darkmagus, готовая импровизация в голове — это один из вариантов "идеи", когда слуховые представления у человека очень развиты (некоторые сочиняют музыку с карандашом и бумагой в руках, без инструмента). А вообще, идеи могут быть очень разными, вплоть до самых "бредовых" — например, сочинить этюд на технический приём (именно этюд, т.е. музыку, а не упражнение), что является вполне годной идеей.
"Талант импровизаторства" на мой взгляд — это чувство формы. Когда человек в каждый конкретный момент видит целое, а также абсолютно чётко понимает, в каком месте этого целого он находится (место в "квадрате", вплоть до доли такта). В этой ситуации для складного, убедительного интонирования будет достаточно буквально нескольких нот, и глубокие знания ладов и т.п. необязательны (последнее важно только для изысканности языка импровизатора).
Анализировать чужие соло и на их основе строить свои — это есть заимствование идей, обычная практика, в принципе. Что и говорит о том, что идеи первичны и без них никуда.