Если кого то она отпугнула своим масштабом предлагаю выучить ноты на грифе за 12 шагов (Друзья! Нот - 12 (двенадцать, а не семь)).
Информация взята из учебника "Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре", издательство "Музычна украйина", 1989 г . Автор - Молотков В.А.


Шаг ПЕРВЫЙ - всеми любимая и хорошо знакомая нота До (С)

Шаг ВТОРОЙ: движемся дальше по квинтоквартовому кругу - нота F (Фа)

Шаг ТРЕТИЙ - В_bemol (Си бемоль (энгармонизм - Ля диез))

Шаг ЧЕТВЕРТЫЙ: E_bemol (Ми бемоль(энгармонизм - Ре диез))

Шаг ПЯТЫЙ: A_bemol (Ля бемоль (энгармонизм - Соль диез))

Шаг ШЕСТОЙ: D_bemol (Ре бемоль (энгармонизм - До диез))

Шаг СЕДЬМОЙ: G_bemol (Соль бемоль (энгармонизм - Фа диез))

Шаг ВОСЬМОЙ: B (Си)

Шаг ДЕВЯТЫЙ: E (Ми)

Шаг ДЕСЯТЫЙ: А (Ля)

Шаг ОДИННАДЦАТЫЙ: D (Ре)

Шаг ДВЕНАДЦАТЫЙ: G (Соль)

p.s. Рекомендация: Обязательно пропевать название ноты или, хотя бы проговаривать. Чем больше органов чувств задействовано, тем отчетливей отложится в голове.
Альтернативные методы предложенные собеседниками в этой теме:
***
Всё и сразу:
1) Надо запомнить, что 1 лад — это полтона, а два лада — тон.
2) Надо запомнить названия нот и их порядок (До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си).
3) Надо запомнить, что Ми-Фа и Си-До это полтона, а все остальные "соседи" — тон.
4) Надо запомнить, как записываются на нотном стане открытые струны, каким нотам они соответствуют.
5) Надо запомнить, что такое диез и бемоль.
Это всё. Этой информации достаточно, чтобы найти на грифе любую ноту.
***
1. усваивается клавиатура фо-но, т.е. по ней объясняются названия нот, их порядок и расстояния между ними, что такое диез и бемоль. на фоно, потому что графическим понятно.
2. изучается расположение нот на нотоносце, для гитары достаточно скрипичного.
3. изучаются ноты на открытых струнах гитары и усваивается инфа, что один лад - это полтона. остальные ноты находятся на этом этапе не запоминанием, а вычислением.
4. соль метода (тренировка памяти и непосредственное "выучивание" нот на грифе) - делаются карточки, на каждой одна нота на нотоносце от ми (6-я открытая), до ми (12-й лад первой). Т.е. на карточке изображён нотоносец, скрипичный ключ и нота. дальше карточки перемешиваются и начинается хардкор, нужно вытаскивать их в произвольном порядке, называть ноту и её расположение на грифе. каждый день пару подходов по 20-25 минут. первые дни - время между вытягиванием карточки и произношением информации может быть больше минуты (пока там все полутона посчитаешь), через полторы недели секунда-две.
дальше - разбор и заучивание произведений.
метод действенный, проверен на дофига народа