Автор Тема: Помогите с отклонением в другую тональность  (Прочитано 8973 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
И еще вариант с намеком на Колтрейна))):  Dm9 - Eb9 - Abmaj7 - B7 :)
если разобрать
Dm9 тоника Dm
Eb9 тритоновая замена к A7 (доминанте Dm) он же Домининта к Abmaj7
Abmaj7 получается тоника в которую разрешились и доминнатсепт аккорда
а связка Abmaj7 - B7 как объясняется?

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
 Есть т.н. "Замены Колтрейна" или "шаги Колтрейна". Суть в том,  что октава делится на 3 равных части - т.е. на большие терции. И тональные центры гармонии соответственно распологаются через большие терции. Хрестоматийный пример - Giant Steps, в которых есть как бы 3 тональности - Hdur, Gdur и Ebdur. (всю гармонию приводить не буду - кто интересуется без труда ее найдет сам)
 На это принципе основаны многие другие темы Колтрейна - Satellite, Countdown, 26-2...
В основе многих тем Колтрейна лежат его регармонизации уже существовавших на тот момент джазовых тем - так к примеру Coundown соответсвует тема Дэвиса Tune Up, а 26-2 - это модифицированная версия темы Паркера Confirmation..
 Рассмотрим поподробней Countdown. Первые 4 такта у Дэвиса представляют собой стандартный оборот II- V-I:
  I Em7 I A7 I Dmaj7 I Dmaj7 I
 У Котрейна этот оборот приобретает следующий вид:
  I Em7 F7 I Bbmaj7 Db7 I Gbmaj7 A7 I Dmaj7 I
 Т.е. в этом обороте появились отклонения в тональности Bbdur и Gbdur - всего имеем 3 тональных центра, расположенных через большие терции - D - Gb - Bb
  Соответсвенно у Колтрейна часто можно наблюдать связки аккордов типа - Bbmaj7-Db7 или Gbmaj7-A7 или как в Giant Steps  - Hmaj7 - D7...
  Именно эту связку я использовал в том варианте модуляции, что и дало повод упомянуть Колтрейна :), хотя конечно, строго говоря замен Колтрена там нету.
 Сорри, если что-то непонятно написал или некорректно выразился - я не теоретик :)


Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Фактически последовательность:
Dm9 - Eb9 - Abmaj7 - B7
Это то что я предлагал самым первым вариантом:
В любом месте берем доминанту E минора H7  и поехали дальше по Е минору.
У Колтрейна так называемая сопоставительная модуляция.
Это когда производится модуляция в другую тональность без подготовки и без переходных связок.
Tune Up Девиса:
I Em7 I A7 I Dmaj7 I Dmaj7 I Dm7 I G7 I Cmaj7 I Cmaj7 I Cm7 I F7 I Bbmaj7 I Bbmaj7 I Em7 I A7 I Bbmaj7 I Em7 A7 I
 тоже пример таких модуляций, но там идет понижение на тон (D мажор=>C мажор=>Bb мажор) т.е. на два знака, а в шагах колтрейна на 4 знака т.е. максимально удаленные друг от друга тональности.
Кстати Связка 12-13 такт I Bbmaj7 I Em7 I A7 I Это получается и есть Шаг Колтрейна только написанный Девисом еще до Колтрейна :)


Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
...
Кстати Связка 12-13 такт I Bbmaj7 I Em7 I A7 I Это получается и есть Шаг Колтрейна только написанный Девисом еще до Колтрейна :)



 ну да, соотношение тональных центров - большая терция. Но я не уверен, что здесь правомерно использовать понятие "шаги Колтрейна" :)
 хотя возможно.. Думаю, присутствующие здесь люди, хорошо разбирающиеся в теории скажут точно)
меня больше занимает практический момент применения всего этого) А как это правильно назвать для меня дело уже второстепенное)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
26-2 - это модифицированная версия темы Паркера Confirmation..
Nothing Personal, а можете выложить ноты темы 26-2, если есть по рукой?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
меня больше занимает практический момент применения всего этого) А как это правильно назвать для меня дело уже второстепенное)
В принципе для меня практический момент тоже важнее теории. Вернемся к последовательности предложнной Вами
Dm9 - Eb9 - Abmaj7 - B7
Чисто практический вопрос каким ладом обыгрывать связку Abmaj7 => B7?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
насчет колтрейновских шагов
http://en.wikipedia.org/wiki/Coltrane_changes
The standard substitution

Although "Giant Steps" and "Countdown" are perhaps the most famous examples, both of these compositions use slight variants of the standard Coltrane changes (The first eight bars of "Giant Steps" uses a shortened version that doesn't return to the "I" chord, and in "Countdown" the progression begins on the IIm7 each time.). The standard substitution can be found in the tune "26-2" (a re-harmonization of Charlie Parker's "Confirmation") and on Coltrane's arrangement of the standard "But Not for Me."

