Автор Тема: Нужна помощь в теории  (Прочитано 5635 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Нужна помощь в теории
« Ответ #90 : Января 25, 2010, 22:35:07 »
По теме гармонии.
А, понятно, вы тогда уточнили, чтобы никто не спутал с амбулаторными анализами...

Цитировать
"Как можно подписывать аккордовые прогрессии вообще и для каких целей пригодна та или иная запись?"
Ответ, наверное, будет  достаточно объемным, хотя, наверное и не исчерпывающим. Вопрос показался интересным, поэтому  попробую ответить, не претендуя на абсолютную полноту.

Какие способы записи гармонических последований мы имеем?
1. Буквенная запись гармонии.
2. Ступеневая
3. Функциональная
4. Цифрованный бас
5. Запись нотами

1. Буквенная запись.
Наиболее адекватный способ для использования в "эстрадном" жанре, где голосоведение достаточно свободно, а исполнение гармонии не требует от исполнителя понимания закономерностей гармонии.
Буквенная схема отажает общие закономерности гармонических последований - движение основных тонов, иногда баса, структуры и состав аккордов. Исполнителю предоставляется свобода выбора аккордов в рамках этих базовых условий, а значит исполнитель должен иметь некий опыт расшифровки этих буковок и умения адекватно интерпретировать их с учетом стиля, вариантов голосоведения и тд. Легко запомнить гармонический костяк.
5. Запись нотами
Наиболее точное отражение гармонии, но и наиболее тяжеловесное и строгое, не допускающее отступлений. Минимальные требования - умение читать партию, записанную нотами. Анализ займет некоторое время и вряд ли будет осуществляться "рилтайм". Сложнение для запоминания и варьирования.
Чтобы обращаться с гармонией, эстрадник, скорее всего, проанализирует нотную запись и конвертирует ее в буквенную.
В следствии отсутствия буквенных обозначений в учебниках классической гармонии они (учебники) оказываются недоступными "играющей массе" музыкантов-самоучек эстрадного жанра. Поэтому большей популярностью пользуются учебники, типа, Манилова-Молоткова, хотя они довольно узконаправленные по стилю и отражают один маленький сегмент гармонии, как правило не тот, в котором варятся читающие. От этого конфликт практики и теории. ))

2. Ступеневая запись
Ступеневая запись подразумевает начальный анализ гармонии. Можно разделить ступеневую запись на три основных вида - классическую, джазовую и нарождающуюся "вне стилевую".
Классическая запись проста и удобна для записи примитивных гармонических оборотов, состоящих из основных трезвучий и их обращений, выражающих основные функции классической гармонии. По мере расширения тональности, включения ладовых аккордов, надстроек и альтераций, классический  способ записи сталкивается с разными проблемами и становится все менее удобоваримым. А порой весьма бредовым. В любом случае, часто почти невозможно однозначно толковать ступеневую запись, если она вырвана из контекста. То есть где-то поблизости все равно присутствует нотный текст. Непосвященному становится невозможным вникнуть в навороченную многоэтажную ступеневую запись.

Джазовый способ цифровки отличается от классического. Прежде всего тем, что в меньшей степени нуждается в отражении обращений (основа традиционной джазовой гармонии - "септаккорды в позиции основного тона"(с) ), а во вторых, основан на хроматческой, а не диатонической шкале, что позволяет записывать и читать ступеневую схему любой сложности без предварительного анализа.
А вот, кстати цитата о системе Хиндемита:
"В отличие от традиционной теории все 12 звуков здесь трактуются как основные ступени гаммы, причем разделение их на более и менее удаленные от тонального центра не имеет ничего общего с разделением на основные и производные ступени, принятым в мажорной и минорной диатонике."
Таким образом и академическая музыка в тех местах, где царит более демократичные условия развития теории, пришла к отказу от традиционных системы записи эпохи венских классиков. Ниже для любознательных я прикрепил пдф с главой посвященной системе Хиндемита по рассматриваемой теме. Так же можно почитать пдф'ы на сайте Холопова (например, http://www.kholopov.ru/mts-fragm1.pdf).

Третий способ продолжает формироваться и имеет разные модификации. Он основан на смеси классического подхода и джазового плюс находки проистекающие из использования записи текста на компьютере, а не руками (большие и маленькие "римские", слэши для обозначения баса... Хотя, как выясняется, маленькие римские для минора ввел еще Г.Веберн - начало XIX века). Кстати, классические индексы обращений - геморрой при наборе на компе - в топку!
В целом, ступеневая запись ближе к теории и анализу, чем к непосредственному практическому использованию, т.е. исполнению гармонических последований без подготовки.  Ступеневая запись позволяет видеть закономерности г. последований, взаимосвязь аккордов. И по этой причине позволяет лучше понимать и запоминать гармонию вне привязки к конкретной тональности.
Для вдумчивого музыканта-"эстрадника"  ступеневое представление гармонии идет в тесной связке с буквенными обозначениями.

3. Запись функций
Это собственно уже и не запись гармонии, а ее функциональный анализ. Опять-таки в рамках простой "трех аккордовой функциональной гармонии" аккорды, ступени и функции являются почти синонимами: F-G-C=IV-V-I=S-D-T.
Но за рамками этих учебных стандартов ситуация может сильно усложниться. Прежде всего там, где функции не работают или работают "на заднем плане", второстепенны.
Пытаясь сохранить классический подход "продвинутые" теоретики, в нарушение принципа "бритва оккама", могут  понавыдумывать кучу дополнительных функциональных обозначений, которые непосвященным невозможно понять и, которые вовсе не являются универсальными и необходимыми (в отличии от основопологающих T-SD - устой-неустой).
(http://www.kholopov.ru - смотреть Биография ->
- Основные знаки тональной функциональности ( http://www.kholopov.ru/gtk_app21.html )
- Функциональные знаки расширенной тональности ( http://www.kholopov.ru/gtk_app22.html )
- Прочие обозначения гармонии ( http://www.kholopov.ru/gtk_app23.html )

Таким образом для обозначения гармонии в контексте "эстрадных" жанров наиболее оптимальным являются буквенные обозначения в связке со ступеневым представлением.
Для аранжировщика, разумеется важно нотное представление.
Для тех, кто свободно лабает по нотам и ни о чем не желает думать - оптимален нотный текст
Для многих удобна нотная строка мелодии плюс буквы.
Для анализа  - ступени (быстрый анализ) и функции - более глубокий анализ.

4. Цифрованный бас (генерал-бас).
Для нас вроде неактуально, поэтому не буду описывать. Можно почитать в сети.

... и добавил:

Цитировать
Вот скажем, как подписывать следующее:
Что-нибудь вроде (если не ошибся, там бредовые знаки альтерации, не хочется вникать):
1) |A7add4 |Dm7 |Bb9 |Gm11 |Em/G |

2) |C/G |Dm/A | G/B | Bb C/Bb G/A Bb13 |C/G | D |

По теме, возможно, будет интересно:
« Последнее редактирование: Января 26, 2010, 00:17:05 от eye »

Оффлайн oxwithoutname

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
Re: Нужна помощь в теории
« Ответ #91 : Января 25, 2010, 23:59:42 »
Цитировать
Ответ, наверное, будет  достаточно объемным, хотя, наверное и не исчерпывающим. Вопрос показался интересным, поэтому  попробую ответить, не претендуя на абсолютную полноту.
eye, развёрнутый ответ. Спасибо.
« Последнее редактирование: Февраля 20, 2010, 18:33:23 от oxwithoutname »