Здравствуйте.
Тема неоднозначная, но прошу не удивляться. Накопилось много вопросов, как глупых, так и вполне адекватных. Далее вопросы с короткими комментариями. Логически или структурно мало связаны, поэтому просто пачкой.
Комментарий: когда-то я учился в средней школе, класс был экспериментальным, с музыкальным уклоном. Нас учили сольфеджио, петь, играть на инструментах в составе оркестра в рамках школьной программы, и индивидуально. В общем, я пел в хоре и соло (единственный дискант на всю школу), играл на балалайке в оркестре и на аккордеоне во внешкольной программе. Однако, как и зачем я это делал, до сих пор не понимаю. Сольфеджио нам выдавалось мощно и полно, но с пониманием у меня сразу не заладилось. Запомнил лишь, как рисовать скрипичный ключ и как выглядят диезы, бемоли и бекары. Для хорового пения ноты нам давались под запись, я их усердно перерисовывал в нотную тетрадь, но ни разу туда не смотрел во время исполнения. Партии балалайки просто запоминал визуально, когда преподаватель показывал аккорды, потом точно так же воспроизводил. Аккордеон немного получше пошел, я там быстро усвоил, как найти ноту "соль" на клавишах, однако зачем это надо было сделать, тоже не понял и играл точно так же, как и на балалайке - чисто механически заучил партию и наяривал потом довольно усердно, радуя и своего батю дома, и преподавателя в школе. Месяца 4 ушло на заучивание "По Дону гуляет казак молодой", и какого-то чардаша. Потом омучение подошло к концу, инструменты в руки более не брались.
Сейчас вдруг появилось устойчивое желание пройти все заново, но уже осознанно и с пониманием вопросов теории. Цель - научиться играть на электрогитаре "для себя, ну может быть, для друзей", и лучше понимать музыку в целом. К преподавателю пока не обращался, т.к. еще не все для меня четко сформулировано.
А теперь вопросы:
В: Как избавиться от привычки обманывать самого себя?
Комментарий: имею в виду, что при игре заучивается не нотный/ритмический состав и рисунок композиции, а просто положение пальцев и интуитивное угадывание темпа исполнения. Наверняка же, смысл игры не в этом, а в способности осознать мелодию и исполнить ее на том, что дано в качестве инструмента.
В: Как научиться понимать ритм?
Комментарий: здесь я конечно не совсем четко сформулировал вопрос. На 7нот.ру читал теорию. Доли, такты, размерности - это все имеет технический смысл, но увязать это все к игре я не могу. Слушаю композицию, в которой вступление - соло барабанщика. Я вообще не понимаю характеристик, где там сильные, где слабые доли, единственное что более-менее понятно, это темп или BPM, т.е. скорость в целом. В софтовом секвенсоре могу набросать драм-дорожку исключительно "на слух", наложить басовую линию и примитивнейшую мелодию, однако при этом я даже не знаю, какие там ноты, 2/4 это или 3/8 - просто на уровне восприятия нравится-не нравится. 50 раз читал определение синкопы (а это слово мне не дает покоя еще со времен старой советской комедии про американского разведчика), я даже понимаю что оно означает, но в мелодии не распознаю 100%. В современных реалиях, драм-н-басс, 2степ и т.п. ломаные ритмы - ну ни о чем не говорит. Да, прикольные композиции, а как там ритмика сделана - не волнует. Хочется понимать для общего развития, тем не менее.
В: Как научиться понимать ноты?
Комментарий: слух вроде бы есть, т.к. если слышу игру соло на гитаре, если мелодия мне известна, то могу точно "почувствовать" проскользнувшее лажание исполнителя, "вот здесь наврал", но это опять же на уровне восприятия, а спроси меня, куда он слажал - взял ноту выше/ниже - не отвечу. Просто не совпало с "оригиналом в памяти" и я это почувствовал. Чтобы не лажать самому, на незнакомых мелодиях, нужно понимание.. которого пока нет.
В: Зачем нужен дирижер?
Коммент: глупый и детский вопрос. Я понимаю, что он нужен для того, чтобы подстроить звучание каждого исполнителя под "общую картину", но как же при этом ноты? Музыкант играет по нотам, и представляя например, что я играю, а мне что-то показывают "измени это", возникнет рассинхронизация с нотами и появится ступор.
В: Как слышат музыку профессионалы?
