Прошу прощения у чайника с его "гаммами Сеговии" - это сообщение сразу пропускай!
Логически не понимаю, как связаны гаммы и доминанты.
Нужно это в онтогенезе, филогенезе и морфогенезе рассматривать

Объясняю. Названия ступеней в гамме, цитирую:
In ascending order, the technical
names of the major scale degree are:
"1st degree – (I) – The tonic
2nd degree – (II) – The supertonic
3rd degree – (III) –The mediant
4th degree – (IV) –The subdominant
5th degree – (V) – The dominant
6th degree – (VI) –The submediant
7th degree – (VII) –The leading note or tone
8th degree – (VIII) – The tonic (Octave)."
То есть данные названия уже есть на уровне гаммы.
Аккорды на этих ступенях называются также.
И так же называются функции.
Но функции не всегда работают. Гармонические функции, конечно, более важная вещь, чем какие-то названия ступеней. Поэтому эти слова "доминанта тоника" у нас связываются больше с функциями.
Если мы подряд нажимаем все белые клавиши(гамма) , то это не ля минор и не до мажор. Там нет тоник ля и до.
Нет тоник — нет доминант.
Ну, это абстракция. И что значит "подряд"? С какой начинаем, какой заканчиваем? В каком ритме?
Музыкальный слух иначе не работает, будет исходить из обстоятельств, ему нужен контекст и какую-нибудь тонику (центральный элемент) придумает. Либо надо быть очень пьяным... Но это пограничное состояние.
Но проще сразу запомнить некоторые постулаты:
Вот "постулаты" я не совсем понял.
1 минор от мажора ничем не отличаются (ля минор до мажор например)
Как это так? Много чем отличаются. Вот же сам написал:
"Для понимания сути отличия минора от мажора, такая запись может и полезна."
Сути отличия!!
Я понимаю, что они построены на основе одного интервального шаблона от разных звуков, называемого "звукорядом".. Но сказать, что они ничем не отличаются - это какой-то узконаправленный взгляд, требующий уточнений.
2 таких "неотличающихся" есть 12 штук
Эта фраза так сформулирована, что ничего непонятно. Число 12 намекает на 12 нот. Но если считать энгармонизмы, то нот больше. А еще мажор и минор...
Ок, опять-таки имеются ввиду 12 звукорядов или 12 мажорных "шкал", 12 шаблонов, расположенных на разной высоте.
3 есть гармонический и мелодический минор с повышением одной-двух ступеней
4 есть гармонический и мелодический мажор с понижением одной-двух ступеней
А почему здесь логика с мажоро-минором не работает, ведь, например, звукоряд Ми мажор мелодический = А минору мелодическому?

5 есть еще пара десятков экзотических тональностей, которые собрал в своей книге наш пользователь Crusader.
Что за "экзотические тональности"? Он вроде про гаммы что-то говорил. Может я забыл...
Вообще, для теоретического изучения структур звукорядов лучше мыслить комбинациями тетрахордов, а для практического освоения - набором трихордов.
А потом смотреть всякие диагональные аппликатуры, типа Сеговии. Хотя всё зависит от целей и задач. Классику, наверное, достаточно "аппликатур Сеговии".
... и добавил:Мне нравится понятbе "Key", значение которого англоязычная теория, кажется забыла и отождествляет с тональностью. Но зачем два термина на одно явление? Зато есть объект, который потерял свое название - это как раз тот самый исходный "мажорный" звукоряд, из которого проистекают остальные "modes" - особые режимы работы этого звукоряда. Как написал Мистер Михалыч - белые клавиши, то есть keys. Я считаю, что изначально Key - это и был базовый набор нот/клавиш - из которого проистекали моды, а потом сформировались тональности.
... и добавил:Оффтоп, конечно...
... и добавил:
К сожалению, у этой приколюхи есть один большой минус: она работает только от ноты "До", то есть какие ноты ни нажимай, программа все равно расценивает это как вариации какого-то аккорда от тоники "До". Все остальные тональности придется прикидывать в уме
Моя астролябия (звукорядометр) лучше. При чем он аналоговый, то бишь ламповый, придуман задолго до всяких айрингов.