Да тут не теория, а подход.
С "проецированием" картинки на гриф всё ясно.
А есть у меня сейчас по крайней мере 3 источника, из которых каким-то витиеватым образом складывается подход к слуховидению грифа. это:
1) я
;
2) то что писал
eye (точнее, то что запомнил и понял на практике из этого);
3) книга Гудрика "Адвансед гитарист" (часть её, начальная, где про горизонтальную игру).
Сейчас уже сложно сказать, кто из этих трёх что именно внёс, но вод подход (на данный момент, вообще он плавно меняется, с новыми "открытиями").
1. Игра на одной струне - мажор.
-бас играет тонику X, либо modal vamps Гудрика.
Игра-визуализация НОТ тональности X мажор, при этом меняю ионийский - лидийский - миксолид., обращая внимание на характерные СТУПЕНИ этих ладов.
-минус с простой гармонией 2-4 аккорда без надстроек в одном из вышеуказанных ладов - здесь играю либо теппингом по три ноты, либо пальцами, но уже двухнотные куски (третья нота либо слайд, либо опускается) АРПЕДЖИО трезвучий гармонии. Пока у меня три варианта, не побоюсь этого слова, плавного голосоведения:
а) все трезвучия "стоят на месте" (плавнее некуда
) ;
б) медленно идут вверх;
в) то же, но вниз.
Здесь, по счастью, почти одновременно видишь НОТЫ и СТУПЕНИ (+ косвенно чувствуешь ступень относительно аккорда - 1, 3 или 5).
2. Игра на одной струне - минор.
Тут то же, что и для мажора - только, соответственно, фриг-эол-дориан лады.
3. Игра на смежных струнах.
всё то, что написано выше, только интервалами (гармоническими, т.е. оба звука извлекаются одновременно). Здесь мне
вообще не понятно не очень понятно, как Гудрик советует играть секундами
Может, в джазъ-фьюжнъ это нормально, но я не могу долго - секунды ж все-таки
НО! это очень полезно для визуализации! В частности для "перепроектирования" горизонтальной картинки в бокс.
Играю терциями, квартами, квинтами, секстами.
4. Игра на "через одну" струнах (типа, 1 и 3-я).
Здесь квинты, сексты, септимы, октавы.
4.1 -4.2. Здесь вот подумываю замахнуться на игру на трёх смежных струнах (трезвучиями). Пока боязно. Потом на 4-х, но тогда добавится пункт "септаккорды горизонтальные", еще боязнее
Но, думаю, дойду и до этого, а там уж и до игры на 6 смежных струнах недалеко
5. Конвертация горизонтали первого порядка.
2-3х нотная "мелодия" играется-визуализируется на одной струне, затем она же играется как можно компактней, в позиции, уже не на одной струне
Как упражнение выглядит так. Сымпровизировал "тра-ля-ля" - О! Прикольна-а-а...И сразу повторил "в боксе".
6. Искушение боксами-скейлами
После пары часов горизонтальности очень хоцца "закрепить" их вертикальными штырями-скейлами. Но здесь я пока терплю неудачу, так как привычка сразу отключает НОТЫ, даже местами СТУПЕНИ, о остаются практически только БОКСЫ*. Поэтому пока не делаю "скрещивания"; "сетки" со ступенями отдельно, горизонталь с нотами И ступенями - отдельно. Пока не достаточно хорошо знаю горизонталь, фундамент не достаточно прочен. В идеале, наверное, "боксы" должны бы "проявиться" на месте 6-слойной горизонтали как "само собой", но ведь они уже сидят в голове
И хочется, конечно, их внедрить побыстрее. Но здесь у меня сама постановка задачи (видеть-слышать ноты) пока этого не позволяет.
*Боксами я тут обзываю ВСЯКУЮ картинку, которую можно "перенести на гриф". Т.е. какой-нибудь хитрый диагональный, да и любой геометрической формы ход, который "визуально устойчив" - это бокс.
А вопросы у меня возникают по поводу бокс 24x6 (весь гриф).
Абстрактный пример.
Вот вы смотрите на гриф.
Чпок! - некто говорит "ну, типа рок, там, поп будищь щас играть"...
Чпок! - некто задал тональность F#минор.
Чпок! - по ходу выясняется, что тут фа-минор гармонический с сответствующей гармонией.
Чпок! - модуляция в G#минор, а тот ужо фригийскай.
НЕ ИГРАЯ НИЧЕГО (предположим, что нужно сыграть микросоло в 4 такта, как только некий дядя махнет рукой, заранее неизвестно, когда это), как меняется (а может, не меняется?) "рисунок" на грифе, какие опорные точки?
Ноты тональности?
Именно альтерированные ноты (при ключе, или "ладовые")(сдвиг их относительно белых клавиш)?
Арпеджио трезвучий?
Пентатоника?
"Шкурка", "призрак" какой-то знакомой песни, соло? (это не считается
)
Что-то другое?
Пока всё. Устал...
... и добавил:А вообще, какого...!
Я хочу играть, грубо-говоря, поп/рок, а все методики интересные мне, делаются какими-то сплошь джазфьюжн-дядями. Вот посмотрел школу Хендерсона. Мысли классные, идеи и.т. .д., но когда он играет, начинаю засыпать. Не люблю я "джаз" с этими страшными гармониями. Мне в простых бы разобраться. Вот джазовый стандарт слушаешь - красота. Смотришь гармонию -мама рОдная!