Так, замечания к некоторым деталям прочитанного.
Без внесения концептуальных идей
Спиричуэлз и рабочие песни и не должны и, по моему мнению, не могут в своей основе иметь один ритм. Рабочие песни и песни времени отдыха - не факт, с натяжкой, но возможно, как часть для синтеза. Сначала пара примеров, потом собственно мысль.
1) "Эй, ухнем". Не попались в результатах поиска конкретные доказательства, что это русская народная песня, записанная М. Балакиревым, везде это подается как факт, хотя в таких случаях нужна статистика фольклориста. Но допустим. Согласитесь, что ритмика у нее весьма характерная.
2) у В. Гиляровского, который все проверял на себе, в том числе ходил с бурлаками, есть эпизод, где бурлаки повторяют песню-речевку "Белый пудель шаговит, шаговит. Черный пудель шаговит, шаговит", и потом по-новой. Бурлаки не знали, что пудель - это порода собак, не поверили Гиляровскому и обиделись, так как считали это старинной бурлацкой песней, которая помогает в трудных местах. Если просто произносить про себя эти слоги, интуитивно чеканится характерный ритм.
Понятно, что ритмика тут жестко увязана с напряжением и расслаблением сил, мышц, с дыханием.
Ассоциируется ли она с отдыхом ? У меня - нет. С песней времени отдыха? Вы тоже наверняка слышали по ТВ и на праздниках напевы девиц, которые часами прядут куделю или вышивают, - у них такая же ритмика? Конечно, нет, у них совершенно другая работа и другое напряжение.
Поэтому я сильно сомневаюсь, что можно увязывать во что-то общее (в музыкальном отношении, конечно) рабочие песни сборщиков хлопка, рубщиков сахарного тростника, работников каменоломен и корабельной верфи. У них слишком разная работа, чтобы ритм песен, которые им должны помогать, оказался хотя бы похожим, не то что одинаковым.
Посмотрите на штангистов, на пловцов, на теннисистов, - все они атлеты, все нагружают мышцы, но разве их фигуры похожи?
Но вот черный человек работает без выходных и без отпусков (он же раб), к темноте работу закончили, он упахался и присел/прилег отдохнуть. Знает он свою рабочую песню досконально, каждой ноющей мышцей, каждым ссаженным участком кожи. Эта песня ему близка, ближе некуда. И что, именно ее он и будет петь, чтобы расслабиться? Чтобы его сердце вот точно так же, 120 ударов в минуту, пульс 140? Чтобы адреналин, выделение энергии, тепла, потоотделение, расширение зрачков. И вот он сначала тихо, устало поет, потом громче, потом и рукой в такт машет, стало ему этого мало, он вскочил, скачет, ногой ритм в пыли отбивает... Эххх, раззудись плечо! Да размахнись рука!
Много ли он так отдохнет? А ведь работать ему и завтра, и потом, и всю оставшуюся жизнь. Он же раб.
А что же в "негритянской" церкви? Там ведь совсем другое. Там и жалоба на жизнь, и мольба о более мягкой доле, и - со стороны клириков - необходимость поддержания порядка в сообществе (важная часть работы церкви, а как вы хотели). Священник рассказывает о боге, так что вы тут уймитесь! преклонитесь перед его величием, только в нем ваше спасение, а не в ропоте.
Мне с трудом представляется, чтобы для этого подходил ритм рабочей песни молотобойцев. Это с чем бы таким сравнить... вот есть здание кузницы, а есть готический собор. Совершенно другой настрой, посвященный совершенно разным целям. Спутать их невозможно.
И не цепляйтесь к тому, что "готический", а спиричуэлз "протестантский (баптистский)". Это не более чем для наглядности умозрительного примера.
Я думаю, что в песне времени отдыха найдет свое отражение и элементы рабочей песни (но у каждой профессии они могут оказаться свои, как я уже сказал), и элементы духовной песни, но это будут три совершенно разные песни, с разным ритмом, с разной энергетикой.
Примерно так.