А с какой ступени гаммы и на какую переходить вообще не принципиально? или есть какие-то устоявщиеся приемы?
Играйте, что хотите - боксы это один из вариантов представления "рабочих" нот на грифе. На самом деле никаких боксов в музыке нет - это гитарно-визуально-аппликатурная иллюзия, позволяющая произвольно манипулировать этими "рабочими" нотами.
Но в контексте ваших удивительных вопросов можно отметить, что соседние боксы имеют общие ступени. ))
А Общая Теория Грифа (смайл) говорит следующее.
Интервально-ступеневые* формулы для пентатоникиЕсли построить от каждой ступени, например, минорной пентатоники (1 b345 b71 или "A cde gA") интервал вверх до соседней ступени, то получим 5 пар нот- интервалов, которые на одной струне можно представить, как
1t_b3s_4s_5t_b7s , где t - малая терция, а s - большая секунда.
Тогда универсальная формула абстрактного бокса будет выглядеть так:
[5t, 1t, 4s, b7, b3; ] или [eg,Ac,de,gA,cd]
Любой из 5ти боксов - это фрагмент такого интерступенного паттерна от одной из ступеней:
(тут надо обратить внимание на удобное ядро из больших секунд 4s, b7, b3;(de,gA,cd) за которым следуют две малые терции 5t, 1t, (eg,Ac,)
Струны | |Bох1 | |Boxb3 | |Box4 | |Box5 | |Boxb7| |
1:____ | |_1t, | |_b3s, | |_4s | |_5t | |_b7s, |
2:____ | |_5t, | |_b7s | |_1t, | |_b3 | |_4s, |
3:____ | |_b3s; | |_4s, | |_5t, | |_b7s, | |_1t, |
4:____ | |_b7s, | |_1t, | |_b3, | |_4s, | |_5t, |
5:____ | |_4s, | |_5t, | |_b7s, | |_1t, | |_b3 |
6:____ | |_1t, | |_b3, | |_4s, | |_5t, | |_b7s, |
где { _ } движение по одной струне
{,} кварта ↑, то есть при квартовом соотношении - следующая пара начинается на другой струне на том же ладу
{;} большая терция \ , сдвиг влево на один лад (при переходе с 3й на 2ю струну сдвига нет, так как там между струнами не кварта, а б.терция)
{,,,} квинта → - сдвиг вправо на два лада - это нужно для построения диагональных боксов пентатоники, которые объединяют по три бокса - вот вам и переходы ))
Двигаясь горизонтально по строчке вы переходите из одного бокса в другой на одной струне, двигаясь по столбцам вы перемещаетесь со струны на струну внутри бокса.
Можно заметить, что в любом боксе паттерн один и тот же, только начинается от разных ступеней.
Паттерн диагональной аппликатуры включает две струны и повторяется со сдвигом через октаву:
[b7s, b3s_4s,] = [gA,cd_de,]- здесь ценность в том, что паттерн состоит только из больших секунд, которые удобно играть 1 и 3 пальцами, делая слайды между соседними парами...о! - интерступеней.
Также пары b3s_4s (cd_de), можно представить как мажорный трихорд b3M (cde)
[b7s, b3M,,,] [gA,cde,,,]
Всего два однотипных диагональных бокса - от 6 и 5 струн, которые объединяют все боксы (и аккордовые формы, если что):
Струны | |Boxb7 | |Bох1 | |Boxb3 | |Box4 | |Box5 | |Boxb7| |
1:____ | |_____ | |_____ | |_b3s; | |~4s | |_____ | |_b7s |
2:____ | |_____ | |_____ | |_b7s | |_____ | |_b3s; | |~4s, |
3:____ | |_____ | |_b3s; | |~4s, | |_____ | |_b7 | |_____ |
4:____ | |_____ | |_b7s, | |_____ | |_b3s | |~4s | |_____ |
5:____ | |_b3; | |~4s, | |_____ | |_b7s | |_____ | |_____ |
6:____ | |_b7s, | |_____ | |_____ | |_____ | |_____ | |_____ |
Shift B: | SBox1 | ~~~~ | ~~~~ | SBox2 | ~~~~ | ~~~~ |
____
***здесь на схеме условный квартовый строй без сдвига с 3й на 2ю.
... и добавил:Да, еще интервально-ступеневая формула паттерна* для (мажорной) пентатоники по три звука на струне
[1M;3ts,6ts,2st,5st,]
_________
* интервально-ступеневая или интерступенная формула (с) - вот и термин придумался для системы. Историческое событие! 19.04.21 ))
** интер-
(лат. inter между, среди, взаимно) приставка, означающая: расположение между структурами, соединение, взаимодействие между ними; соответствует русским "между", "среди", "взаимно".
Междуступенье ))