Автор Тема: Помогите с отклонением в другую тональность  (Прочитано 9013 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Аэд, Спасибо за список.
Цитировать
Поэтому, на мой взгляд, последовательность была бы правильней в виде: C-D-F-G(7)-C.
Ну вот, вы тоже говорите "правильная" последовательность.
Да, действительно, я хотел сначала с доминантой написать, но потом передумал, так как для стиля, который имелся ввиду это менее характерно, там предпочитают плагальность, ладовые краски и избегают
прямолинейности доминант.
Это, например, Beatles "Eight Day the Week"(_http://www.youtube.com/watch?v=QOh4Q5eMcto) или "Isn't It A Pity" Харрисона(_http://www.youtube.com/watch?v=viYrVAGdKdk). Часто этот оборот играется на тонической педали или I46-II6-IV-I6.
Цитировать
В смысле, аккорда субдоминантовой функции с альтерированным основным (или другим) тоном, или аккорд у которого из-за альтерированности того или иного звука (например, терции) меняется лад?
Я имел ввиду давний спор между питерской и московской консами - считать ли мажорный аккорд (35 или7) двойной доминантой или альтерированной субдоминантой.

... и добавил:

Цитировать
любая доминанта не от тоники называется "двойной доминантой".
Мне кажется secondary dominant было бы корректнее переводить не "двойная" (т.е. доминанта к доминанте), а "вторичная" доминанта или побочная. В любом случае, получается, что отечественная теоретическая мысль пошла дальше, выделив в отдельную группу доминанту к доминанте (за что спасибо от блатных, романсовых, советских эстрадных, "шансонных", бардовских и прочих "трехаккордных" композиторов ))

Кстати, как функционально трактуется уменьшенный в обороте  iii7 - biiio - ii7 - V7 (Em7-Ebo-Dm7-G7)  ?
« Последнее редактирование: Июня 24, 2009, 00:26:46 от eye »

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Аэд, Спасибо за список.Ну вот, вы тоже говорите "правильная" последовательность.
Да, действительно, я хотел сначала с доминантой написать, но потом передумал, так как для стиля, который имелся ввиду это менее характерно, там предпочитают плагальность, ладовые краски и избегают
прямолинейности доминант.
Это, например, Beatles "Eight Day the Week" или "Isn't It A Pity" Харрисона. Часто этот оборот играется на тонической педали.
Ну, собственно, я и исходил не из стилистических особенностей, а из общих гармонических принципов.

Я имел ввиду давний спор между питерской и московской консами - считать ли мажорный аккорд (35 или7) двойной доминантой или альтерированной субдоминантой.
Странный спор.
Део в том, что этот аккорд является и тем и другим одновременно и в этом нет ничего особенного. Его функция зависит от того куда разрешается этот аккорд. Если он разрешается в доминанту, что, как я уже сказал выше, допускает ход II+3 -> IV..., то представляется как двойная доминанта, а если в кадансовый квартсекст, скажем, или в т.35, - то как альерированная субдоминанта. Впрочем, надо сказать, что последнее время на западе этот аккорд все чаще предпочитаю представлять в виде двойной доминанты.

Насколько мне известн, питерская консерватория придерживается принципов гармонии Р.Корсакова, которая, в свою очередь, ближе к канонической гармоии Баха, в отличие о московской консы, в которой изучается гармония ЧАйковского - больше основанная а славянской музыке.

Оффлайн Clemenza Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
Охххх! Чет я вообще тупой :(, почти ничего не понятно. Может быть кто поркомендует книгу (или в инэте), где есть материал по теории. А то я даже не знаю что такое sus и чем он отличается add....

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Охххх! Чет я вообще тупой :(, почти ничего не понятно. Может быть кто поркомендует книгу (или в инэте), где есть материал по теории. А то я даже не знаю что такое sus и чем он отличается add....
sus - это сокращение слова "suspended" - "задержанный"
add - сокращение слова "added"
Их различие заключается в том, что первый содержит вместо обычного терцового тона "чужой" звук, оставшийся от предыдущего аккорда, последний же представляет собой обыкновенный аккорд (трезвучие, септ или еще какой-то), к которому добавлена какая-либо нота, находящаяся от основного тона на расстоянии интервала, указанного цифрой после слова add_. Например, в принятой у гитаристов буквенно-цифоровой системе обозначений аккордов принято писать C6 и называть это "секстаккордом", хотя, на самом деле, это трезвучие до мажора, к которому добавили сексту и правильное его написание - C add6.


