Автор Тема: Одноименный мажоро-минор.  (Прочитано 5149 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #15 : Марта 09, 2015, 08:21:42 »
А по поводу переходов в одноименный мажор из минора и обратно, здесь есть над чем подумать.
Наиболее гармоничный переход через мелодический минор.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #16 : Марта 10, 2015, 06:36:02 »
Да, я понимаю, что надо разделять мажоро-минор и ладовую модуляцию, но грань очень тонкая и как определить с какого времени позиционировать "мелькание" ступеней м отклонение/модуляцию?
Я, кстати, литературу по теме нашел весьма скудную. )))
Согласен, наверное, могут быть случаи, когда трудно отделить одно от другого...
Но, мне кажется, в большинстве случаев это очевидно. Прежде всего в мажоро-минорном обороте аккорды минора (низкие ступени) включены в систему мажора, образуя составной мажорный лад с низкими ступенями.
А в случае с ладовой модуляцией происходит смена одного лада на другой. То есть, типа, "вот оборот в мажоре с мажорной тоникой и аккордами мажорного лада, а вот  теперь оборот в миноре с минорной тоникой и аккордами минора".
Остается еще вопрос с ладовой модуляцией в случае различных мажорных ладов, например, вкраплении аккордов миксолидийского лада. Это не будет мажоро-минором, но можно ли считать появление низких ступеней - ладовой модуляцией или это просто обогащение мажора модализмами?...

Нужно рассматривать конкретные примеры.

Вот, например, в твоем выше приведенном примере содержится два оборота с разными тониками и ладами. Я считаю это ладовой модуляцией (хотя мой слух предпочел слышать все относительно одной мажорной тоники - Ре - в рамках примера после оборота G-A-D, IV-V-I  побеждает стабильный лад, так как натуральный мажор не зависит от формы. Плюс - кварот-квинтовые соотношения. Но модальные лады сильно зависят от формы и в рамках целой композиции можно "принудить" слух к принятию Ля тоникой.).
| Am   G |  D     | D    G |  A     ||
|AmG|D |- дорийский Ля минор
|D G | A |- Миксолидийский Ля мажор.
Получается тут два оборота, две тоники и нет объединения. То есть - ладовая модуляция, а не мажоро-минор.

А в Lithium аккорды минора встроены в мажор, как варианты 6 и 7 ступеней.
| D  F#m  | Bm G | Bb   C   | A C |
(D) I iii      vi   IV  bVI bVII  V bVII
(нажмите чтобы показать/спрятать)
В In My Head - Общая тональность - E мажор.
Куплет
  |E  | Cmaj7|C#m7| A6| (G)|
(E) I   bVI      vi      IV   bIII
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Free As the Bird
Куплет
| A  F#m | Fmaj7  E | A F#m | Dm E |  A  F#m | F  G | C Am  | Esus E |
(A) I  vi   bVI V   I   vi     iv    V    I    vi   bVI (bVII bIII i) V
                                                      (C)  IV  V  I   vi (a) V
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Думаю, в этих примерах о ладовой модуляции говорить не приходится (есть отклонение в До) - тоника - мажорный аккорд, а аккорды минора расширяют диатонику.

Eще пример мажоро-минора (куплет)
KISS "God Gave Rock'n'Roll To You"
(нажмите чтобы показать/спрятать)
|[ B F#/A# | G#m B/F# | E G A | B D F# ]|
|[ B F#/A# | G#m B/F# | E A | B B ]|

Еще пример мажоро-минора
George Harrison - I'd Have You Anytime
(нажмите чтобы показать/спрятать)
4/8|Gmaj7| % |Bbmaj7| % |Cm |3/8 Cm |G | Am | Em |4/8 D
(G) I+7            bIII+7       iv       iv    I       ii     vi        V

Пример одноименно-параллельного миноро-мажора
The Doors - Light My Fire
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Куплет (подстроил ~ на полтона)
|Am  |F#m|....
(a) i (A) vi

А вот здесь есть переход в одноименный минор во второй части (а в первой есть элемент мажоро-минора). Здесь конкретно ладовая модуляция.
Nuno "Fine by Me"
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Вот здесь много модуляций и отклонений (и мажоро-минора)
Aerosmith - What It Takes
(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Я, кстати, литературу по теме нашел весьма скудную. )))
Да вроде во многих учебниках и книгах по гармонии есть. У Бершадской, у Тюлина, у Мюллера, у Григорьева и тд. Даже в Бригадном - тема 49 "Мажоро-минорные системы".
Не говоря уж о том, что в наших темах  по анализу гармонии здесь на форуме все время приходится говорить о модальности и мажоро-миноре, так как мы анализируем поп/рок музыку.
« Последнее редактирование: Марта 10, 2015, 06:41:44 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #17 : Марта 10, 2015, 09:35:12 »
Хороший обзор по теме.

