Начнём с того, что количественная величина интервалов (прима, секунда, терция и т.д.) отображает количество ступеней, в них входящих, и не имеет отношения к количеству полутонов. Качественная же величина (большая, малая, чистая и т.д.) приписывает к количественной уточнение, которое уже учитывает количество полутонов.
Так, интервал C-D# будет являться увеличенной секундой несмотря на то, что энгармонически равен малой терции, потому что D# - это вторая ступень интервала. А вот C-Eb будет являться уже малой терцией, потому что Eb - третяя ступень интервала.
С этим понятно.
Теперь берём пентатонику. Возьмём Am. Она состоит из нот A - C - D - E - G.
Сразу приведу цитату из википедии:
Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Допустим, нам нужно определить интервал A-D из пентатоники Am. В диатонике это была бы кварта. А что получается в пентатонике? A-D включает в себя три ступени, а значит A-D в пентатонике - терция. И не простая, а увеличенная, которой в принципе не существует по описаниям (но может и существует, не знаю). Если попробовать посчитать A - C, то получаем не малую терцию, а увеличенную секунду.
Однако, считать таким методом пентатонику - запутать и себя, и всех, и выходит то, что классическая интервальная система даёт сбои при использовании её на недиатонических ладах.
На это в википедии есть особая приписка в теме пентатоника:
Например, назвать вторую ступень звукоряда № 3 (в нотном примере вверху) «секундой» (ввиду того, что это вторая ступень) означало бы запутать читателя, поскольку в данном звукоряде вторая ступень выше первой на малую терцию. Вместо «ступенной» терминологии предпочтительны термины, обозначающие «абсолютную» величину (интервальный объём) — по образцу древнегреческой гармоники, например, вместо «терция» — полудитон (или «гемидитон») и т. п.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0:
Приходим к тому, что для пентатоники необходимо использовать абсолютную систему интервалов из пифагорова строя
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9Заходим в раздел вики пифагоров строй и смотрим таблицу. Единственные названия этого строя, которые отличаются от классических - это полудитон, дитон и тритон (возможно, унисон тоже оттуда?).
Т.е., когда я имею ввиду полудитон и говорю, что в пентатонике Am между A - C полудитон - понятно, что я имею ввиду пифагорову систему. Однако, когда я говорю, что между A-D кварта, то какую систему я имею ввиду - не понятно. Потому что и абсолютная пифагорова система, и классическая система имеют одинаковое название кварта, но в классической оно обязательно должно включать 4 ступени, а в пифагоровой оно считается по количеству полутонов, и соответственно интервалы в обоих системах получаются разными, а называются одинаково.
Более того, из всей этой системы я периодически слышу упоминания лишь тритона, однако о дитонах и полудитонах я ни разу не слышал от каких-либо гитаристов - все просто забивают на то, что это неправильно, и говорят, что в пентатонике Am между A-C малая терция.
И вот тут я подумал о неидеальности системы интервалов и как это всё неудобно устроено. Ваши мнения по поводу этого? Как считать интервалы в пентатонике и вообще в любом ладу, который не диатонический? Может быть есть ещё какие-то абсолютные системы?