Двенадцатиступенный лад - суть европейской музыкальной культуры. Сие есть несовершенство, ибо чтобы получитиь замкнутость по квинтово-квартовым интервалам надо сужать квинты и расширять кварты. И.-С. Бах имел в ввиду не равномерно-темперированную темперацию, где все просто математически исходя из корня 12 степени из двух, а хорошо-темперированную.
Это была совершенно неравномерная темперация, близкая к равномерной, но не то. Как Бах настраивал клавесин до сих пор непонятно, он настраивал его минут за 20. Не было тогда профессиональных настройщиков. Лады на струнных щипковых были передвижные из жил, вернее из кишок. Можно было сдвигать, было несколько разновидностей узлов, лады не врезались, как в современных гитарах. Это применялось на барочных гитарах и лютнях, исходя из практики применения церковных ладов, от коих остались мажоро-миноры всего-то. Играли в ограниченных тональностях, у Луиса Милана множество церковных ладов применяется, ну скажем еще у Франсиско Герау. Звучало гораздо круче современной равномерной темперации.
Эти табулатуры сейчас есть в свободном доступе, только никто толком не может сыграть.
Старинные мастера пользовались правилом деления 18/17, что давало более точные результаты, принимая во внимание давление пальцев на струны.
Есть работа на эту тему Mark Lindley
http://www.worldcat.org/title/lutes-viols-and-temperaments/oclc/9371207У меня она есть, там рассмотрены ошибки, скажем Мерсенна или Роберта Доуленда (сына великого лютниста) по расположению ладов.
Были и гитары с врезными ладами, т.н. Guitarra Battente, на которой "бренчали", у нее были металлические струны, ибо они сминали жилы.
Видел фото современных электрогитар со сменными ладовыми накладками неравномерной темперации, кое-кто занимается сиим вопросом.
Насчет неравномерной темперации следует обращаться к индусам и мусульманам.