... и добавил:

Мне кажется secondary dominant было бы корректнее переводить не "двойная" (т.е. доминанта к доминанте), а "вторичная" доминанта или побочная.
Безуслово, но дело в том, что я, говоря об этом явлении, перевожу термин не с английского, а с иврита, терминология которого мне, наравне с русской, привычнее, учитывая еще и то, что мое образование, проходившее на английском языке было гораздо короче, чем на иврите и на русском. На иврите этот термин звучит как "доминанта кфулА" или "мухъпэлет", что означает (дословно) "умноженная" или, - "удвоенная" - по более частой семантике этого слова.
А вообще, наиболее правильное название для доминанты ступеней, кроме V, - это действительно побочная доминанта.

В любом случае, получается, что отечественная теоретическая мысль пошла дальше, выделив в отдельную группу доминанту к доминанте (за что спасибо от блатных, романсовых, советских эстрадных, "шансонных", бардовских и прочих "трехаккордных" композиторов ))
Нет, насколько мне известно, как раз получилось наоборот - побочные доминанты - более позднее избретение, нежели двойная доминанта (DD).

Кстати, как функционально трактуется уменьшенный в обороте  iii7 - biiio - ii7 - V7 (Em7-Ebo-Dm7-G7)  ?
Как доминанта bVI и явный признак одноименного мажоро-минора.
« Последнее редактирование: Июня 24, 2009, 19:43:14 от Аэд »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
На иврите этот термин звучит как "доминанта кфулА" или "мухъпэлет", что означает (дословно) "умноженная" или, - "удвоенная" - по более частой семантике этого слова.
Думаю, по идее, их теоретическая мысль и терминология должна быть основана на заимствованиях из источников имеющих более глубокие научно-музыкальные традиции. Государству всего ~60 лет (это к тому, что не было своей научной и образовательной системы), а национальная муз.культура, насколько я понимаю, более модальна, чем тональна (может я заблуждаюсь?). Так же, как наша терминология состоит из заимствований в области, например, информатики.
В общем-то и американцы в музыкальной теории ушли не далеко, они по природе более практики и в принципе предпочитают быть независимыми от Старого Света - не прочь выдумать свой "велосипед".

Так что я более склонен доверять нашим и европейским авторам (это также к реплике об отличиях в "остальном мире")

Цитировать
В Израиле преподаватели весьма неохотно рекомендовали литературу
Что характерно ))
Цитировать
5. The harmony of the world /by Johannes Kepler
Да, глубоко копают, если музыкальную гармонию изучают по работам астронома )))
Не знаю, что и думать...

Цитировать
Как доминанта bVI
Как-то непонятна эта побочная доминанта bVI в стандартной последовательности.
Цитировать
и явный признак одноименного мажоро-минора.
Имелся ввиду, наверное, признак одноименного минора? Но почему "явный признак"?

Почему не трактовать этот уменьшенный, как, например, альтерированную субдоминанту (D#o) с последующей дезальтерацией (ну или DD)?

И еще добавлю насчет термина "ладовая переменность", сейчас попалось даже в заголовке:

... и добавил:

А вот нашел объяснение этой последовательности в каком-то учебнике Беркли (Barrie Nettles - HARMONY 3)
Имхо, довольно беспомощное объяснение, ничего не объясняющее по сути, как я и говорил - скорее практическое. Типа, если не секондари доминант, то, ну, просто так получилось... в результате хроматического голосоведения.
« Последнее редактирование: Июня 24, 2009, 23:42:59 от eye »

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Думаю, по идее, их теоретическая мысль и терминология должна быть основана на заимствованиях из источников имеющих более глубокие научно-музыкальные традиции.
Насчет терминологии я уже сказал выше, а что касается теоретической мысли, то на курсах классической гармонии изучаются каноны баховской гармонии.

