Автор Тема: Смены аккордов, последовательности, игра гамм  (Прочитано 9377 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Попробовал сочинить короткие ладовые фрагменты путем пения под аккомпанемент, потом перенес на гитару и записал. Вот что получилось:

... и добавил:

Кстати, если сочинять фразы на один аккорд (как посоветовал rocknrollplayer), будет ещё труднее.
под один аккорд будет фальшивить, надо под бас как мне объясняли.
« Последнее редактирование: Марта 01, 2013, 19:24:52 от ezplayer »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Modal system
У меня есть вопросы по тексту.
1. Как лучше перевести на русский язык термин "character note"?
2. Почему в одних ладах эта "character note" является основанием тритона, а в других — вершиной? Где закономерность?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А что считать основанием тритона? Он как "пифагоровы штаны"...
Закономерность в том, что мы имеем 4 лада (2 пары) с характерными ступенями, то есть все варианты, которые можно "выжать" из тритона.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
С тритоном - да, понял, "пифагоровы штаны"...

Всё равно, пока не совсем понятно, как определены "характерные ступени".
Почему, например, в ионийском 4 ступень — "характерная"?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Мне непонятно только с ионийским ладом.
По мне вся его структура - "характерная" и является отправной точкой для слухового сравнения с другими.

С остальными ясно - один звук тритона входит в трезвучие первой ступени и является устойчивым и не может быть характерным. Характерный звук лада - неустойчивый и входит в неустойчивый аккорд (unstable).
Может по этой же причине они считают 4ю ступень наиболее неустойчивой и характерной, тем более в джазе на первой ступени часто maj7 то есть в тонику включен один из звуков тритона. Еще одна возможная причина - аккорд второй ступени обычно содержит характерный тон.



Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Цитировать
один звук тритона входит в трезвучие первой ступени и является устойчивым и не может быть характерным.
А как же Ре - Ля-бемоль в Эолийском? Оба не входят в тоническое трезвучие... ???
Цитировать
Может по этой же причине они считают 4ю ступень наиболее неустойчивой и характерной, тем более в джазе на первой ступени часто maj7 то есть в тонику включен один из звуков тритона
У того же Mark Levine в его Jazz theory book 4 ступень ионийского называется "avoid note" как раз по этой причине. Даже играя не септ а трезвучие, Фа будет диссонировать с Ми.
Но в этой книге написано, что "любой диатонический аккорд, содержащий характерную ступень, очень неустойчив, и стремится в более устойчивые аккорды". В случае Cmaj7 - Dm7 - Em7 согласен, третий аккорд очень близок к первому. Но следуя такой логике - трезвучие G более устойчивое,  чем Dm7 ?
Возможно, автор все же принял Ионийский за "отправную точку", но не написал об этом? ???

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А как же Ре - Ля-бемоль в Эолийском?
С эолийским похожая история, что и с ионийским - его структура так же эталон и отчасти поэтому они и легли в основу функциональной двуладовой гармонической системы -  оба звука их тритонов разрешаются в звуки тонического трезвучия.
Часто характерной ступенью эолийского минора считают седьмую низкую ("эолийская септима" в миноре - см.таблицу под спойлером в #62), как бы сравнивая монодический лад с гармоническим (функциональным) минором.

Цитировать
Даже играя не септ а трезвучие, Фа будет диссонировать с Ми.
Смотря как играть...  Ее часто играют.  Понятно, что лучше не останавливаться, как на устойчивой... Но в крайнем случае в аккорде можно заменить терцию на sus4 и ничего не будет диссонировать ).
Цитировать
Но следуя такой логике - трезвучие G более устойчивое,  чем Dm7 ?

По моему не совсем корректно в "мелодических" ладовых гармониях сравнивать - более устойчив-менее устойчив. Там вся фишка, что сильна переменность, которая зависит от многих факторов. Поэтому сравнивать можно, только, если тоника искусственно закрепляется, например, педальным басом. Тогда, если взять G/C, то оно будет более устойчиво (Cmaj7sus2), чем Dm/C.
Если же брать просто Dm7 - G - C, то мы оказываемся в функциональной гармонии и включаются другие правила.

Цитировать
Возможно, автор все же принял Ионийский за "отправную точку", но не написал об этом?
Вообще, честно говоря, к этой книге достаточно много вопросов. Я  привел выдержку из нее только ради последовательностей и своего рода "функциональности" (T и С )
« Последнее редактирование: Марта 02, 2013, 03:44:48 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Так, ну в целом понятно. Значит, "функциональность" будет такая: есть устойчивие аккорды, которые не включают "характерную ноту", и неустойчивые. При этом уменьшённые трезвучия запрещены вообще (и значит, более сложные аккорды на их основе тоже). Самый устойчивый - понятное дело, на первой ступени. Тогда, например, для дорийского Ля, будет так:

Тоника - Am (Am7)
Устойчивые (noncadencial chords) - С (Cmaj7), Em (Em7)
Неустойчивые (cadencial chords) - Bm (Bm7), D (D7), G (Gmaj7)
Аккорд F#dim запрещён.

Кстати, трезвучие G не содержит "характерной ступени". Значит, оно устойчиво, а септаккорд - уже нет?

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Мне интересно вот еще что.  Про гаммы и последовательности. Не про народные лады, но все же по теме.

Понятно, что даже одна единственная нота будет звучать совершенно по разному с разными аккордами.
Что бы убедиться в этом, достаточно играть одну единственную Ми на некое количество аккордов, включающих эту ноту.

Вопрос в следующем: какие есть базовые принципы обыгрывания не самих аккордов в последовательности, а МОМЕНТОВ ИХ СМЕН.

Кроме того, как связано построение фраз и СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ в прогрессии аккордов?

Выскажите некоторые мысли на этот счет, пожалуйста.

PS: внизу есть gtp с простейшим 4х тактом. Если кто-то готов проиллюстрировать свой ответ на его примере, буду очень благодарен!

Данный вопрос навеян тем, что слушая соло Кирка или чьи-либо еще соло, я интуитивно ощущаю связь построения фраз с сильными долями и сменами аккордов, но не могу для себя их сформулировать  :)

Моя версия в rar , формат gpx
« Последнее редактирование: Марта 02, 2013, 11:31:36 от vs_difer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
есть устойчивие аккорды, которые не включают "характерную ноту", и неустойчивые.
Только эти "правила" касаются не вообще ладовой музыки, а, типа, "один из способов, как построить ладовую прогрессию новичку".
Функции тоже условно-упрощенные, и воспринимать в контексте объяснения.
И я бы не стал "некаденционные" аккорды относить к устойчивым. Они скорее "нейтральные". Устойчива только тоника.
Здесь ответ и на вопрос об устойчивости "G-G7".

И на самом деле - избегать это не значит, что они запрещены. Просто они очень легко могут включить функциональное восприятие оборота.  И к тому же выпадают из стиля.
Но в некоторых "аккордовых мелодиях" они могут использоваться как проходящие.
« Последнее редактирование: Марта 02, 2013, 11:29:51 от eye »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Вот за счет чего все обычные гаммы звучат так хорошо в этом примере ? Ритмика ?

Оффлайн Airstream

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 82
vs_difer, сканированные страницы - это все из одной книги или разные?
« Последнее редактирование: Марта 02, 2013, 15:07:04 от Airstream »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  Я же все подписал... Кроме последней. Потом подпишу

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Хотел продолжить тему следующим примером и вопросом.
Музыка - известное небольшое соло Farewell Ballad.
The Official Zakk Wylde 'Farewell Ballad' at Jamtrackcentral.com

Я попытался проанализировать его гармонию. И вот что получилось...

Вопрос следующего порядка: происходит ли модуляция в соло, если я на аккорды играю гаммы, свойственные этим тональностям, а не D-moll?
PS: минусовая фонограмма прилагается

(анализ идет не с самого начала, а после небольшой паузы)

PPS: табы гтп внизу.

Что происходит с точки зрения муз. теории при игре гаммы A-dur на аккорд A... и.т.п. Учитывая что музыка идет в D-moll?
« Последнее редактирование: Марта 11, 2013, 21:32:42 от vs_difer »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Для всех тех, кого интересует тема. Нашел очень хороший урок от

Marty Friedman

Guitar Lesson - Melodic Control.