MrLf, бывает, что трудно. А бывает, что и не нужно совсем проводить эту грань.
Поясню свою мысль. Можно видеть и чувствовать себя здесь и сейчас, и петь об этом - как в представленном ролике. А можно отворачиваться от себя, и петь вроде бы и о том, что здесь и сейчас, но как-то все это не про "себя" получается: вон, у басиста пятно на рубашке, к чему бы это... можнт, ликера капнул?... или жена с любовником убежала в Сочи... кстати, как там на югах сейчас...
Другими словами, через музыку можно выражать чувства, а можно - мысли (в т.ч. о чувствах), рассуждения, а это два кардинально отличающихся способа игры. Проженные интеллектуалы, у которых всему есть объяснение, как раз часто и отличаются серьезными нарушениями в эмоциональной сфере.
Для меня простая внятная мелодия - это "мне больно", а дважды гармонический минор поверх чего-то совсем уж чудовищного - это про "хм... мне больно... что есть боль? экзистенциализм Сартра говорит о том, что... интересно, интересно..." и происходит маленькое чудо: интеллект приходит в состояние эрекции, и боль отступает, пока его дрочат. В музыке это выражается в навязчивом стремлении обязательно понимать, т.е. иметь объяснение тому, что делаешь. Соответственно, чем лучше все объяснено, тем меньше чувству остается место, тем больше высоколобых лысых дяденек в очках приходит на концерты.
Подобное ведь притягивает подобное.
Лад - средство выражения. Теория лада - средство объяснения. Знакомство с ладом должно начинаться не с теории лада, а с прослушивания ладовой музыки. Слушая, человек проецирует свой жизненный опыт на слышимое, находит точки соприкосновения со своим эмоциональным миром. На простом примере: вот я слышу композицию. Она про мою тревогу! И чтобы воспроизвести это в своей музыке, человеку вовсе не нужно знать, как образуется фригийский лад - он просто включает слух и имитирует услышанное. Если после этого он начнет изучать собственно теорию лада, он будет иметь точное и четкое представление: зачем ему этот лад, что он может при помощи него выразить, какие части себя.
Если же изучение лада начинается с "я тут узнал, что играть в ладу - это типа круто и все такое, подскажите, как играть в дорийском ладу", возникает немалая вероятность, что процесс сочинения не пойдет дальше головы: так, этот пальчик сюда, тот - туда, формальности соблюдены, я играю в ладу.
Звучит абсурдно, но я многократно встречался с ситуацией, когда человек знает, как обыграть прогрессию дорийским ладом, но не в состоянии сказать: о чем он эти дорийским ладом рассказывает. Просто ставит пальцы, как предписывает в данном случае теория, и все.
Маленькое дополнение: разумеется, изучение лада можно начинать и с совмещения звука и теории: вот аппликатура, вот подходящая гармония, играй и слушай, какие картины возникают при нанесении звуков лада (красок) на аккорд (холст), а еще изучай творчество больших художников, и смотри как они теми же красками рисуют свои картины. И почаще спрашивай себя: какие чувства в тебе просыпаются, когда ты глядишь на их картины? Какие чувства ты обнажаешь, когда учишься рисовать свою картину?
Но ведь это происходит, думаю, крайне редко: я не видел ни одного ролика в интернете (это не значит, что их нет, конечно же), где преподаватель озвучивал бы теорию лада через призму эмоционального восприятия. Винни Мур вскользь предложил, правда, найти "с чем ассоциируется тот или иной лад". Но и там было "заучите аппликатуры и вперед". Да и сам, помню, брал уроки у джазового пианиста, и у гитариста джазового - все то же самое, полный уход в голову, и пренебрежение телесностью, эмоциональностью.
Может, мне скажут, что ученик и сам догадается, что лады нужны для выражения себя и все такое: опять же, на примере своих клиентов неоднократно наблюдал стремление всеми силами уйти в область головы, и заниматься чем угодно на гитаре, но только не спрашивать себя: что чувствую, когда играю? Какие чувства хочу выразить игрой? Такой деструктивный подход имеет основания: встречаться с чувствами многократно сложнее, чем рассуждать о них, или же и вовсе дефлексировать в область сложной интеллектуальной деятельности. Самый простой пример - человек, не умеющий сочинить простую мелодию, мучает себя переменным штрихом. Эффективный способ уйти от себя, правда, за него приходится платить потерей идентичности и болью.
В общем, мое мнение таково: лады нужны для выражения себя. Соответственно, изучение ладов нужно начинать не с изучения теории лада, а с изучения себя.