По поводу литературы я имею ввиду, что мажоро-минор еще как-то освещен, а ладовые модуляции не нашел вовсе. А что нашел, так и те касаются тональной системы (одноименный мажор/минор). Переплетения модальных ладов в теории не нашел (у нас).

Что касается определения модуляции и мажоро-минора, то ту тесть шероховатости, так как любой выход из системы (мажора) в минорную ступень уже дает ощущение минорности. Поэтому весь вопрос стоит в том на какое время происходит это отклонение. Если это "мелькание" одной нотки и обратно, то это не дает слуху полностью переключиться и выйти из тональности. Это воспринимается как легкий оттенок. А когда играются попеременно целые фразы, то тут уже ощущается смена лада явно. Это уже позиционируется как ладовая модуляция.

Конечно, для сочинения музыки это мелкие детали. Тут больше стоит вопрос в грамотном теоретическом определении и анализе.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #18 : Марта 11, 2015, 16:47:08 »
Кстати, гармонический мажор и мелодический минор тоже можно тогда отнести в мажоро-минору. В этих ладах вкрапление в мажор/минор ступеней одноименных ладов очевидно.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #19 : Марта 11, 2015, 19:36:36 »
Гармонические мелодические мажор и минор были исторически первыми шагами в сторону образования полного мажоро-минора.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #20 : Марта 12, 2015, 08:10:27 »
Да в теории это так и позиционируют. Но сейчас это рассматривается как самостоятельные лады и анализ идет не через мажоро-минор. Хотя на слух (в определенных условиях ) игра мажора и минора проявляется отчетливо.

... и добавил:

В первой части этого демо проявляется:

https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/newyear


... и добавил:

И, кстати, эти лады (на комбинации "мажорных" и "минорных" тетрахордов) были известны задолго до мажоро-минорной системы.

Но суть вопроса не в этом. Как проводить анализ гармонии |A   | Dm  | A   |  Это можно рассматривать как лад и как мажоро-минор (использование ступени минора в мажоре).
Судя по всему лад должен проявиться на всем протяжении муз, отрывка. А мажоро-минор может "гулять" и цеплять в мелодии ступени мажора-минора за пределами лада.
« Последнее редактирование: Марта 12, 2015, 10:24:56 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #21 : Марта 12, 2015, 13:29:12 »
Да в теории это так и позиционируют. Но сейчас это рассматривается как самостоятельные лады и анализ идет не через мажоро-минор. Хотя на слух (в определенных условиях ) игра мажора и минора проявляется отчетливо.
Все правильно, игра мажора и минора присутствует, но это еще не система одноименного мажоро-минора.


Цитировать
И, кстати, эти лады (на комбинации "мажорных" и "минорных" тетрахордов) были известны задолго до мажоро-минорной системы.
Вот именно. И поэтому тоже. Взаимопроникновение началось задолго до полного слияния и образования мажора-минора как диатонической системы (пишут 10-ти тоновой, но я считаю, как минимум 11-ти тоновой).

Цитировать
Но суть вопроса не в этом. Как проводить анализ гармонии |A   | Dm  | A   |  Это можно рассматривать как лад и как мажоро-минор (использование ступени минора в мажоре).
Я бы проводил, как субдоминату гармонического мажора. Но это не исключает наличие одноименного мажоро-минора.
То же самое с доминантой в миноре.

Цитировать
Судя по всему лад должен проявиться на всем протяжении муз, отрывка. А мажоро-минор может "гулять" и цеплять в мелодии ступени мажора-минора за пределами лада.
Вовсе необязательно - гармонические лады так же могут проявляться только в одном аккорде (например, на доминанте - V, viio в миноре).

