В практике одноголосного исполнения диезы нужно испонять повыше, а бемоли – пониже.
>Это просто некий исполнительский принцип, сформировавшийся примерно со 2-й половины 19 века, связанный, по всей видимости, с принципами "романтической выразительности", под которые подогнали якобы "общие мелодические принципы" с "тяготениями" и "вводнотоновостью". Кто-то из известных виолончелистов (Казальс? не помню точно - это приводится в какой-то книжке Рождественского, кажется) говорил прямо, типа такого: "я вас удивлю, но для меня ре-бемоль гораздо ниже до-диеза". До того (конец 16 - начало 19 века) то, что диезы НИЖЕ бемолей (т.е. хроматический полутон меньше, а не больше диатонического) - было общим местом, совершенно независимо от "сольности" или "несольности" игры.
=======================
Скрипач:
>Все очень просто:
1 - при игре соло диезы скрипач интонирует выше бемолей, т.е. фа диез выше соль бемоля.
2 - при игре в ансамбле или двойными нотами скрипач диезы интонирует ниже бемолей, т.е. фа диез ниже соль бемоля.
Так хочет мое ухо, так хотело ухо музыкантов и пару столетий назад. А теоретики (что Риман, что Холопов с Оголевцом) могут только объяснять эти наши желания. Нам просто нужно играть чисто в ансамбле и приближать альтерированную ноту к следующей натуральной. И никаких особых теоретизирований мы не делаем.
==========
>Есть у нас такой инструмент: ф-но, - вот у него ничего и не отличается. В этом его бедность, ущербность. Он он компенсирует это богатством фактуры. Тоже не плохо.
===========
Пианист: Ну да, для струнников интонирование - это выше-ниже.
Скрипач: Не только так. Но вопрос в теме о высоте диезов. Именно это и обсуждается. На ф-но этот вопрос отпадает сам собой.
Пианист: Почему отпадает? Начало разработки в 4 концерте Бетховена я всегда предлагаю мыслить пониже, там, где фа-диез сменяется фа-бекаром... И помогает!
Скрипач: От ваших мыслей на ф-но тон фа-диезов не занижается. Это все умозрительные моменты, а не реальные. Разговор здесь именно о реальной высоте тонов, интервалов, ступеней и прочая.
Пианист: Нет, интервал может находиться в активной позиции, пассивной, нулевой. Я эту триаду заменяю оппозицией интонируемый-неинтонируемый, а то уж больно статично выглядит...
Да чего же умозрительные? Я же слышу результат, и не только я
Скрипач: На скрипке бемоли и диезы различаются по тембру. А тембр голоса человека веселого и грустного тоже отличается. Вот и все объяснение.
==============
....
Скрипач: Как отличаю? А разве у скрипача в этом есть проблема? Он просто знает, что вот это он играет в диезной тональности, а вот это в бемольной. Это пианист не может отличить Фа-диез мажор от соль-бемоль-мажора, а у скрипача все ясно и без каких-либо проблем.
Скрипач: Энгармонизм - он только на ф-но энгармонизм. На скрипке энгармонизмов нет и никогда не будет.
Скрипач: Но это только на ф-но мажорный лад от любой ноты будет одинаков. На скрипке бемольные тональности звучат отлично от диезных. И чем больше ключевых знаков, тем большее это отличие. До мажор - это золотая середина.
Скрипач: Вы хотите сказать, что не слышите разницу в тембрах различных нот на скрипке?
То есть, тембр фа диеза сильно отличается от тембра соль бемоля. И как мне это вам доказывать? Думаю, что Вам просто нужно послушать скрипку на этих разных диезных и бемольных нотах, прислушаться и понять.
=========
На хорошо темперированном рояле интервалы будут одинаковыми, а вот на скрипке - разными.
========
1 - когда пианист только еще начал учиться играть на инструменте, то учитель просил его петь эти песенки и упражнения. Привычка петь, хоть и в мыслях, осталась.
2 - певцы, как и скрипачи, поют в ПС [пифагоров строй] .
3 - пианист, когда играет на инструменте, то всегда поет внутренним голосом, который таки в ПС, а вот реальный звук ТС [темперированный строй] как бы имеет некий интервал с пропеваемым звуком, который и есть кома. Так что никакой психологии - все органично и здраво.
Другое дела, как сам пианист называется для себя этот интервал между пропеваемым звуком и реальным от инструмента. Кто-то просто называет это завышенным или заниженным, кто-то фальшивым, а кто-то, кто знает про кому, комой.
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=75480