Автор Тема: О значении слова "mode"... лад, ступень... запутался!  (Прочитано 4088 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн OranJ Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +284/-87
  • и ровщик
Гуру в муз. теории, хелп!! ))
В общем, сейчас перевожу (перевел уже) Guitar Scales Method, скоро выложу. Единсно, в голове так и не уложилось - это вечное "modes". То ли для него в английском есть два значения: а) Лады (звукоряды конечно, а не frets)  б) Ступени лада
То ли я чего туплю, и значение одно: mode = лад (определенный звукоряд)

Для иллюстрации:
В начале книги автор дает два примера. Звучит определенная последовательность аккордов - в до мажоре - и показываются на грифе все ноты этой тональности. Римскими цифрами обозначены ступени.

В первом примере римскими цифрами показываются ступени гаммы. Т.е., при смене аккорда, тоники и другие аккордовые ноты падают уже на другие ступени гаммы, но сами ступени остаются неизменны.

Во втором примере - показываются уже ступени лада, как я понял. Короче, вот чего пишет: "as u see, the "parent scale" is always the same (C major) but the scale degrees (I II III etc) show you the modes". Если дословно: "как видите, "родительская гамма везде одна и та же (С мажор), но ступени гаммы (I II III и т.д.) указывают вам лады".
Можно так сказать? Или все же правильно сказать "указывают вам СТУПЕНИ лада"? Как это - указывают лады; ионийский,дорийский, фригийский - это ж сами полноценные звукоряды, как они могут содержаться в уже имеющемся звукоряде С мажорной гаммы?

Сорри за сумбур, не могу просто уложить у себя в голове это до конца, и это важное значение имеет для дальнейшего перевода, много мест подобных... Если надо, могу еще выложить примеров, где мне непонятно.
...Есть еще один вопрос в этой области, но пока не могу его толком сформулировать... как соотносятся различные аккорды и различные лады... придумаю напишу)

Спасибо за помощь!

... и добавил:

...хотя иногда автор использует полноценное "mode degrees", т.е. как раз дословно "ступени лада". 

... и добавил:

Вот, так понятнее вопрос будет:


здесь играет С maj7




аккорд сменился на Dm7. Как будет правильно сказать про ступени? Что они теперь показывают?

... и добавил:

красным помечены тоники, желтым - остальные ноты, входящие в звучащий аккорд, белым - ноты, входящие в "родительскую" гамму, но не в звучащий аккорд.
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 11:00:01 от OranJ »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Цитировать
значение одно: mode = лад (определенный звукоряд)
да.

Оффлайн OranJ Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +284/-87
  • и ровщик
Если так, то, опять же, по классификации автора: I лад - ионийский, II - дорийский, III - фригийский, и т.д. Какое в таком случае значение имеют ПОЛНОЦЕННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ к данным картинкам? Получается, что в до мажоре нота до - ионийский лад, нота ре - дорийский, и т.д.? При чем тут цельные звукоряды? Т.е. какое нам это дает практическое значение? Мобыть, имеются в виду все же ступени ионийского лада? Либо сказывается какой-то пробел в моих знаниях, который я никак не могу нащупать...
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 12:14:48 от OranJ »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Какое в таком случае значение имеют ПОЛНОЦЕННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ к данным картинкам?

Их объединяет одинаковое строение, если играть от одной ноты, хотя тоники будут разные.

Речь идет о базовой структуре, любая ступень, которой может быть принята за тонику.

То есть относительно До мажора (базовая структура), D - это II, а относительно себя - I (дорийский лад).

Еще раз немного другими словами:
есть родительский звукоряд - С. Любая из его ступеней может быть принята за тонику нового лада. На второй ступени базового звукоряда образуется дорийский лад, при этом нота Ре становится первой ступенью данного лада.

Цитировать
"родительская гамма везде одна и та же (С мажор), но ступени гаммы (I II III и т.д.) указывают вам лады".
...но другие римские цифры  указывают вам ступени производных ладов.

P.S. Думаю, Краге щас объяснит понятно :)
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 14:52:34 от eye »

Оффлайн OranJ Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +284/-87
  • и ровщик

То есть относительно До мажора (базовая структура), D - это II, а относительно себя - I (дорийский лад).

