Хотя можно говорить об использовании звукорядов данных ладов при обыгрывании каждого соответствующего аккорда. Это скорее относится к импровизационной технике, мышлению импровизатора, чем к ладовой гармонии. Импровизатор условно рассматривает каждый аккорд, как тонику (см. Лидийскую концепцию), несмотря на то, что это в реальности может быть субдоминанта или доминанта.
Вот она, квинтэссенция! Точно сказано! Я до этого и сам дошел, просто хотел подтверждения от профи. Конечно же, песня как была в С мажоре и в ионийском ладе, так и осталась, просто, когда мы перешли с С мажора на Dm7, УСЛОВНО наступил дорийский лад. Автор объясняет это тем, что такой подход удобнее. Т.к. мы при таком подходе получаем возможность видеть родство каждой ноты в гамме уже с текущим аккордом (т.е. для нас уже D условно становится тоникой, Е - II ступенью, и т.д.)
Вообще, это уже относится к вопросу о том, какой тип импровизации мы используем. Если модальная - то там мы все время крутимся на родителькой гамме, вне зависимости от смены аккордов. И нас не интересует, что с приходом Dm7 именно D стала для нас первой ступенью, а не С. А если тональная - то как раз такой подход, как автор изложил, и нужен. Тоника каждого нового аккорда становится для нас "центром вселенной", и все остальные ступени соответственно тоже изменяются.
Поэтому и нужно знать все 7 диатонических ладов. Чтоб свободно себя чувствовать в тональной импровизации.
... и добавил:Так же ладовая переменность встречается в натурально-ладовой гармонии. Последовательность С-Dm7-Em7-Fmaj - относится к модальной. Тогда можно говорить о "наступил" (нас тупил:) ).
Возможно, что там имеется ввиду этот случай.
да нет, там все проще. Так, как я описал тока что выше.
... и добавил:Прости, я без иронии - непохоже, что "лучше и быстрее понял". Автор допускает вольности в формулировках, поскольку сам-то он наверняка понимает, о чем говорит, а вот тебя эти самые вольности ставят в тупик.
похоже-похоже) разобрался. А вообще, это конечно непорядок. В таких вещах формулировки должны быть отточены до предела. Сам он понимает... главное, чтоб он смог донести это до других.
... и добавил:Ступень в любом случае ладом назвать нельзя
если вырвать из контекста, как ты это сделал - то конечно нельзя. А в моем конкретном случае автор имел в виду все же не ЛАДЫ как целые звукоряды, а СТУПЕНИ ЛАДА.
... и добавил:Еще вопрос возник )))
вот автор дает табличку "12 тональностей в 7 ладах" А минорные тональности где? Я правильно понимаю, что для минорных нужно такую же табличку рисовать?
... и добавил:...еще позволю себе небольшое отступление. О том, что лад никак нельзя назвать ступенью. Само по себе это утверждение верно, но вот и в приведенной табличке: римские цифры разве не обозначают ступень, "место" конкретного аккорда в родительской тональности? А ведь в названии таблицы не фигурирует формулировка, скажем... "ступени прогрессии". Нет, просто "лады".