Автор Тема: Септаккорды  (Прочитано 9311 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Септаккорды
« Ответ #15 : Июля 24, 2009, 17:00:11 »
В джазе сплошь и рядом, особенно сразу перед наступлением "тонического" мажора. Взять хотябы классический джазовый олдовый блюз. Сразу перед субдоминантой очень часто втыкают "тонический" доминантсепт+5.
Я по этому и написал во многих случаях, а не написал во всех.
Понятно, что если я использую для обыгрывания Ля мажора ля минорную пентатонику (как это часто делают в блюзах) то добавить к E7 нотку c входящую в доминорную пентатонику вполне нормально.
Но если мелодия идет по диатонике и в мелодии есть проход h-c# или c#-h то аккорд G7#5 будет не уместен.

Во-первых тут уже не прокатывает Е миксолидийский, объяснить почему?
Я вообще-то про мексолидийский не упомянал.
Но все таки объясните подробней, что вы имелели в виду этой фразой про миксолидийский.

Во-вторых мелодический минор в первом случае играется от 5-й ступени (то есть не от Ля как Вы пишите, а от Си), во втором от малой секунды, то есть от от F.
Тут вообще ничего не понял, можно пожалуйста по подробней.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Септаккорды
« Ответ #16 : Июля 24, 2009, 17:26:44 »
Я по этому и написал во многих случаях, а не написал во всех.
Понятно, что если я использую для обыгрывания Ля мажора ля минорную пентатонику (как это часто делают в блюзах) то добавить к E7 нотку c входящую в доминорную пентатонику вполне нормально.
Есть такое понятие - вертикальная импровизация, когда каждый аккорд обыгрывается индивидуально, а Вы все к тоническому аккорду привязываете. Е7 можно обыграть независмо от А тонического, тоника в джазе вообще может не наступить, и объяснять появление повышенной 5-й ступени в Е7 гипотетически наступающей Ля минорной пентатоникой ИМХО не совсем правильно.

Цитировать
Но если мелодия идет по диатонике и в мелодии есть проход h-c# или c#-h то аккорд G7#5 будет не уместен.
Мелодия идущая по диатонике...  :D Если мы про этот тяжелый случай, то перед Аминором вообще-то Еминор будет.

Цитировать
Я вообще-то про мексолидийский не упомянал.
Но все таки объясните подробней, что вы имелели в виду этой фразой про миксолидийский.
Ну это же очень просто. Есть такое понятие "лады народной музыки". Один из них миксолидийский (на 5-й ступени ионийского мажора). На его тонике и строится доминант септаккорд и обыгрывается он своим родным ладом превосходно, я бы даже сказал без малейшего отступления от его диатоники.

Цитировать
Тут вообще ничего не понял, можно пожалуйста по подробней.
Самый распространенный способ обыгрывания доминант септаккордов в джазе - это игра на его фоне мелодического минора. Причем различают два способа:
1. Неальтерированный доминант септаккорд (то есть просто 7,9,11,13) - обыгрывается мелодическим минором постороенным от 5 ступени этого аккорда.
2. Альтерированый (то есть всевозможные комбинации +-5,+-9) - мелодическим минором от малой секунды аккорда, то есть по сути он рассматривается как тритоновая замена первого (неальтерированного).
« Последнее редактирование: Июля 24, 2009, 17:29:22 от Евстафий »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Септаккорды
« Ответ #17 : Июля 24, 2009, 17:43:35 »
В джазе септаккорды построенные на увеличенном трезвучии встречаются сплошь и рядом, умник.  :D Альтерируются как правило 5-я (здесь мы как раз и имеем дело с увеличенным трезвучием) и 9-я ступени.
Странно, я всегда думал, что аккорд с девятой ступенью это нонаккорд, а не септаккорд :hmmm:

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Септаккорды
« Ответ #18 : Июля 24, 2009, 17:52:57 »
Самый распространенный способ обыгрывания доминант септаккордов в джазе - это игра на его фоне мелодического минора. Причем различают два способа:
1. Неальтерированный доминант септаккорд (то есть просто 7,9,11,13) - обыгрывается мелодическим минором постороенным от 5 ступени этого аккорда.
т.е. E7(9,11,13) обыгрывается h-c#-d-e-f#-g#-b-h.
11 ступень (a) тогда в лад не входит.

2. Альтерированый (то есть всевозможные комбинации +-5,+-9) - мелодическим минором от малой секунды аккорда, то есть по сути он рассматривается как тритоновая замена первого (неальтерированного).
Т.е. для E7(#5,b5,#9,b9) будет лад
f-g-ab-b-c-d-e-f
все верно?


Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Септаккорды
« Ответ #19 : Июля 24, 2009, 18:05:30 »
11 ступень (a) тогда в лад не входит.
Верно подмечено, 11-й аккорд обыгрывается по-другому.
Цитировать
Т.е. для E7(#5,b5,#9,b9) будет лад
f-g-ab-b-c-d-e-f
все верно?
Да.