Государству всего ~60 лет (это к тому, что не было своей научной и образовательной системы), а национальная муз.культура, насколько я понимаю, более модальна, чем тональна (может я заблуждаюсь?).
На самом деле, образовательная система у нас постарше, чем гос-во, т. к. большая часть ВУЗов основывалась задого до его становления, о заимствования, разумеется, есть.
Насчет музыкальной культуры, по большей части Вы правы, т. к. еврейская музыка (древняя) неотделима от языка и, соответственно, строится на основе собственных ладов.

Так что я более склонен доверять нашим и европейским авторам (это также к реплике об отличиях в "остальном мире")
Реплика относилась к различию в графическх обозначениях - не стоит передергивать.

Что характерно ))
Чем же?
Неохотно рекомендуют потому что у нас в обучении предпочтение отдается методике, при которой человек конспектирует материал на лекции и, соответственно лучше его запоминает. Это касается любой специальности. В музыке же, если сейчас посмотреть мои конспекты за 3 года, там наберется от силы 10-20 страниц текста, остальное - ноты и схемы. Вероятно, по той же причине музыкальных учебников на иврите почти нет. У нас, кстати, и языки так учат - люди сначала учатся говорить на языке, а потом уже изучают его грамматику т. п.

Да, глубоко копают, если музыкальную гармонию изучают по работам астронома )))
Не знаю, что и думать...
Вы спросили литературу по которой я занимался и я вам дал первые пять названий из библиографического списка который находится в сохранившейся с тех времен тетрадке. Правда, должен сказать, что я без понятия к какому курсу относится эта книга (равно как и не читал ее - ориентировался по названию), т. к. пометок я не делал, только названия и авторы. :)

Как-то непонятна эта побочная доминанта bVI в стандартной последовательности. Имелся ввиду, наверное, признак одноименного минора? Но почему "явный признак"?
Что ж непонятного?
Неужели система мажоро-минорного лада Вам не известна? - Обогащение мажора за счет привнесения  него ступеней и, соответственно, аккордов одноименного минора.
Ну, насколько мне помнится из курса гармонии, трезвучие bIII было, фактически, вторым аккордом, который, вслед за своей тоникой bVI вошел в мажор.

Почему не трактовать этот уменьшенный, как, например, альтерированную субдоминанту (D#o)
Потому что bIII и #II - две разные вещи, как энгармонически, так и функционально.

с последующей дезальтерацией
Скорее наоборот.

(ну или DD)?
Каким образом третья ступень, пусть даже и пониженная может выступать в качестве двойной доминанты (доминанты к доминанте)?


Вот, нашел:
Абызова Е. А. Гармония:

Цитировать
Одним из ранних и наиболее употребительных аккордов мажоро-минора явилась гармония параллели к минорной субдоминанте bVI.
...
bVI "привлекло" свою доминанту - bIII...
« Последнее редактирование: Июня 25, 2009, 01:41:55 от Аэд »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Аэд
Цитировать
Реплика относилась к различию в графическх обозначениях - не стоит передергивать.
Извините, я передергивать не хотел, видимо немного забыл контекст. Тем не менее в мире вообще не существует единого стандарта в графических обозначениях, поэтому не стоит разделять нас и остальной мир.

Цитировать
Как доминанта bVI и явный признак одноименного мажоро-минора.
Цитировать
Вот, нашел:Абызова Е. А. Гармония: Одним из ранних и наиболее употребительных аккордов мажоро-минора явилась гармония параллели к минорной субдоминанте bVI. ... bVI "привлекло" свою доминанту - bIII...

Вообще мажорное доминантовое трезвучие(или 7-аккорд) (о чем пишет Абызова)  и уменьшенный 7-акк - две большие разницы (это все равно, что утверждать, что Go(Gdim) является доминантой к До - Вы ведь сказали, Ebo доминанта к Ab (да?).

Цитировать
Неужели система мажоро-минорного лада Вам не известна?

Известна. Просто в данном контексте, когда обсуждался отдельный аккорд, фраза прозвучала не совсем корректно, имхо.
Ну, как бы, если в До мажоре при наличии аккорда Ля минор(с какой-то степенью тоникальности) мы бы стали говорить о признаках параллельного мажоро-минора. Я думаю в таком контексте правильнее сказать о Ля миноре "это аккорд параллельного минора", а не "это аккорд параллельного мажоро-минора". А вот если мы рассуждаем абстрактно о мажоро-минорных системах, то, конечно, корректно перечислить - одноименный мажоро-минор, паралелльный или там, однотерцовый. Но это тонкости восприятия языка, поэтому - здесь имхо, настаивать не буду.