ну это-то я понял. Но почему это Dm7 влечет за собой обязательно дорийский лад? Ведь Dm7 может быть и во фригийском ладу (III)

... и добавил:

...я сейчас примерно понял, что мне возразят, и даже согласен с этим ;D Что II ступень от С мажора = D = дорийский лад.... но в голове все-таки четкая картина не укладывается) ща попробую перечитать еще раз 500))

... и добавил:

кажется, доходит. Ноты неизменны (родительская гамма С мажор). Просто когда в этой тональности наступил аккорд Dm7 (II ступень), эти ноты подходят точь-в-точь уже под интервальную структуру дорийского лада. И ступени уже меняются соответственно. Ре становится тоникой, и т.д. Прально?

... и добавил:

eye, спасибо, +1! :)

... и добавил:

...тогда все-же правильней будет в самом первом моем примере перевести "modes" как СТУПЕНИ лада. Как я уже грил, по классификации самого же автора, I = ионийский, II = дорийский, III = фригийский, и т.д. Если я скажу,что после наступления Dm7 на грифе отображаются лады, то получается, что I = дорийский. Т.е., с точки зрения обычной логики, вылезает противоречие.  А так - все верно, наступил, условно говоря, дорийский лад, в нем D - тоника, а римскими цифрами показываются ступени как бы нового лада. D - I ступень в нем.
...Попробую еще объяснить, как я понял... с точки зрения мелодии - наступает как бы дорийский лад, а с точки зрения общей гармонии (всей прогрессии аккордов) - остается ионийский лад. Проверьте плиз все мои умозаключения ))
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 15:16:51 от OranJ »

Оффлайн Nanovsky

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 42
  • Репутация: +6/-0
Вот, есть такая интересная схемка. Надеюсь поможет  :)

... и добавил:

и ещё на английском идёт такая вот классификация:

Purpose of guitar modes?
Modes add musical 'color' or 'flavor' to a song. Following are the 'colors' or fellings you get when using  each mode:

LYDIAN MODE - very bright, upbeat. Good for anything very bright and upbeat such as pop, kids music, etc

IONIAN MODE - very sweet, happy, bright. Perfect for happy songs, love songs, etc. Used for almost all childrens music

MIXOLYDIAN MODE - middle of the road bright scale. Good for light rock, pop, country, etc

DORIAN MODE - perfect middle ground. Not too bright, not to dark. Good for country, rock, blues.

AEOLIAN MODE - gritty, bluesy, warm sounding rock scale. This is the standard rock and blues scale.

PHRYGIAN MODE - dark, classical metal sound. A Randy Rhoads favorite.

LOCRIAN MODE - very dark, dissident, brooding. Good for heavy metal, dark classical, etc
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 15:32:34 от Nanovsky »

Оффлайн OranJ Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +284/-87
  • и ровщик
...кароче, этот басурманин абисняет по-колхозному в своем Guitar Scales Method, а мне голову ломай )) Точнее надо писать в таких вещах, ведь их читают не люди разбирающиеся в муз. теории, а пионеры, разбирающимся это ни к чему.

Nanovsky, пасиб за материал! Он не отвечает на мой конкретный вопрос, но все равно оч. полезно! +1

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Просто когда в этой тональности наступил аккорд Dm7 (II ступень), эти ноты подходят точь-в-точь уже под интервальную структуру дорийского лада. И ступени уже меняются соответственно. Ре становится тоникой, и т.д. Прально?
Непонятно, что значит "наступил"?
Насколько я понимают речь идет не каких-то действиях во времени, а о том, как получить структуру каждого лада на основе базового (родительского) звукоряда.

Цитировать
...тогда все-же правильней будет в самом первом моем примере перевести "modes" как СТУПЕНИ лада.
не понял в каком примере, но сомневаюсь, что modes можно переводить, как ступени лада. Если только - "лады на ступенях мажорного звукоряда".

Цитировать
...кароче, этот басурманин абисняет по-колхозному в своем Guitar Scales Method
очень может быть

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Цитировать
...Попробую еще объяснить, как я понял... с точки зрения мелодии - наступает как бы дорийский лад, а с точки зрения общей гармонии (всей прогрессии аккордов) - остается ионийский лад.
Вот эт уже что-то лишнее.
Что тебе важнее-то в первую очередь - дословно перевести или самому разобраться? Если разобраться - разбирайся по русскоязычной литературе, которой вагон, а на эту корявую фразу лучше забей.

Оффлайн OranJ Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +284/-87
  • и ровщик
Непонятно, что значит "наступил"?
Насколько я понимают речь идет не каких-то действиях во времени, а о том, как получить структуру каждого лада на основе базового (родительского) звукоряда.