Коммент: у меня достаточно большая коллекция музыки, как в мп3, так и компакты - порядка 35 тыс композиций. Часть из них мне нравится, часть не очень, а часть - вообще кажется ужасной, например, Mojo "Lady" - как только слышу вступление, мысленно начинает тошнить. Подозреваю, что это индивидуально, но музыка любая строится по теории, четкими алгоритмами, и наверняка кто-то улавливает это технически, отмечая "фигасебе аккорд, тут же резкий диссонанс, однако как звучит! надо попробовать ща слабать на лесполе эту темку", а у меня просто на уровне восприятия.
В: Как воспитать музыкальный вкус?
Коммент: это дополнение к предыдущему вопросу. Кому-то мои предпочтения кажутся безвкусицей, и являются безвкусицей по сути своей, однако ж мне нравятся. Хочется тем не менее, сейчас для самого себя понять, насколько это вообще актуально, развить в себе чувство хорошего (возвращаясь к тому, что я хочу научиться игре на гитаре для себя), или забить и продолжить расценивать все как "нра-не нра"?
В: С чего начать практическую часть перенастройки себя?
Коммент: к преподавателю ходить систематически не смогу - нет такого желания, я уже отучился везде где было нужно, и снова становиться учеником просто не тянет. Ходить на крайне нерегулярные занятия смогу, но хочется вытянуть все самому. И с чего именно лучше начать общение с преподавателем? Вот я такой, научите меня играть? Или же, просить ответить на те вопросы, которые я уже успел здесь задать, и только потом приступать к практике?
В: Каков практический смысл ладов?
Коммент: имею в виду классификацию ладов - Фригийский, Эолийский и т.п. Здесь я не полностью вник в суть, однако же, правильно я понимаю, что гитара настраивается в какой-то классический лад, в рамках которого уже потом идет моделирование мелодий, и чтобы играть в рамках другого лада, надо ее перенастраивать? Или же, смена лада это просто какой-то другой принцип построения аккордов? Вопрос из разряда "зачем нужен дирижер", но понять его я сам не смог. Максимум что получилось - провести аналогию с цветом. Лад это какая-то палитра, которой можно потом отрисовать картину. Но даже если сменить палитру, цвета-то в большинстве своем останутся теми же, следовательно и ту же картину можно нарисовать, просто выглядеть будет в других тонах, например, был нарисован летний день в поле, стал летний вечер там же.
В: Техника звукоизвлечения - это только преподаватель?
Коммент: смотрел множество видео, как просто записи, так и видео-гайды гитарной игры. Обратил внимание на два момента: левая и правая рука. Левая - создается ощущение, что гитаристы даже не зажимают струны, а просто прислоняют к ним пальцы, такая кажущаяся легкость. И бенды - как будто бы струны резиновые, легко и непринужденно гуляют по ладам вверх-вниз. В то время, как я даже на простейшие аккорды прилагаю значительные усилия, чтобы зажать струны - и не с первого раза все звучат чисто. Про барэ вообще молчу, еще ни разу не получилось зажать. Пальцы не слабые, отжимаюсь на них, расстояние от струн до грифа не сантиметровое, однако ж усилия прикладываю, и о скоростной игре речи пока не идет.
Да и правая рука - штрих, щипок, удар, перебор, бой - всему этому учатся ведь? Штрих получается, перебор медленный - тоже, а бой - никак. Не могу вовремя заглушить струны, и вместо звука аккордов получается дикая каша.
В общем, буду рад если кто-нибудь найдет в себе силы и желание меня поправить и направить. Поисковиками умею пользоваться, на общеобразовательных сайтах был неоднократно, литературы профильной скачал много, но методически воспользоваться этим не получилось. Беру гитару, понимаю что не могу сыграть барэ. Это техническая часть. Играю барэ, появляется вопрос "а дальше что?" - это уже теория мелодии, смены аккордов. Получаю четкую раскладку аккордов, которые надо сыграть арпеджио - опять не могу, "руки не заточены". И т.п. - одно вытекает из другого, и если что-то начало получаться, тут же втыкаюсь в несколько других проблем. Проблема найти ту ниточку, за которую весь клубок размотается. К преподавателям недоверие еще со школы - да, начнет меня натаскивать по своей методике, а я буду адаптировать ее под себя и снова начнется бездумная механическая игра на технику, вместо игры на понимание.