Надо поиграть просто побольше и сделать выводы.
Рисуешь квинтовый круг - снаружи мажорные аккорды, внутри - параллельные минорные.
Главная функциональная зависимость в круге - то, что какой аккорд не возьмешь, против часовой стрелки от него следующей будет субдоминанта, а по часовой стрелке - доминанта.
например - тычешь в G - субдоминанта C , доминанта D.
Вот тебе и функциональная гармония. Можно играть по кругу туда-сюда (вечный кайф ) и слушать, слушать, одновременно осознавая и отмечая тяготения. Заменять аккорды на параллельные минорные и слушать, что получается. "Срезать" "углы" в круге, рисовать всякие треугольники, делать замены, в общем, экспериментировать.Только это тут и имеет значение - функциональная взаимосвязь. Фундамент -T, S, D. Другое дело, что играя "по кругу", тональность соответственно меняется. Получается доминанта к доминанте доминанты доминанты....
Тут у меня вопросики возникли). Опишу по порядку).
Услолвно разделю все ряд вопросов на части.)
ЧАСТЬ А)
Идя последовательно против часовой стрелки по квинтовому кругу, получим цепь модуляций тональностей первой степени родства по типу разрешения D-T:
E – A - D – G – C
V(A) – T(A)=V(D) T(D)=V(G) T(G)=V(C) T(C)
По часовой - цепь модуляций тональностей первой степени родства по типу разрешения
S-T (типа плагального оборота):
F – C - G - D
S(C) -T(C)=S(G) T(G)=S(D) T(D)
1) То есть при последовательном движении по квинтовому кругу (по или против часовой стрелки) имеем (или можем иметь) модулирующую секвенцию?
?
2) Получается, таким образом мы можем уходить от исходной тональности в тональности более отдаленных степеней родства??
3) А тональные секвенции можно рассматривать применительно к квинтовому кругу?
Например, мотив из двух септаккордов (где каждый септаккорд может в основном виде перейти в основной септаккорд квартой выше (или квинтой ниже) по принципу ii7-D7. При этом один из 7-аккордов - неполный (без квинты). Так называемая диатоническая разновидность кварто-квинтовой цепи.
... и добавил:ЧАСТЬ Б)
Вот определение квинтового круга (взял из Фридкина, может в других книгах и не такое определение):
Квинтовый круг – система, в которой тональности одного лада расположены по чистым квинтам.
Если честно, я воспринимаю квинтовый круг только с этой позиции, ну и плюс увидеть тональности первой степени родства.
Далее. Рассмотрим книгу Манилова “Учись аккомпанировать на гитаре” и главу “О взаимодействии аккордов”.
В квинтовый круг мажорных тональностей вместо тональностей автор подставил аккорды из тональности натурального до-мажора. Рис1:
Далее автор предлагает использовать квинтовый круг в виде диатонических ступеней от какой-либо тоники. Рис2:
Так вот, насколько правильна такая трактовка квинтового круга???
Также автор утверждает, что “с первой ступени возможен скачок в любую другую, а затем следует возвращение в I по направлению стрелки. Например, I- III- VI- II-V- I или по До-мажору Cmaj7-Em7-Am7-Dm7-G7-Cmaj7”.
Это, по словам автора, так называемое движение по квинтам.
То есть, в его примере, все в принципе укладывается в функциональную гармонию.
Еще раз вопрос – насколько правильна такая трактовка квинтового круга - в виде
диатонических ступеней какой-либо тональности и выстроенных на этих ступенях аккордов (трезвучий, септаккордов и пр. ) – см. рисунки ?
Ведь исходя из определения квинтового круга по Фридкину, располагаться в квинтовом круге должны не трезвучия, а ТОНАЛЬНОСТИ. А то что-то каша какая-то получается. Манилов в квинтовом круге мажорных тональностей заменил тональности диатоническими ступенями (аккордами), в итоге в круге получились и минорные и мажорные аккорды.
Даже если поставить вместо тональностей тонические трезвучия мажорных тональностей, то опять лажа получится.
В круге мажорных тональностей по квинтам (если идти по часовой стрелке в квинтовом круге) будет С-G-D-A и т.д. А не С-G-Dm-Am.
А в минорном квинтовом кругу Dm и Am располагаются также не на тех ступенях, которые указал Манилов.
Надеюсь понятно.)