Но самое главное - я говорил о уменьшенном септаккорде на bIII - я думаю в одноименном миноре (да хоть и в одноименном мажоро-миноре)) нет уменьшенного на третьей. (Кстати, объединенный мажоро-минор можно считать диатоникой? ))

Цитировать
Каким образом третья ступень, пусть даже и пониженная может выступать в качестве двойной доминанты (доминанты к доминанте)?
Например, как обращение #IVo (F#o(f#-a-c-eb)
Но я предпочитаю все-таки говорить об альтерированной субдоминанте II7(#1#3)

Вот что пишется в учебнике Тюлина - Привано
"§ 2. Уменьшенный субдоминантный септаккорд
Из альтерированных субдоминант наиболее употребительны уменьшенные II65 и II43. Уменьшенный субдоминантный септаккорд образуется при двойной альтерации — повышении терции и основного тона.
...
Следует обратить особое внимание на то, что в музыкальной литературе уменьшенный субдоминантный септаккорд обычно нотируется несколько иначе: повышение II ступени (ре#) заменяется понижением III ступени (миb) ...
Таким образом, он энгармонически приравнивается вводному уменьшенному септаккорду тональности доминанты и приобретает значение побочной (двойной) доминанты, в которой малая септима (миb) тяготеет в квинту доминантного трезвучия...
Однако при разрешении уменьшенного септаккорда в I64 в терцовый тон лада тяготеет повышенная II ступень (ре#), а не пониженная III ступень лада (миb). В художественной практике не зафиксировалось это функциональное различие энгармонически равных аккордов и установилось одинаковое их нотирование (посредством понижения терцового тона) и в тех случаях, когда альтерированный неустой  (ре#) явно разрешается в терцовый устой (ми)."

И еще из учебника Мясоедова:
"Особое место занимает альтерированная S в условиях дезальтерации (Sальт - S). Снижение функциональной активности в таких оборотах восполняется эффектом красочности, вызываемым необычностью, некоторой неожиданностью..." и тд. И:
"Если в IV# в субдоминантовый аккорд входит альтерированная II#  (II7#3,#1) или хроматически измененная IIIb (IV7#1,b7)б они переходят соответственно на ступень вверх или вниз: II# - в III ступень, IIIb - во II."

Цитировать
-"с последующей дезальтерацией"
Скорее наоборот.
Почему, если Ebo - Dm7 -G7 = Salt - Sii - D7 ?

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Вообще мажорное доминантовое трезвучие(или 7-аккорд) (о чем пишет Абызова)  и уменьшенный 7-акк - две большие разницы (это все равно, что утверждать, что Go(Gdim) является доминантой к До - Вы ведь сказали, Ebo доминанта к Ab (да?).
Да, теперь понятно. Это опять же, издержки обозначений.
Обозначение уменьшенного септаккорда кружком совершенно вылетело у меня из головы - мне привычнее обозначение __dim. Соответственно, я расценил этот аккорд, как уменьшенное трезвучие... правда, меня насторожило наличие bV в этом аккорде, но я отнес это к особенностям стиля.)))

Известна. Просто в данном контексте, когда обсуждался отдельный аккорд, фраза прозвучала не совсем корректно, имхо.
Ну, как бы, если в До мажоре при наличии аккорда Ля минор(с какой-то степенью тоникальности) мы бы стали говорить о признаках параллельного мажоро-минора. Я думаю в таком контексте правильнее сказать о Ля миноре "это аккорд параллельного минора", а не "это аккорд параллельного мажоро-минора". А вот если мы рассуждаем абстрактно о мажоро-минорных системах, то, конечно, корректно перечислить - одноименный мажоро-минор, паралелльный или там, однотерцовый. Но это тонкости восприятия языка, поэтому - здесь имхо, настаивать не буду.
Нет, тут дело не в издержках языка, т. к. переводя дословно эти термины, мы получаем "тождественный минорный мажор" и "параллельный минорный мажор", дело не в этом.
Я думаю, что Ваш пример не совсем точен, т. к. ля минорное трезвучие в натуральном до мажоре присутствует в любом случае, а вот bVI о котором я говорил - это аккорд пришедший из гармонического мажора...
Но, в общем, мы просто говорили о разных вещах...