... и добавил:

Странно, я всегда думал, что аккорд с девятой ступенью это нонаккорд, а не септаккорд :hmmm:
Это разновидность септаккорда, если верить той литературе по которой я учился.
« Последнее редактирование: Июля 24, 2009, 18:07:12 от Евстафий »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Септаккорды
« Ответ #20 : Июля 24, 2009, 18:52:18 »
Верно подмечено, 11-й аккорд обыгрывается по-другому.Да.
Мексолидийским от первой ступени доминантсепта?

Сразу возникают вопросы как обыгрывать доминантсепты содержащие неальтерированные ступени (9,11,13) и альтерированные (#5,b5,#9,9)
например E7/#5/9; E7b9; E7#9.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Септаккорды
« Ответ #21 : Июля 24, 2009, 19:25:14 »
Мексолидийским от первой ступени доминантсепта?
Как вариант. Арпеджио тоже можно сыграть.

Цитировать
Сразу возникают вопросы как обыгрывать доминантсепты содержащие неальтерированные ступени (9,11,13) и альтерированные (#5,b5,#9,9)
например E7/#5/9; E7b9; E7#9.
Вопрос справедливый, мне кажется надо смотреть в зависимости от ситуации. Далее следует мое сугубое ИМХО:
E7/#5/9 - я бы отдал предпочтение повышенной пятой, на мой взгляд это более сильная ступень и играл бы мелодический минор от малой секунды (9-ю можно включить сюда же как проходящий тон, это кстати часто используется, есть даже такой мелизм), опять же можно сыграть арпеджио;
E7b9, E7#9 - вроде тон-полутоновая гамма прокатывает + арпеджио (родное и уменьшенное);
 



Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Септаккорды
« Ответ #22 : Июля 24, 2009, 20:09:25 »
Арпеджио тоже можно сыграть.
Ну это понятно. я не могу представить ситуацию в которой аккорд в гармонии был бы к месту а арпеджио сыгранное по нему не к месту.

E7/#5/9 - я бы отдал предпочтение повышенной пятой, на мой взгляд это более сильная ступень и играл бы мелодический минор от малой секунды (9-ю можно включить сюда же как проходящий тон, это кстати часто используется, есть даже такой мелизм), опять же можно сыграть арпеджио;
E7b9, E7#9 - вроде тон-полутоновая гамма прокатывает + арпеджио (родное и уменьшенное);
E7/#5/9 и E7/b5/9 я обыгрываю целотонной гаммой. Кстати для аккорда E7/#5/ь5/9 целотонная гамма и будет арпеджио.

E7b9, E7#9 - вроде тон-полутоновая гамма прокатывает + арпеджио (родное и уменьшенное);
тон-полутоновая гамма e-f-g-g#-a#-h-c#-d-e. согласен продойдет и к E7b9 и E7#9.
Уменьшенное арпеджио построеное от любой ступени кроме первой (g#-h-d-f) замечательно подойдет для E7b9, но не прокатит с E7#9.
ИМХО E7#9 имеет сильновыраженное блюзовое звучание и сюда так и просится ми минорная пентатоника или блюзовая гамма (минорная пентатоника+ь5)
Согласны или есть возражения?

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Септаккорды
« Ответ #23 : Июля 24, 2009, 22:25:46 »
E7/#5/9 и E7/b5/9 я обыгрываю целотонной гаммой. Кстати для аккорда E7/#5/ь5/9 целотонная гамма и будет арпеджио.
тон-полутоновая гамма e-f-g-g#-a#-h-c#-d-e. согласен продойдет и к E7b9 и E7#9.
Уменьшенное арпеджио построеное от любой ступени кроме первой (g#-h-d-f) замечательно подойдет для E7b9, но не прокатит с E7#9.
Странно, я думал что если тон-полутоновая гамма катит, то уменьшенное арпеджио - оно же полуторатоновая гамма должно катить.
Цитировать
ИМХО E7#9 имеет сильновыраженное блюзовое звучание и сюда так и просится ми минорная пентатоника или блюзовая гамма (минорная пентатоника+ь5)
Согласны или есть возражения?
Да, минонорная пентатоника довольно распространенный способ обыгрывания тонического доминантсепт аккорда в блюзе и не только в нем.

В целом с Вами согласен и принципиальных возражений не имею, простите, что сперва выразился грубо (обиделся за доминатсепты+5).  ;)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Септаккорды
« Ответ #24 : Июля 28, 2009, 09:45:38 »
Есть такое понятие - вертикальная импровизация, когда каждый аккорд обыгрывается индивидуально, а Вы все к тоническому аккорду привязываете. Е7 можно обыграть независмо от А тонического, тоника в джазе вообще может не наступить, и объяснять появление повышенной 5-й ступени в Е7 гипотетически наступающей Ля минорной пентатоникой ИМХО не совсем правильно.

