Taps, К обсуждаемой теме про bIII+ не имеет отношения.
Имеет отношение к теме альтераций. А альтерации имеют отношение к теме bIII+ (как один из основных затронутых в данной теме аспектов её обсуждения). Вот некоторые говорят, дескать, не альтерация там, и вообще дилетантизм называть альтерацией то, что было названо альтерацией.
Типичный оборот мажоро-минорной системы
Мажоро-минор... Допустим. Но это мало о чём говорит.
Определения мажоро-минора гласят следующее:
<Объединение ладов противоположного наклонения в рамках одной системы.>
<Ладотональная система, объёмлющая на равных правах ступенный материал двух и более диатонических ладов мажорного и минорного наклонения, т.е. состоящая из десяти и более ступеней.>
<Полисистемная ладотональная организация преимущественно мажорного или минорного наклонения, основанная на двенадцатитоновом звукоряде, каждый из тонов которого может выступать и как производная (альтерированная) и как самостоятельная (диатоническая или хроматическая) ступень этой организации на любом из её конструктивных уровней.>
И всё же вопрос(ы) об "альтерации" в силе.
Абстрагируемся от первого смысла данного понятия ("ладовая альтерация") ввиду его очевидности.
В некоторых источниках имеются такое определения понятия "альтерация":
<Повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения её названия.>
<Повышение или понижение звука на полутон или целый тон.>
Да и мне же самому альтерация всегда мыслилась как: (Обозначаемый знаками альтерации) сдвиг (повышение/понижение на [полу]тон) звуков (основных ступеней данного звукоряда), приводящий к преобразованию данного звукоряда.
Как (как не альтерацией) называются повышения/понижения "звуков", приводящие при сохранении их имени к изменению их высотного положения (и, тем самым, к образованию "хроматизмов"), которые потом могут использоваться с различными целями: совершения ладовой/тональной модуляции, обострения тяготения, достижения колористичности, либо же вот, например, задействования "мажоро-минора"?
Почему в До мажоре невозможен (и невозможен ли вообще) звук eb, а возможен только d#?
Или в случае задействования "мажоро-минора" не производятся действия над "звуками", а имеют место "самостоятельные ступени" нескольких ладотональностей?
В таком случае:
Как эти "самостоятельные ступени" взаимодействуют друг с другом и чем их взаимодействие отличается от "хроматизмов"?
Если взаимодействуют отлично от хроматизмов, то в чём заключается/выражается это отличие?
А если же взаимодействуют как хроматизмы, то ступени получаются уже не самостоятельные, а производные.
Определения понятия "хроматизм" гласят:
<Мелодический ход на полутон от диатонической к одноимённой хроматической ступени звукоряда (или наоборот).>
<Звук, являющийся высоким или низким одноименным вариантом любой, в том числе, устойчивой или неустойчивой ступени мажоро-минорной системы, но выполняющий функцию самостоятельной ступени этой системы (= хроматизм мажоро-минорный).>
Откуда "самостоятельная ступень" eb, как не из "альтерации" принятой за основную e?
Да и помимо вопроса об альтерации в силе и вопрос о "блюзовой гамме":
Чем (каким принципом организации "лада") являются происходящие в "блюзовой гамме" мелодико-гармонические ходы/обороты?