Но самое главное - я говорил о уменьшенном септаккорде на bIII - я думаю в одноименном миноре (да хоть и в одноименном мажоро-миноре)) нет уменьшенного на третьей. (Кстати, объединенный мажоро-минор можно считать диатоникой? ))
Нет, разумеется, диатоникой нельзя. :)


Например, как обращение #IVo (F#o(f#-a-c-eb)
Но я предпочитаю все-таки говорить об альтерированной субдоминанте II7(#1#3)
Вы, наверное, имеете ввиду, что это двойная доминанта от седьмой ступени? Или я опять что-то путаю?

Вот что пишется в учебнике Тюлина - Привано
"§ 2. Уменьшенный субдоминантный септаккорд
Из альтерированных субдоминант наиболее употребительны уменьшенные II65 и II43. Уменьшенный субдоминантный септаккорд образуется при двойной альтерации — повышении терции и основного тона.
...
Следует обратить особое внимание на то, что в музыкальной литературе уменьшенный субдоминантный септаккорд обычно нотируется несколько иначе: повышение II ступени (ре#) заменяется понижением III ступени (миb) ...
Таким образом, он энгармонически приравнивается вводному уменьшенному септаккорду тональности доминанты и приобретает значение побочной (двойной) доминанты, в которой малая септима (миb) тяготеет в квинту доминантного трезвучия...
Однако при разрешении уменьшенного септаккорда в I64 в терцовый тон лада тяготеет повышенная II ступень (ре#), а не пониженная III ступень лада (миb). В художественной практике не зафиксировалось это функциональное различие энгармонически равных аккордов и установилось одинаковое их нотирование (посредством понижения терцового тона) и в тех случаях, когда альтерированный неустой  (ре#) явно разрешается в терцовый устой (ми)."
И еще из учебника Мясоедова:
"Особое место занимает альтерированная S в условиях дезальтерации (Sальт - S). Снижение функциональной активности в таких оборотах восполняется эффектом красочности, вызываемым необычностью, некоторой неожиданностью..." и тд. И:
"Если в IV# в субдоминантовый аккорд входит альтерированная II#  (II7#3,#1) или хроматически измененная IIIb (IV7#1,b7)б они переходят соответственно на ступень вверх или вниз: II# - в III ступень, IIIb - во II."
Видимо, это одно из различий школ...
Мне этот нюанс неизвестен, в особенности это:
Следует обратить особое внимание на то, что в музыкальной литературе уменьшенный субдоминантный септаккорд обычно нотируется несколько иначе: повышение II ступени (ре#) заменяется понижением III ступени (миb) ...
Таким образом, он энгармонически приравнивается вводному уменьшенному септаккорду тональности доминанты и приобретает значение побочной (двойной) доминанты, в которой малая септима (миb) тяготеет в квинту доминантного трезвучия...
Очень интересный нюанс.
Я почти уверен, что курсы, которые я проходил во время обучения, не касались этой темы.
Спасибо за дополнительную информацию.
А нет ли у Вас случайно этого учебника Тюлина в электронном варианте? А то я вот о таком авторе и не слышал. :)

Почему, если Ebo - Dm7 -G7 = Salt - Sii - D7 ?
Ну да, просто я исходил из того, что сначала идет аккорд третьей натуральной, а потом - альтерированной.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Аэд,
Цитировать
Да, теперь понятно. Это опять же, издержки обозначений.
На этот раз ноликом уменьшенный принято обозначать во всем мире. Но мне уже становится стыдно цепляться к тому высказыванию ))

Цитировать
Соответственно, я расценил этот аккорд, как уменьшенное трезвучие...
А что, это что-то принципиально меняет в данном контексте? Ну, пусть будет уменьшенное трезвучие. Вы считаете, что в случае уменьшенного трезвучия (Ebm-5) - этот аккорд может выполять функцию доминанты к Ab? И быть признаком мажоро-минора?

