Евстафий, вы прикопались к одному маленькому распространенному разговорному недоразумению и страшно этим гордитесь. При этом истинный смысл от вас ускользает.
Не вижу в этом крахоборстве основу для такого пафоса и "профессиональной" гордости.
Да, вы правы, "нота" - это графическое обозначение звука.
Так же звук получил слоговые и буквенные обозначения.
В разговорной речи, в том числе и
музыкантов, принято использовать слово "нота" для обозначения звука (pitch) с его слоговым значением.
Подчас музыканты говорят "Спойте ноту Ля", "звучат ноты ми и си", "состоит из нот С,Е,G".
Все этим пользуются, привыкли и понимают, что под этим имеется ввиду не графическое обозначение, а непосредственно звуки. Хотя это, как бы и неправильно.
Подобная условность используется, когда мы на "C", говорим "До", а не Цэ или Си.
У нас даже нет в обиходе слова, которое соответствовало бы английскому Pitch - "спойте высоты соответствующие их слоговым названиям Ля и До"- не принято. Хотя и в английском музыкальные звуки часто называют нотами, имея ввиду отнюдь не графическое отображение. Например, аппликатура "3 notes per string".
Поэтому речь в этом топике в основном не об "изучении нотной грамоты", а о том, что нужно
выучить названия звуков и их расположение на своем инструменте.
(что на фо-но гораздо проще, но здесь уже не об этом речь)
Боюсь такая формулировка будет менее понятна тем, кому она адресована (так бы исправил).
Но спасибо, что отметили эту неточность. Хотя вряд ли это что-то изменит - музыкальные звуки так и будут в обиходе называть нотами. Но это не имеет фатальных последствий. Гораздо хуже, когда люди не знают, что за звуки они нажимают и думают исключительно аппликатурами. О ступенях и интервалах на таком уровне, как правило, вообще речь не идет. Какая уж там теория...
Теория оперирует ступенями и интервалами
Разумеется. Но в основе прежде всего лежат
звуки - это, собственно, материал, вещество, которое объясняется и изучается. Звуки, которые для простоты "манипуляций" мы называем определенными слогами.
Ступени и прочее - это уже анализ этих звуков в некой системе. Ступень - относительное значение, высота звука - абсолютное. И то и другое необходимо для теории. Но чтобы что-то конкретное прозвучало, вам придется определиться с конкретной высотой. Поэтому исходный момент игры или анализа - это конкретные звуки, которые обозначаются либо нотами, либо слогами, либо буквами. Если нет звуков, то и нечего анализировать ступенями и интервалами. Подойдите к музыканту и скажите, сыграй первую ступень. Он спросит - в какой тональности? Построй терцию.. - От какой ноты? (ой, извините, от какой звукоступени?)