Автор Тема: Несколько вопросов про чтение нот  (Прочитано 1824 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yapril Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Несколько вопросов про чтение нот
« : Января 21, 2014, 07:05:56 »
Самостоятельно изучаю музыку, и возникли проблемы с понимаем нотации. Буду рад если кто прояснит.

1.
Такой пример, четвертая нота соединена ритмической лигой (которая продлевает длительность) с восьмой нотой, но под восьмой нотой стоит точка (стаккато). Как это понимать ? Интуитивно кажется что нужно снять ноту "на восьмой" немного раньше и резко. Правильно ли это ? Если так, то почему тогда бы не обозначить это, например, соединением с шестнадцатой нотой ? Возможно это такой трюк в учебнике, чтобы сохранить последовательность изложения и не прибегать к доп длительностям, но там я не раз встречал непоследовательное изложение, так что это сомнительно =)

2.
Вот пример на понимание cresendo/diminuendo

У меня возникла неоднозначность, либо это можно прочитать так :
В 1ом такте mf -> mp
2ой такт играется mp
3ий такт mp -> p
4ый p
5 p -> pp и так далее
То есть после diminuendo динамика сохраняется.
Либо можно понять так :
1ый mf -> mp
2ой mf
3ий mf -> mp и тд
то есть после crescendo/diminuendo динамика восстанавливается (в отсутствии дополнительных обозначений mf, mp и тд)
Я уже не говорю о том в печатном виде у меня вообще нет обозначения mf в первом такте и я сыграл это первым способом начиная с ff до p.

3.
Под первым тактом написано p legato, и далее ни одной фразировочной лиги. Как это правильно понять ? При этом ранее там есть примеры где вся пьеса в лигах, почему бы тогда точно так же не обозначить эту пьесу ? Ведь если я правильно понял в лигах там побольше информации содержится - динамика (акценты меняются к примеру, например первая нота громче остальные немного тише и легкое диминуендо вдоль фразы ... я правильно понял ? хотя очевидно нужно по ситуации смотреть), снятие руки на фортепиано и что-то еще чего я не знаю.
Одинаковая ли степень "легатности" при таком обозначении и лигах ?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2056
  • Кот ДаВинчи
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #1 : Января 21, 2014, 12:45:29 »
1. Все правильно, первая нота играются слитно со второй, а вторая и последующие — стаккато, их длительности немного "урезаны".

2. Диминуэндо относится к каждой фразе, поэтому второй такт будет "тише" первого, а в третьем динамика восстанавливается, снова mf. И в общем плане тоже должно быть диминуэндо. Тоесть, если первые две фразы играются так: mf -> mp, то последнюю лучше так: mp -> p.

3. Слово "легато" в начале пьесы указывает на общий характер музыки. А лиги — это уже конкретные "технические указания" для исполнителя, им нужно следовать более строго. Это как дорожные знаки: название населенного пункта уже сообщает водителю, что нужно ехать внимательнее, сбросить скорость хотя бы до 60; но в самом городе может быть масса других нюансов, обозначаемых другими знаками.
« Последнее редактирование: Января 21, 2014, 20:40:55 от rocknrollplayer »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #2 : Января 21, 2014, 14:05:46 »
1.
...Возможно это такой трюк в учебнике, чтобы сохранить последовательность изложения и не прибегать к доп длительностям...
Думаю, что так и есть.
Разница между такими вариантами записи очень невелика, если вообще есть.

2. Думаю, каждая двухтактовая фраза начинается mf. В противном случае можно было бы нарисовать одну большую вилку на всю длину строки.

3. Нечего добавить к предыдущему оратору :)

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2056
  • Кот ДаВинчи
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #3 : Января 21, 2014, 20:38:14 »
Посмотрел картинку на компьютере, в нормальном разрешении, и понял, что ошибся: там с точкой четвертная нота. Всё исправил ;D

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #4 : Января 21, 2014, 22:12:26 »
Самостоятельно изучаю музыку, и возникли проблемы с понимаем нотации. Буду рад если кто прояснит.

1.
Такой пример, четвертая нота соединена ритмической лигой (которая продлевает длительность) с восьмой нотой, но под восьмой нотой стоит точка (стаккато). Как это понимать ? Интуитивно кажется что нужно снять ноту "на восьмой" немного раньше и резко. Правильно ли это ? Если так, то почему тогда бы не обозначить это, например, соединением с шестнадцатой нотой ? Возможно это такой трюк в учебнике, чтобы сохранить последовательность изложения и не прибегать к доп длительностям, но там я не раз встречал непоследовательное изложение, так что это сомнительно =)



"Соединение с шестнадцотой нотой" в нотации будет не совсем правильным для задумки исполнить фрагмент стаккато. Ведь стаккато- это в первую очередь
музыкальный штрих, а не ритмическое сокращение длительности. Ну и, конечно, даже если предположить, что длительность ноты в этом случае сокращается
до шестнадцатой (или, скажем, до шестнадцатой с одной или двумя точками), то нотная запись будет сильно перегружена! Если Ваш первый вопрос то же, как
и второй, относится к игре на фортепиано, то интересно было бы посмотреть нотный пример, но в любом случае, один из самых дельных советов в данном
случае- это как-раз проиграть стаккато сначала без лиги, чтобы уловить штрих и нужную пульсацию!  :)   


Оффлайн yapril Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #5 : Января 21, 2014, 22:28:23 »
Всем большое спасибо  :) Всё прояснилось )


"Соединение с шестнадцотой нотой" в нотации будет не совсем правильным для задумки исполнить фрагмент стаккато. Ведь стаккато- это в первую очередь
музыкальный штрих, а не ритмическое сокращение длительности. Ну и, конечно, даже если предположить, что длительность ноты в этом случае сокращается
до шестнадцатой (или, скажем, до шестнадцатой с одной или двумя точками), то нотная запись будет сильно перегружена! Если Ваш первый вопрос то же, как
и второй, относится к игре на фортепиано, то интересно было бы посмотреть нотный пример, но в любом случае, один из самых дельных советов в данном
случае- это как-раз проиграть стаккато сначала без лиги, чтобы уловить штрих и нужную пульсацию!  :)   


Нотный пример :

Попробую поиграть стаккато вторую ноту без лиги, спасибо за совет !


