Что значит на примере какой-нибудь гаммы ? В какой-то тональности что-ли ? Ладно, скажу что знаю, процитирую еще что-нибудь
Для начала - трезвучие. Это 3 звука гаммы, составляющие основу аккорда.
Мажор - большая терция + малая терция (м.3 + б.3)
Минор - малая терция + большая терция (м.3 + б.3)
Т.е. по ступеням - 1-3-5 и 1-b3-5 соответственно - ноты мажорной и минорной гаммы.
Теперь добавляем седьмую ступень - септиму, чтобы получить септаккорд.
Берем мажор - б.3 + м.3 + б.3 - ноты мажорной гаммы.
Т.е. аккорд состоит из ступеней мажора - 1-3-5-7.
Это
мажорный септаккорд.
Так же в минор добавляем малую септиму м.3 + б.3 + м.3. Получим
минорный септаккорд.
Если к мажорному трезвучию добавить не большую септиму (которая входит в мажорный лад), а малую септиму, из минорного лада (т.е. пониженную 7ую ступень мажора), то получим
доминантовый септаккорд, состоящий из б.3 + м.3 + м.3.
Это вроде как основные три септаккорда. Добавим еще две штуки. Есть уменьшенные трезвучия - в минорном трезвучии опускаем пятую ступень - вместо квинты берем тритон. Т.е. м.3 + м.3. Если теперь добавить еще б.3, получим м.3 + м.3 + б.3 -
полууменьшенный септаккорд.
Ну и наконец
уменьшенный септаккорд - это уменьшенное трезвучие плюс малая терция - м.3 + м.3 + м.3 (уж
YJM то не знает ?!
)
Это основные пять классов септаккордов. Вот еще раз их названия и обозначения:
Мажорный (major) maj или M
Минорный (minor) m7 или m
Доминантовый (dominant) 7 или x
Полууменьшенный (half-diminiched) m7b5 или перечеркнутая о
Уменьшенный (diminiched) o
Теперь про аппликатуры. В книжке Манилова-Молоткова есть такие слова: "Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении, что удачно сочетается со спецификой гитары, получило название
прогрессивных аккордовых форм... отличительной чертой новых аппликатурных форм прежде всего является широкое расположение звуков, при котором аккорды звучат выпукло за счет обхвата большего числа обертонов. В них отсутствуют не только удвоения, но зачастую и некоторые основные ступени, без которых звучание аккорда не только не проигрывает, а, наоборот, приобретает б
ольшую выразительность."
Я лично с джазом слабо знаком, потому лишь цитирую умные слова
Вот табличка с прогрессивной аппликатурой септаккордов пяти классов - основным тоном, взятым на шестой струне:
M m x half-o o
|---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---|
|---|-2-|---| |---|-3-|---| |---|-3-|---| |---|-1-|---| |---|-1-|---|
|---|---|-4-| |---|-3-|---| |---|---|-4-| |---|---|-4-| |---|---|-3-|
|---|---|-3-| |---|-3-|---| |---|-2-|---| |---|---|-3-| |---|-1-|---|
|---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---|
|---|-1-|---| |---|-2-|---| |---|-1-|---| |---|---|-2-| |---|---|-2-|
maj m7 7 m7b5 o
и на пятой:
M m x half-o o
|-1-|---|---| |-3-|---|---| |-1-|---|---| |-1-|---|---| |-1-|---|---|
|---|---|-4-| |---|-4-|---| |---|---|-4-| |---|---|-4-| |---|---|-4-|
|---|-2-|---| |-2-|---|---| |-1-|---|---| |---|-3-|---| |-1-|---|---|
|---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---|
|-1-|---|---| |-1-|---|---| |-1-|---|---| |---|-2-|---| |---|-2-|---|
|---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---| |---|---|---|
maj m7 7 m7b5 o
Цифрами указана пальцовка левой руки.
Цитата из Манилова-Молоткова: "...необходимо освоить аппликатуру этих аккордов, добиться чистого их звучания при извлечении как пальцами правой руки, так и медиатором. В последнем случае недопустимы никакие призвуки от заглушенных струн. Это особенно важно при игре на электрогитаре. Каждый из приведенных аккордов вначале нужно научиться брать в определенном месте грифа, например на III ладу, затем плавно перемещать пальцы в позиции этого аккорда вверх и вниз по грифу и, наконец, освоить игру со скачками... Если левая рука начинает быстро утомляться, следует дать ей отдохнуть, но не менять аппликатуры..."
Ну и наконец фишка - игра гамм септаккордами. Уж полностью копировать упарюсь наверное, но суть такая - берем гамму Фа-мажор, т.е. начинаем с Фа на первом ладу шестой струны - и поднимаемся по ступеням, играя соответсвуюшие септаккорды:
Fmaj - Gm7 - Am7 - Bb maj - C7 - Dm7 - Em7b5 - Fmaj
И так же например Си-бемоль-мажор на пятой струне, с соответсвующими ступеням септаккордам. Кстати из этого упражнения видно, каким септаккордами обыгрывать ступени гаммы. Аналогично поступить с минором
Ну удачи ! Надеюсь не зря старался, поможет чуток... перепроверил раза три, надеюсь ошибок нет, если что - исправьте пожалуйста, чтобы люди не путались :wave: