Да, я понимаю, что надо разделять мажоро-минор и ладовую модуляцию, но грань очень тонкая и как определить с какого времени позиционировать "мелькание" ступеней м отклонение/модуляцию?
Я, кстати, литературу по теме нашел весьма скудную. )))
Согласен, наверное, могут быть случаи, когда трудно отделить одно от другого...
Но, мне кажется, в большинстве случаев это очевидно. Прежде всего в мажоро-минорном обороте аккорды минора (низкие ступени) включены в систему мажора, образуя составной мажорный лад с низкими ступенями.
А в случае с ладовой модуляцией происходит смена одного лада на другой. То есть, типа, "вот оборот в мажоре с мажорной тоникой и аккордами мажорного лада, а вот теперь оборот в миноре с минорной тоникой и аккордами минора".
Остается еще вопрос с ладовой модуляцией в случае различных мажорных ладов, например, вкраплении аккордов миксолидийского лада. Это не будет мажоро-минором, но можно ли считать появление низких ступеней - ладовой модуляцией или это просто обогащение мажора модализмами?...
Нужно рассматривать конкретные примеры.
Вот, например, в твоем выше приведенном примере содержится два оборота с разными тониками и ладами. Я считаю это ладовой модуляцией (хотя мой слух предпочел слышать все относительно одной мажорной тоники - Ре - в рамках примера после оборота G-A-D, IV-V-I побеждает стабильный лад, так как натуральный мажор не зависит от формы. Плюс - кварот-квинтовые соотношения. Но модальные лады сильно зависят от формы и в рамках целой композиции можно "принудить" слух к принятию Ля тоникой.).
| Am G | D | D G | A ||
|AmG|D |- дорийский Ля минор
|D G | A |- Миксолидийский Ля мажор.
Получается тут два оборота, две тоники и нет объединения. То есть - ладовая модуляция, а не мажоро-минор.
А в Lithium аккорды минора встроены в мажор, как варианты 6 и 7 ступеней.
| D F#m | Bm G | Bb C | A C |
(D) I iii vi IV bVI bVII V bVII
В In My Head - Общая тональность - E мажор.
Куплет
|E | Cmaj7|C#m7| A6| (G)|
(E) I bVI vi IV bIII
Free As the Bird
Куплет
| A F#m | Fmaj7 E | A F#m | Dm E | A F#m | F G | C Am | Esus E |
(A) I vi bVI V I vi iv V I vi bVI
(bVII bIII i) V
(C) IV V I vi (a) V
Думаю, в этих примерах о ладовой модуляции говорить не приходится (есть отклонение в До) - тоника - мажорный аккорд, а аккорды минора расширяют диатонику.
Eще пример мажоро-минора (куплет)
KISS "God Gave Rock'n'Roll To You"
|[ B F#/A# | G#m B/F# | E G A | B D F# ]|
|[ B F#/A# | G#m B/F# | E A | B B ]|
Еще пример мажоро-минора
George Harrison - I'd Have You Anytime
4/8|Gmaj7| % |Bbmaj7| % |Cm |3/8 Cm |G | Am | Em |4/8 D
(G) I+7 bIII+7 iv iv I ii vi V
Пример одноименно-параллельного миноро-мажора
The Doors - Light My Fire
Куплет (подстроил ~ на полтона)
|Am |F#m|....
(a) i (A) vi
А вот здесь есть переход в одноименный минор во второй части (а в первой есть элемент мажоро-минора). Здесь конкретно ладовая модуляция.
Nuno "Fine by Me"
Вот здесь много модуляций и отклонений (и мажоро-минора)
Aerosmith - What It Takes
0) |G5 |Dsus4 |Em7 |Cadd2 |
1)|G | D | Em7 -D| C |
|G | D | Em7 -D| C | D |
2)| G |Em7 -D| C |
3)| Bb | F | Bb | F | плагальная модуляция
| Bb A | Dm Dm/C | Dm/B| % | отклонение в параллельный минор
| Bb Db | F | одноименный мажоро-минор
1)'|G | D | Em7 -D| C |
3)
Гитарное соло in F:
4)| C |Dm - С| Bb | F |
| C |Dm - С| Bb |
5)| C | G | Bb | F |
|Fm -(Eb)|Db |Ab | C | - ладовая модуляция и F мажора в F минор
3) =/= окончание 3):
| Bb Db | F E/(F) |
| Bb Db ||
Кода
4) |[: F | Dm | Bb :]| x6 | F ||
| F | Dm | Bb | F |
| Dm | Bb | F | Dm |
| Bb | F | Dm | Bb |
| F | Dm | Bb | F |
| Dm | Bb | F | | Здесь за счет неквадратной структуры "тониками" становятся поочередно F, Dm, Bb (фактор влияния формы)
Я, кстати, литературу по теме нашел весьма скудную. )))
Да вроде во многих учебниках и книгах по гармонии есть. У Бершадской, у Тюлина, у Мюллера, у Григорьева и тд. Даже в Бригадном - тема 49 "Мажоро-минорные системы".
Не говоря уж о том, что в наших темах по анализу гармонии здесь на форуме все время приходится говорить о модальности и мажоро-миноре, так как мы анализируем поп/рок музыку.