верное замечание. Просто я мыслю в режиме идущей музыки, так для начала проще представить: пару тактов отыграл С мажор, потом его сменил D минор. Ну здесь разницы нет.


не понял в каком примере, но сомневаюсь, что modes можно переводить, как ступени лада. Если только - "лады на ступенях мажорного звукоряда".
а по-моему, тока так и нужно. Итак пример:
Песня в тональности С мажор. Ионийский лад. С - тоника - I ступень этого лада, D - II ступень, и т.д.
Dm7 в этой песне. Является II ступенью для этого лада. Теперь смотрим, как отображаются ноты у автора на этом аккорде: D - I   E - II, и т.д.
Однако по всей классификации, к-рую автор приводит, I = ионийский лад. Поэтому мы не можем назвать I СТУПЕНЬ (D) ладом, а только лишь СТУПЕНЬЮ. Чтобы избежать указанного противоречия. Все становится на свои места, если мы называем ноту D, в Dm7, в тональности С мажор, I СТУПЕНЬЮ в дорийском ладу.
Разве не так?


... и добавил:

Вот эт уже что-то лишнее.
Что тебе важнее-то в первую очередь - дословно перевести или самому разобраться? Если разобраться - разбирайся по русскоязычной литературе, которой вагон, а на эту корявую фразу лучше забей.
если я сам досконально не разберусь, то как я могу правильно перевести? Нужно ж не просто написать, а чтоб дошло до всех!
А в русскоязычной литературе... читал много, но как-то вопрос этот слишком узкий... конкретный ответ не нашел кароч) И еще заметил, что на английском все гораздо проще. У нас в русском кучу сложнейших слов придумали для простых понятий) На инглише я все лучше и быстрее понял, вот тока с этим нюансом доразберусь и усе )
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 16:15:04 от OranJ »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Песня в тональности С мажор. Ионийский лад. С - тоника - I ступень этого лада, D - II ступень, и т.д.
Если песня в тональности До мажор, то независимо от смены аккордов там будет только натуральный До мажор (при условии отсутствия отклонений). Чтобы произошла смена лада должна произойти ладовая модуляция - смена тоники при сохранении звукоряда. Обычно это перемена тоники на параллельный минор I -> vi=i

Cmaj7- Dm7-G7 - это T-Sii-D в натуральном мажоре. Дорийского минора или миксолидийского мажора реально здесь нет, так как Dm и G7 не являются тониками.

Хотя можно говорить об использовании звукорядов данных ладов при обыгрывании каждого соответствующего аккорда. Это скорее относится к импровизационной технике, мышлению импровизатора, чем к ладовой гармонии. Импровизатор условно рассматривает каждый аккорд, как  тонику (см. Лидийскую концепцию), несмотря на то, что это в реальности может быть субдоминанта или доминанта.

Так же ладовая переменность встречается в натурально-ладовой гармонии. Последовательность С-Dm7-Em7-Fmaj - относится к модальной. Тогда можно говорить о "наступил" (нас тупил:) ).
Возможно, что там имеется ввиду этот случай.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Цитировать
На инглише я все лучше и быстрее понял
Прости, я без иронии - непохоже, что "лучше и быстрее понял". Автор допускает вольности в формулировках, поскольку сам-то он наверняка понимает, о чем говорит, а вот тебя эти самые вольности ставят в тупик.
Цитировать
Поэтому мы не можем назвать I СТУПЕНЬ (D) ладом, а только лишь СТУПЕНЬЮ.
Ступень в любом случае ладом назвать нельзя  ;)
Давай еще раз с начала. Тебе понятно, что, допустим, ре-дорийский лад будет состоять из следующих семи ступеней?
ре  ми  фа  соль  ля   си  до
Или тоже самое в римской нумерации, по порядку:
 I   II    III    IV    V   VI   VII  

eye, намеренно пишу ступени без бемолей, чтоб у автора крышу совсем не сдуло
« Последнее редактирование: Июня 05, 2009, 16:59:03 от Andrew_G »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Цитировать
P.S. Думаю, Краге щас объяснит понятно
Я вообще пока не понял сути вопроса. Перечитаю тему, может вникну. Как я пока что понял, сложность с переводом. А с английским у меня не але. Ща попробую разобраться.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Я вообще пока не понял сути вопроса.
Да это необязательно.

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Цитировать
Импровизатор условно рассматривает каждый аккорд, как  тонику (см. Лидийскую концепцию), несмотря на то, что это в реальности может быть субдоминанта или доминанта.
Как тонику какого именно лада?