Интересует история вопроса. Ведь в традиционной европейской музыке на законном основании существуют только натуральный мажор и натуральный, мелодический и гармонический минор(в этом могу ошибаться, поправьте если не так). Ну еще в фольклоре некоторых европейских народов используется пентатоника(кажется у ирландцев есть).
Насколько мне известно, в современную музыку лады проникли с легкой руки Майлса Девиса и Джона Колтрейна. Первым был все-таки Девис, кажется. А какими источниками пользовались они? Не проснулся же Майлс Девис однажды утром с идеей модального джаза.
Flamenco Sketches, записанная на Kind of Blue и звучащая для моего неискушенного уха наиболее "модально", наводит на мысль, что как раз фламенко могло быть одним из источников...
А что ещё? У кого из классических композиторов они это могли подслушать? Почему-то почти уверен, что Стравинский юзал лады, вряд ли он мог пройти мимо этого. Говоря "лады", я тут естественно имею ввиду именно древнегреческие лады.
Может Бах? Он ведь часто использует педальные ноты над которыми накручивается мелодическая линия. А это благодатная почва для модальных экспериментов. Но мое ухо не позволяет мне просто слушая музыку сказать, что тут звучит дорийский лад, а там миксолидийский. Правда музыка блэк-толкиенистов из Summoning у меня упорно ассоциируется с дорийским ладом, как и некоторые бравурно-средневековые мотивчики In Extremo. Я этого всего правда сто лет не слушал, но по памяти звучит как-то так по-дорийски.
Хотя, источником идей "модальности" вполне могла послужить не европейская, а как раз азиатская музыка. Колтрейн этим интересовался.
Но само то понятие о ладах в том виде и под теми названиями, что нам известны явно взято не у индусов.