Автор Тема: Одноименный мажоро-минор.  (Прочитано 5148 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Одноименный мажоро-минор.
« : Марта 05, 2015, 18:12:31 »
В свое время здесь был разговор по поводу как  отличить дорийский лад от мажоро-минора.... (на мажорной четвертой ступени)

Сделал статью, которая поясняет этот момент и вообще немного о мажоро-миноре. Очень приятный элемент, освоив который можно делать очень интеерсные вещи.

______Игра ладов. Одноименный мажоро-минор.

Понятие «одноименный мажоро-минор» обозначает объединение одноименных ладовых систем мажора и минора. В такой микс-системе музыкант использует гармонические ступени мажора и минора в рамках одного тонального центра.

Читать далее »> http://dmitrymaloletov.ru/dur_moll.html

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #1 : Марта 05, 2015, 18:18:43 »
Дмитрий, в условиях мажоро-минора особенно актуальным становится обозначение высоких и низких вариантов ступеней. Это ты упустил.
Например.
|Am |F#m |
 i       vi
и
|Am | G  |  F  |
 i     bVII bVI

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #2 : Марта 05, 2015, 18:23:52 »
Да описка)))  Не привык еще к твоим обозначениям.... Исправлю)))

... и добавил:

Спасибо! )))
« Последнее редактирование: Марта 05, 2015, 18:42:00 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн JayDee

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 624
  • Репутация: +22/-1
  • NeoCowboy
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #3 : Марта 06, 2015, 10:41:58 »
Интересненько!
А что за книжка? Хотелось бы ознакомиться =)

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #4 : Марта 08, 2015, 09:22:20 »
Примеры хорошие. Но расскажите и про лукавство тогда.
Надо учесть, что взаимные переходы в тональных одноименных мажорах-минорах менее гармоничные, чем например
хождения по ступеням.
Например
Am-Dm-E7-C-F-G7
В этом связке можно прыгать как угодно. А почему ?
При изменении будет происходить плавное изменение гаммного содержания (только в 1-2 ступени, а здесь аж 3).
На мой взгляд, это основа гармонии.
Гармония - это плавное перетекание (не резкое).
Это чисто мое мнение, но это очевидно.

ЗЫ. Интересно услышать способы перехода из одноименного мажора в минор и обратно.
Типа, через дорийский минор, временное изменение тонального центра на субдоминантный и т.д.
Понятно, что 2-х тактным квадратом уже здесь не удастся обойтись.
Переход из одноименного мажора в минор и обратно внутри квадрата скорее редкое исключение. Обычно такой переход делается в следующем квадрате (следующей части произведения)
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 09:59:03 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #5 : Марта 08, 2015, 12:28:13 »
alexander.pronin56,  Менее/более гармоничные дело вкуса. Если вы считаете модуляцию в параллельный мажор более плавным, то пусть будет так. ))) Кроме этого есть еще полсотни всяких способов и приемов. В данном топике речь идет об  одноименном мажоре и возможностях "игры мажора и минора" на одном тональном центре.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 15:22:07 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #6 : Марта 08, 2015, 13:54:55 »
alexander.pronin56,  Менее/более гармоничные дело вкуса. Если вы считаете модуляцию в параллельный мажор более плавным перееданием, то пусть будет так.
Модуляция - это когда на полтона  или несколько раз по полтона (например, между куплетами).
А здесь 2 параллельных мира, живущих в гармонии.
ЗЫ. По сути только переключается лад, который может меняться по 10 раз на дню.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 14:03:53 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #7 : Марта 08, 2015, 15:26:43 »
alexander.pronin56,  Для того, чтобы не выглядеть забавно, Вам желательно повторить тему "отклонение/модуляция" )))  (Если по 10 раз на дню, то это отклонение)

Я не понимаю что вы вообще хотите сказать. Речь в топике идет об одноименном мажоро-миноре. )))
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 15:28:16 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #8 : Марта 08, 2015, 15:27:05 »
ЗЫ. Интересно услышать способы перехода из одноименного мажора в минор и обратно.
Типа, через дорийский минор, временное изменение тонального центра на субдоминантный и т.д.
Понятно, что 2-х тактным квадратом уже здесь не удастся обойтись.
Переход из одноименного мажора в минор и обратно внутри квадрата скорее редкое исключение. Обычно такой переход делается в следующем квадрате (следующей части произведения)
Одноименной мажоро-минор - это использование в мажоре аккордики минора.
То есть к аккордам мажора добавляются аккоды на низких ступенях.
Например: (С) Ab-Bb-C.
Никаких дорийских миноров и временных ихменений центра при этом нет. Центр остается прежним - в этом вся прелесть. А слышать вы должны потемнение лада - как облачко на солнышко нашло.

Цитировать
Понятно, что 2-х тактным квадратом уже здесь не удастся обойтись.
Это, извините, чушь. Потому как просто добавляется аккорд из минора - на это не надо время.

Цитировать
Гармония - это плавное перетекание (не резкое).
Мажоро-минор - плавнее некуда:
Мажор: C Dm Em F G Am Bm-5(или G/B)
Минор: Cm Dm-5 Eb Fm Gm Ab Bb
Мажоро-минор: С Dm Eb Em F Fm G Gm Ab Am Bb Bm-5

Цитировать
Переход из одноименного мажора в минор и обратно внутри квадрата скорее редкое исключение.
Никакое не исключение. В роке почти правило.



Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #9 : Марта 08, 2015, 15:44:10 »
Интересно а как теоретически анализировать сетку когда под одним тональным центром объединяются дорийский (минор) и миксолидийский (мажор) ?  К примеру:

первые два такта дорийский, вторые миксолидийский.

  | Am   G |  D     | D    G |  A     ||
     
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/demo-dor_mix

... и добавил:

Имеется через  мажоро-минор. Ведь  такие последовательности тоже можно относить к мажоро-минорам, (если принять лады за разновидности мажора и минора). 
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 15:59:41 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #10 : Марта 08, 2015, 16:53:17 »
Интересно а как теоретически анализировать сетку когда под одним тональным центром объединяются дорийский (минор) и миксолидийский (мажор) ?  К примеру:

первые два такта дорийский, вторые миксолидийский.

  | Am   G |  D     | D    G |  A     ||
     
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/demo-dor_mix

В принципе Мажоро-минор - это порождение тонально-функциональной системы.

Я слышу этот фрагмент вообще в Ре. В данном случае тональность Ре слегка ослаблена благодаря модализму (v - миксолидийская, имени Дж.Леннона)

То есть этого фрагмента недостаточно, чтобы продемонстрировать тоникальность Ля, поэтому слух быстро "вычисляет" стабильную систему благодаря силе TSD  I-IV-V (
v(mix) - IV - I- I - IV - V
При повторе фрагмента уже ничто не заставит слышать Am как дорийскую тонику.

... и добавил:

Хотя можно придумать композицию, в которой будут чередоваться  дорийский Ля минор и миксолидийский Ля (и любые другие лады в придачу). Но это будет модальность со смешением одноименных ладов. Но это как-то не принято называть мажоро-минором, так как натуральные мажор и минор - это два "гармонических" лада тональной системы.

... и добавил:

При повторе фрагмента уже ничто не заставит слышать Am как дорийскую тонику.
Я подумал, что в принципе, если предположить, что композиция выстроена так, что мы все-таки соглашаемся, что тоника Ля. То тогда, да, можно сказать, что вначалае был "минор", а потом "мажор". Хотя термины мажор и минор появились позже модальных ладов. Может поэтому мажоро-минор принято относить к другим случаям.
К тому же в моем представлении обычно он проявляется не в случаях изменения наклонения тоники (это скорее ладовая модуляция), а именно в смешении, объединении, в чередовании осталных аккордов мажора и минора при мажорной тонике. (В случае минорной тоники будет называться миноро-мажор).

... и добавил:

Цитировать
Имеется через  мажоро-минор.
T9 ?
« Последнее редактирование: Марта 08, 2015, 17:14:56 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #11 : Марта 08, 2015, 17:35:54 »
Странно, что в ре)))) Я играл в Ля)))  Но короткий отрывок, понятно может сбить с толку. Но это детали, можно сыграть так, что все точно поймут, что тоника A (m)....

https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/demo2mix_dor

Но дело не в этом. Строго теоретически такие последовательности не относятся к мажоро-минору. Но ведь мы позицинируем данные лады как разновидности мажора и минора (мы же называем дорйский лад дорийским минором), то тогда и микс на тонике дорийского  и миксолидийского своего рода мажоро-минор.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #12 : Марта 08, 2015, 19:34:12 »
Мажоро-минор - плавнее некуда:
Мажор: C Dm Em F G Am Bm-5(или G/B)
Минор: Cm Dm-5 Eb Fm Gm Ab Bb
Мажоро-минор: С Dm Eb Em F Fm G Gm Ab Am Bb Bm-5
Вы точно выразили мою мысль. Я это и имел ввиду.

А по поводу переходов в одноименный мажор из минора и обратно, здесь есть над чем подумать. Мне эта тема кажется очень интересной.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #13 : Марта 08, 2015, 21:54:26 »
мы же называем дорйский лад дорийским минором), то тогда и микс на тонике дорийского  и миксолидийского своего рода мажоро-минор.
Наверное, это так. Я, если честно, не знаю, правильно ли. Просто Мажор и Минор - это тонально-гармонические лады - то есть лады, на которых строится наша тональная система. А дорийский и прочие - это "мелодические" лады и, говоря ,что они минорные и мажорные мы подразумеваем условно их наклонение, а не гармоническую систему которую они образуют или точнее не образуют ввиду своей природы.
В общем тут как-то туманно...

Но между собой - да можно договориться считать это мажоро-минором. Но публиковать бы это  я бы не стал без углубленного изучения вопроса... Но это научный вопрос...


... и добавил:

Дмитрий, в общем, дело обстоит так.
Если у нас, например, имеется какой-то оборот полностью в мажорном ладу (сейчас неважно в каком), а следующий оборот в одноименном минорном ладу, то это называется ладовой модуляцией, то есть сначала кусок в мажоре, потом в миноре. Твой пример (при условии, что тоникой мы все-таки слышим Ля) больше подходит под под этот случай, как мне кажется.

А мажоро-минором называют взаимное проникновение аккордики мажора и минора, объединение ладов..
« Последнее редактирование: Марта 09, 2015, 02:29:24 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #14 : Марта 09, 2015, 06:33:55 »
Да, я понимаю, что надо разделять мажоро-минор и ладовую модуляцию, но грань очень тонкая и как определить с какого времени позиционировать "мелькание" ступеней м отклонение/модуляцию?
Я, кстати, литературу по теме нашел весьма скудную. )))