Цитировать
правда, меня насторожило наличие bV в этом аккорде, но я отнес это к особенностям стиля.
А если бы там был просто Ebm, без b5? - тогда доминанта и мажоро-минор? )) Правда в таком виде (Em-Ebm-Dm) у меня бы просто не возникло вопроса.

Ваши объяснения были бы корректны, если бы на bIII было мажорное трезвучие или малый мажорный септ.
Однако мой вопрос был такой: "Кстати, как функционально трактуется уменьшенный ". И далее я неоднократно называл обсуждаемый аккорд уменьшенным.
И кроме ступеневого и буквенного обозначений, я приводил и ноты, в которых нет разночтения систем. Иначе я давно бы заподозрил "ошибку восприятия".

Цитировать
Вы, наверное, имеете ввиду, что это двойная доминанта от седьмой ступени? Или я опять что-то путаю?
Если говорить о #ivo -> V, то, конечно, это будет для доминанты vii -> I

Цитировать
Ну да, просто я исходил из того...
Выглядит будто Вы согласились с чем-то, но я не понял с чем. Вопрос с [ iii7 (или Imaj7 ) - biiio - ii7 - V7 ] для меня остался пока открытым. Можно ли считать biiio альтерированной субдоминантой с последующей дезальтерацией или трактовать как-нибудь иначе?

Цитировать
Нет, разумеется, диатоникой нельзя.
Я бы не был столь категоричен (хотя ответ Ваш можно повернуть в любую сторону )).

Оба составляющих систему лада - диатоничны. Гармонический и мелодический мажоры (или миноры), с которых началось взаимное проникновения мажора и минора относятся к условно диатоническим ладам. Вот что пишет Мюллер в своем труде "Гармония":
"Мажоро-минорной одноименной системой называется объединение одноименных ладов (натуральных и гармонических), в котором главной тоникой является мажорная. Такое же объединение при главенстве минорной тоники образует миноро-мажорную одноименную систему. Эти системы представляют новый уровень условной диатоники, так как объединяют натуральные и условно-диатонические лады."

А вот что пишет Григорьев в "Теоретический курс гармонии".
"Таким образом, внутри самой мажоро-минорной системы заключены некоторые аккорды более хроматического характера, чем за ее пределами. А отсюда следует, что нет оснований считать какой-либо мажоро-минорный звукоряд отдельным, самостоятельным явлением («системой») наравне с диатоническим и хроматическим звукорядами. Любой мажоро-минорный звукоряд по своей природе есть разновидность хроматического и обладает типичным свойством последнего: колеблющимся числом ступеней, разомкнутостью при наличии твердой границы только с звукорядом диатоническим. И известное отличие хроматизмов мажоро-минорных структур от всех прочих состоит не столько в их общем количестве (сравнительно небольшом), сколько в характере их координации, устанавливаемой в рамках мажоро-минора. Большинство хроматических ступеней мажоро-минора имеет диатоническую координацию с I ступенью, тоникой ладовой структуры. Кроме того, эти ступени входят, как правило, в состав созвучий с внутренней диатонической координацией ступеней (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды, нон-аккорды). Монолитность и весомость таких созвучий, как и диатоничность связей с I ступенью, придают хроматизмам мажоро-минора интонационную весомость, нередко приближающую их по характеру к условно диатоническим ступеням.

И, наконец, цитата из статьи "Особенности лада музыки С.С.Прокофьева"(М.Скорик), которую я однажды уже цитировал:

"Прокофьев нередко пользуется звуками, которые мы, в соответствии с традиционной теорией, называем хроматическими звуками или альтерированными звуками и к которым принадлежат звуки, не входящие в семиступенный лад данной тональности.
Конечно, Прокофьев их употребляет иногда так же, как они употреблялись у романтиков: как проходящие, вспомогательные, как средство модуляции, но главное, что нам хотелось бы выделить и в чем, на наш взгляд, заключается своеобразие ладового мышления Прокофьева, — это то, что очень часто стирается грань, отличающая альтерированную ступень лада от неальтерированной.
Мы очень часто не можем отличить, какая же форма данной ступени лада является основной, а какая — производной. Это касается всех альтерированных ступеней лада. Очень часто мы не можем точно определить, в каком ладу написан данный отрезок музыки Прокофьева — в мажоре, в миноре, в миксолидийском ладу, минор ли это натуральный или с повышенной IV ступенью, потому что здесь присутствуют особенности и мажора, и минора, и миксолидийского, и ионийского ладов и т. д.
Альтерированные ступени лада становятся диатоническими, чаще всего они не являются альтерированной формой натуральной ступени, обостряющей ее тяготение, они не приравниваются к вводным звукам других семиступенных ладов в целях отклонения или модуляции, они становятся самостоятельными и равноправными звуками лада так же, как их неальтерированные формы.
Другими словами, при одной постоянной тонике Прокофьев пользуется характерными особенностями многих ладов — миксолидийского, дорийского, фригийского, лидийского, минора с повышенной IV ступенью и т. д., и т. п., совмещая их в одном расширенном ладу. Такая трактовка альтерированных ступеней лада дает колоссальное обогащение ладовой функциональности. Не один лад, распыленный модуляциями в различных тональностях, а особенности многих ладов, совмещенные в одной тональности,— таково различие ладовой организации музыки романтиков и музыки Прокофьева."

Высказывание Прокофьева:
"Тональная и диатоническая музыка дает гораздо больше возможностей, чем атональная и хроматическая".

Конечно это спорные моменты, но я за 12-ступенную диатонику.
Да здраствует 12-ступенная дитоника!

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Теоретик-ударник
Аэд, На этот раз ноликом уменьшенный принято обозначать во всем мире. Но мне уже становится стыдно цепляться к тому высказыванию ))
Вероятно, Вы невнимательно прочитали - я сказал, что это обозначение ДЛЯ МЕНЯ МЕНЕЕ ПРИВЫЧНО и поэтому просто вылетело из головы. Такое бывает, когда не пользуешься чем-то довольно долго. Я вот так, например, пару недель назад пытался вспомнить как в системе буквенно цифровых обозначений аккордов можно обозначить увеличенные (+5) аккорды, и точно так же обозначение aug просто забылось.  :)

А что, это что-то принципиально меняет в данном контексте? Ну, пусть будет уменьшенное трезвучие. Вы считаете, что в случае уменьшенного трезвучия (Ebm-5) - этот аккорд может выполять функцию доминанты к Ab? И быть признаком мажоро-минора?
А если бы там был просто Ebm, без b5? - тогда доминанта и мажоро-минор? )) Правда в таком виде (Em-Ebm-Dm) у меня бы просто не возникло вопроса.
Ваши объяснения были бы корректны, если бы на bIII было мажорное трезвучие или малый мажорный септ.
Однако мой вопрос был такой: "Кстати, как функционально трактуется уменьшенный ". И далее я неоднократно называл обсуждаемый аккорд уменьшенным.
И кроме ступеневого и буквенного обозначений, я приводил и ноты, в которых нет разночтения систем. Иначе я давно бы заподозрил "ошибку восприятия".
Что я могу сказать...Вы правы, а мне просто нужно быть внимательнее... :)

Выглядит будто Вы согласились с чем-то, но я не понял с чем.
Я согласился с вашим утверждением, что в данной последовательности получается субдоминанта с последующей дезальтерацией. Просто, как я уже сказал, мне был неизвестен нюанс с энгармонической заменой #IIdim <-> bIIIdim, отсюда и вся путаница - я просто не мог понять каким образом аккорд третьей ступени может относиться к субдоминантовой группе.

Вопрос с [ iii7 (или Imaj7 ) - biiio - ii7 - V7 ] для меня остался пока открытым. Можно ли считать biiio альтерированной субдоминантой с последующей дезальтерацией или трактовать как-нибудь иначе?
Я вот подумал, что его можно трактовать как VIdim (a-c-eb-gb) или, если хотите, как VIo.)) Хотя, соединение аккордов VI и II ступеней вызывает у меня некоторое сомнение. :)

Я бы не был столь категоричен (хотя ответ Ваш можно повернуть в любую сторону )).
Ну да, мне нужно было сказать "Нет, разумеется, абсолютной диатоникой нельзя". :)
Я действительно подразумевал относительность диатоничности гармонического мажора.
« Последнее редактирование: Июня 26, 2009, 19:30:51 от Аэд »