......................
Самый распространенный способ обыгрывания доминант септаккордов в джазе - это игра на его фоне мелодического минора. Причем различают два способа:
1. Неальтерированный доминант септаккорд (то есть просто 7,9,11,13) - обыгрывается мелодическим минором постороенным от 5 ступени этого аккорда.
2. Альтерированый (то есть всевозможные комбинации +-5,+-9) - мелодическим минором от малой секунды аккорда, то есть по сути он рассматривается как тритоновая замена первого (неальтерированного).
Стоит ли использовать эти способы обыгрывания аккорда если доминанант септ разрешается в свою тонику?
ИМХО предложенные способы обыгрывания это палочка выручалочка на тот случай когда импровизируешь на ходу и не знаешь какой аккорд аккомпаниатор возмет следующий. А когда точно знаешь какая тоника (мажорная или минорная)  будет за доминант септом уместнее обыграть септаккорд ладом тонического аккорда, чтобы подчеркнуть движение гармонии. 

... и добавил:

Странно, я думал что если тон-полутоновая гамма катит, то уменьшенное арпеджио - оно же полуторатоновая гамма должно катить.Да, минонорная пентатоника довольно распространенный способ обыгрывания тонического доминантсепт аккорда в блюзе и не только в нем.
Поиграл обыгрыши на E7ь9 и E7#9. Гамма полутон-тон подходит к обоим аккордам но звучит как-то безлико.
На E7ь9 ложится уменьшенное арпеджио g#-h-d-f. И пониженная девятая подчеркивается очень хорошо.
На E7#9 арпеджио g#-h-d-f не ложиться ни как, за то вторая половина гаммы полутон тон (g-b-c#-e) подошла вполне.
Вообще объединять аккорды E7ь9 и E7#9 в одну группу можно только если они выступают в роли тритоновой замены.
E7ь9 имеет ярковыраженную минорную окраску практически всегда его можно сыграть перед Am вместо E7. обыгрывается гармоническим и дважды гармоническим минором. можно и мелодическим но втом вариатне как в старых учебниках когда в верх играют через f#, а вниз через f.
E7#9 имеет рокенрольное звучание и ИМХО наиболее подходящий лад для его обыгрывания мажорная пентатоника к которой добавляются пониженная третья и септима (e-f#-g-g#-h-c#-d-e)
« Последнее редактирование: Июля 28, 2009, 10:12:36 от Taps »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Септаккорды
« Ответ #25 : Июля 29, 2009, 02:06:28 »
Верно подмечено, 11-й аккорд обыгрывается по-другому.Да.


... и добавил:
Это разновидность септаккорда, если верить той литературе по которой я учился.
Можно ссылку на данную литературу? Хотелось бы ознакомиться с этой литературой.

Оффлайн аЛёха

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
  • Guitar Pro Guru
    • Уроки Guitar Pro
Re: Септаккорды
« Ответ #26 : Июля 29, 2009, 15:31:59 »
Ого вы тут зацепились) Мужики, а есть у вас какие- нить наброски мп3, где вы эти знания применяли бы? Ну чтоб практически чем-то это все подкреплено было.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Септаккорды
« Ответ #27 : Августа 08, 2009, 18:26:06 »
Можно ссылку на данную литературу? Хотелось бы ознакомиться с этой литературой.
"Мой метод" И.Бойко. Если Вы замечали, иногда встречаются аккорды с приставкой add9. Так вот это означает, что в данном аккорде отсутствует септима, в остальных случаях (без приставки add) подразумевается, что она есть.

... и добавил:

Ого вы тут зацепились) Мужики, а есть у вас какие- нить наброски мп3, где вы эти знания применяли бы? Ну чтоб практически чем-то это все подкреплено было.
Я применяю свои знания в в импровизации напрямую и очень свободно. А что касается примеров - купи какой-нибудь диск с сильным джазом или джазовым фьюжном.
« Последнее редактирование: Августа 08, 2009, 18:28:18 от Евстафий »

Оффлайн SunMan Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2487
Re: Септаккорды
« Ответ #28 : Августа 08, 2009, 18:33:16 »
я когда ритм какой-то даже просто играю..вместо аккордов использую септаккорды..и так красиво и джазово получается..м...(хотя сам джаз не слушаю..гг)

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Септаккорды
« Ответ #29 : Августа 08, 2009, 19:33:53 »
"Мой метод" И.Бойко. Если Вы замечали, иногда встречаются аккорды с приставкой add9. Так вот это означает, что в данном аккорде отсутствует септима, в остальных случаях (без приставки add) подразумевается, что она есть.

... и добавил:
Я применяю свои знания в в импровизации напрямую и очень свободно. А что касается примеров - купи какой-нибудь диск с сильным джазом или джазовым фьюжном.
А.. Бойко. Слышал-слышал. Даже читать пытался :crazy: Надо будет еще раз пройти.

... и добавил:

Вот только название СЕПТаккорд смущает. Очень сильно. От слова семь. Вот и думай, какое отношение это имеет к четырехзвучному аккорду с ноной (девять)