Думаю, одноименный Mm проявляется прежде всего появлением аккордов на низких ступенях - bIII, bVI (bVII - в сочетании с другими признаками).
А также включением аккордики гармонических варианов  параллельных тональностей. Например Abm в До мажоре, т.е. C->c->Eb=Abm (S)

А вообще, думаю, некорректно сопоставлять отдельные лады и систему. Ведь эти лады входят в систему.
« Последнее редактирование: Марта 12, 2015, 13:32:11 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #22 : Марта 12, 2015, 16:02:47 »
Вообщем вывод из всего можно сделать такой: составляй любые комбинации, самые немыслимые последовательности (если сможешь все это превратить в благозвучность), а теоретически объяснить все это можно (если надо) через "параллельные гармонические ступени" ))) 

Оффлайн albertas

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8186
  • Репутация: +557/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #23 : Марта 12, 2015, 20:10:22 »
Теория теорией, а для практики... пытался поизучать понравившиеся произведения и скачки тональностей в них. Сотку дать боюсь, но вот на 95% такие "облачко на солнышко" или "просветлело" это - ни что иное, как гармональная база (если можно так сказать, имею ввиду ёнийскую параллель) идёт на малую терцию вниз, или вверх. Как-то нечаянно сам такое обнаружил, когда игрался с дубль-гармоническим минором, оказывается в Ц-дур вполне вписывается не только Gm7, но и Fm7, в котором уже присутствует минорный ми-бемоль

А если учесть, что "те, у которых нету способностей, попадают в рок группы" (нашёл тут у кого-то в подписи ;D), то связкой одноимённых дорийского и миксолидийского лада переполнен весь золотой рок - блюзрок, начиная AC/DC и ZZtop, заканчивая Лэнни Кравитцом, гансами и даже позже
« Последнее редактирование: Марта 13, 2015, 01:03:19 от albertas »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #24 : Марта 13, 2015, 00:59:21 »
Вообщем вывод из всего можно сделать такой: составляй любые комбинации, самые немыслимые последовательности (если сможешь все это превратить в благозвучность), а теоретически объяснить все это можно (если надо) через "параллельные гармонические ступени" ))) 
Ну дело ведь не втом, чтобы "составлять" или теоретически объяснить, а в том, чтобы это чувствовать и, типа, слышать. А чувствуешь, когда слышишь внутренние ладовые связи (или, наоборот - слышишь, когда чувствуешь)).

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #25 : Марта 13, 2015, 06:09:03 »
Для того, чтобы играть, конечно надо прочувствовать. Но иногда хочется четко теоретически обосновать то что играешь. Например найден интересный гармонический оборот, или даже написана пьеса, все звучит интересно, но трактовать это можно  по-разному.
Особенно это касается моментов когда происходит ладовая модуляция в пределах тональной гармонии.
Например, уход во фригийский лад на гармонии Am Em. С одной стороны Em это минорная доминанта,  с другой отклонение d Em фриг. Или часто на гармонии Am G F (к примеру) можно услышать остановку на G миксолидийского. То есть ты в тональности, но ощущается смена тонального центра и лада.
Вот тут сложности трактовки возникают и субъективная оценка ладового строения.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #26 : Марта 14, 2015, 08:49:55 »
Кстати, мажоро-минорная Free as a bird (в обработке) три года входит в мой репертуар как номер:



http://www.youtube.com/watch?v=wplxQBnqFOA#ws

Оффлайн albertas

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8186
  • Репутация: +557/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #27 : Марта 14, 2015, 11:44:22 »
Дмитрий Малолетов, Вам наверно привычно такое слышать и вообще такое говорят наверно больше не профессионалам, а любителям, которых тут на форуме процентов 99, но... ОФИГИЕННО!!!! :appl: :appl: :appl:

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #28 : Марта 14, 2015, 22:24:53 »
Сэнкс....))) Но тут не столько об исполнительстве, сколько о мажоро-миноре. Красивые гармонии (и мелодии на них) получаются.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
Re: Одноименный мажоро-минор.
« Ответ #29 : Марта 29, 2015, 22:36:11 »
Весь одноимённый мажор-минор, на примере C dur-moll (согласно учебнику гармонии):
1280857-0