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #6 : Января 21, 2014, 22:51:56 »
Нотный пример :
Видимо, здесь важно просто вовремя отпустить ноту, поэтому так и записали. Чтобы она не звучала на фоне последующего. И отпустить чётко, чтобы показать её окончание.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #7 : Января 22, 2014, 02:10:09 »
Попробую поиграть стаккато вторую ноту без лиги, спасибо за совет !
Ориентируйтесь на фразировку песни

Оффлайн yapril Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #8 : Января 22, 2014, 07:47:56 »
Ориентируйтесь на фразировку песни
Из песни уже кажется, что нужно играть вторую ноту отдельно тихим стаккато...

Вот ещё, если я правильно понял это гармонический ля минор, при этом в первых трех тактах есть все шесть нот ля минора кроме самой ля. При этом фраза звучит довольно самостоятельно , и кажется что она уже "определяет" ля минор ... может быть такая однозначность, или она может определять другую тональность (без доп построений, то есть в след такте еще пара нот и другая тоника) ?

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #9 : Января 22, 2014, 13:01:25 »
Гармошку смотри. А ноты ля нет, дак она может появится в другом голосе.
Если фразу, как самостоятельную, рассматривать в другом контексте, то это простое отклонение.
« Последнее редактирование: Января 22, 2014, 13:18:26 от Ven »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #10 : Января 22, 2014, 16:10:17 »
Вот ещё, если я правильно понял это гармонический ля минор, при этом в первых трех тактах есть все шесть нот ля минора кроме самой ля. При этом фраза звучит довольно самостоятельно , и кажется что она уже "определяет" ля минор ... может быть такая однозначность, или она может определять другую тональность (без доп построений, то есть в след такте еще пара нот и другая тоника) ?

Наверное, не совсем поняла этот вопрос. :)

Но, всё же:

1. Да, это гармонический ля-минор.

2. Если Вы в следующих тактах измените или добавите "ещё пару нот" в мелодии, чтобы получить "другую тонику",
 то получите другое произведение.

3. Если "без доп построений", то мелодию изначально, конечно, можно обыграть разными способами, но и в этом
случае Вам в первую очередь нужно будет опредилить тональность.

4. Ладотональная "однозначность" конкретно этой мелодии следует из её построения. Обратите внимание, что
здесь мелодия каждый второй такт идёт по аккорду, тем самым не даёт нам особо разгуляться! :) В конце построения
предложения это аккорд тонической, в середине- доминантовой функции. Отсюда и острое ощущение "однозначности", но
ни в коем случае не безысходности! :)   

« Последнее редактирование: Января 22, 2014, 18:19:04 от Алиса84 »

Оффлайн yapril Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #11 : Января 22, 2014, 17:40:59 »
Гармошку смотри. А ноты ля нет, дак она может появится в другом голосе.
Если фразу, как самостоятельную, рассматривать в другом контексте, то это простое отклонение.
Немного модельно, думаю мне нужно изучить гармонию чтобы понять всё правильно.

2. Если Вы в следующих тактах измените или добавите "ещё пару нот" в мелодии, чтобы получить "другую тонику",
 то получите другое произведение.

3. Если "без доп построений", то мелодию изначально, конечно, можно обыграть разными способами, но и в этом
случае Вам в первую очередь нужно будет опредилить тональность.
Это мне и показалось интересным, получается такой пучок мелодий проходящих через заданные три такта, так сказать  :)

Наверное я сам не сформулировал себе что хочу, поэтому вопрос получился расплывчатым.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #12 : Января 22, 2014, 20:53:33 »
Вот ещё, если я правильно понял это гармонический ля минор, при этом в первых трех тактах есть все шесть нот ля минора кроме самой ля. При этом фраза звучит довольно самостоятельно , и кажется что она уже "определяет" ля минор ... может быть такая однозначность, или она может определять другую тональность
Доминантсептаккорд (E7) и гармонический лад сильно ориентируют слух на тональность и тонику. Больше, чем сама тоника.

Оффлайн yapril Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #13 : Января 22, 2014, 22:29:11 »
Доминантсептаккорд (E7) и гармонический лад сильно ориентируют слух на тональность и тонику. Больше, чем сама тоника.
А такое может из-за того что недостающая тоника содержится в обертонах оставшихся нот?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Несколько вопросов про чтение нот
« Ответ #14 : Января 22, 2014, 23:12:10 »
Зачем это объяснять обертонами, тем более такими, которых вы не слышите, если есть нормальное и понятное объяснение - наше слышание гармонических функций (даже, если вы о них не знаете - это слышание формируется с детства окружающей музыкальной культурой), тяготений неустоя в устой и ладовый слух (другое дело, что работу функции можно отчасти объяснять с помощью квинтового обертона, но это больше относится к теоретическим измышлениям, а практика - в конкретных ощущениях).