Цитировать
Чисто практический вопрос каким ладом обыгрывать связку Abmaj7 => B7?
Нет общего лада, здесь происходит смена тональности.

Оффлайн Яков умный

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
    • сервер перегружен
посмотришь тут ваши обсуждения, а потом заглянешь в раздел демо и думаешь "А где же все эти люди, знающие музыкальную теорию?"  :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
посмотришь тут ваши обсуждения, а потом заглянешь в раздел демо и думаешь "А где же все эти люди, знающие музыкальную теорию?"

Видимо, эти люди не нуждаются в обсуждении своей игры на гп и в прочих виртуальных "забавах".

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
 Nothing Personal, а можете выложить ноты темы 26-2, если есть по рукой?


 - Могу) Я, правда никогда не сохранял отдельную страницу из pdf документа, поэтому получилось не в самом лучшем виде)))* 26-2.rar (277.74 КБ - загружено 72 раз.)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Nothing Personal, спасибо, хорошо

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Тогда получается, что они просто не выделяют двойную доминанту ( доминанту к доминанте) как особый "класс".
Нет, любая доминанта не от тоники называется "двойной доминантой".
То же самое происходит и с побочной субдоминантой (субдоминантой не к тонике, а к другой ступени) - ее называют "дубль-субдоминанта" или "удвоенная субдоминанта".

А как насчет "альтерированной субдоминанты"?
В смысле, аккорда субдоминантовой функции с альтерированным основным (или другим) тоном, или аккорд у которого из-за альтерированности того или иного звука (например, терции) меняется лад?

И как рассценивается мажорное трезвучие на второй ступени мажора? Например в таком последовании:
C-D-F-C
Аа... теперь понятен и прошлый вопрос... :)
Расценивается как аккорд субдоминантовой функции с повышенным терцовым тоном - достаточно характерный нюанс для соединений аккордов субдоминантовой функции с каденционными (I, IV, V) аккордами или кадансовым квартсекстаккордом (I6/4). Кстати говоря, этот аккорд, также, расценивается как двойная доминанта (доинанта к доминанте). С другой стороны, оставаясь аккордом субдоминантовой функции, трезвучие второй ступени, по большому счету, не употребительно в соединении II-IV, потому что, само по себе, считается усиленным заменителем субдоминантового аккорда. Соединение II+3 -> IV может выглядеть естественно только в случае попытки разрешения в доминанту.
Поэтому, на мой взгляд, последовательность была бы правильней в виде: C-D-F-G(7)-C.

А не могли бы написать подобный список современной литературы по гармонии, (англоязычной), книг, которыми Вы пользовались в Израиле и Беркли?
Насчет литературы.
В Израиле преподаватели весьма неохотно рекомендовали литературу, поэтому, перечислить я, по большей части, могу то, чем пользовался по собственной инициативе и то, что давалось в Беркли (хотя, там, тоже больше были практические занятия и конспектирование, чем пользование литературой).
Итак:

1. Harmony through melody: the interaction of melody, counterpoint, and harmony in Western music / Charles Horton and Lawrence Ritchey.

2. Harmonic experience: tonal harmony from its natural origins to its modern expression / W.A. Mathieu

3. Advanced harmony: theory and practice / Robert W. Ottman

4. Bach: chorale harmonization and instrumental counterpoint / Malcolm Boyd

5. The harmony of the world /by Johannes Kepler

Это то, что первое пришло на ум...
« Последнее редактирование: Июня 23, 2009, 22:43:40 от Аэд »

Оффлайн Page Hendrix

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5690

Видимо, эти люди не нуждаются в обсуждении своей игры на гп и в прочих виртуальных "забавах".
Ох,да лана,хотя б ради прикола что-нить кинули новичкам поучиться ;)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Ох,да лана,хотя б ради прикола что-нить кинули новичкам поучиться ;)
Эту тему я закрыл (для себя) на ГП в 2002, когда от меня требовали доказательств "права говорить что-то умное", тратить опять время ради чьего-то прикола не вижу смысла - это будет происходить постоянно с приходом новичков. А новичков я учу на работе. Обсуждение гармонии - это для меня не пустой треп, а имеет конкретный прагматический смысл.
« Последнее редактирование: Июня 23, 2009, 22:42:59 от eye »

Оффлайн Page Hendrix

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5690
eye, Так ты б хоть намекнул где искать "закрытую тему" с твоим участием,а то заинтриговал,а информации не дал :( ???